521

Новые правила на винном рынке Украины

15 мая Украина вступила в ВТО, в связи с чем изменились правила игры на ее алкогольном рынке. Для импортного алкоголя снижаются тарифные барьеры. Ставки таможенной пошлины на вина уменьшены в 10 раз – до 0,3-0,4 евро за литр, лишь на игристые установлены на уровне 1,5 евро/л. К 2011 г. должны быть отменены пошлины на крепкие спиртные напитки и вермуты. В переходный период они составляют на вермуты 1 евро/л, на коньяк, джин, граппу, ликеры и другие – 3,5 евро/л абсолютного алкоголя (было 7,5 евро/л). Местные виноделы в панике, т.к. ожидают наплыва импортных вин. Прогнозируют расширение их присутствия в нынешнем году на 40% и борьбу за передел рынка между десяткой главных игроков. Импортеры вин из дальнего зарубежья больше внимания уделяют продвижению вин стран Нового света (их ниша - 40-60 гривен за бутылку). В свою очередь украинские вина подорожают из-за необходимости увеличивать рекламные бюджеты. Рассмотрим расстановку сил на украинском рынке тихих вин на основе данных, предоставленных «ЛП» коллегами из специализированного журнала «Акциз» (Киев). В последние годы этот рынок стабильно рос. В 2005 г. он оценивался в 205 млн бутылок, из которых местные производители заняли 91,3%, молдавские – 6,14%, грузинские – 1,8%, французские – 0,36%. В 2006 г. он увеличился до 230,6 млн бутылок, или на 13%, где Украина – 89,9%, Молдова – 7,56%, Грузия – 1,79%, Франция – 0,33%, Чили – 0,16%, Италия – 0,11%. В 2007 г. тихие вина прибавили еще 8,7% - до 250,8 млн бутылок. И позиции стран-производителей продолжили понемногу меняться: Украина – 88,4%, Молдова – 7,96%, Грузия – 2,2%, Франция – 0,49%, Чили - 0,35%, Италия – 0,24%. Рынок игристых вин на две трети меньше тихих. В прошлом году он исчислялся 76,5 млн бутылок, где господствует Украина – 98%. Молдове удалось отвоевать лишь 1,18%, Грузии – 0,22%, Франции – 0,19%, Италии -0,34%. Однако, несмотря на расширение молдавского присутствия на алкогольном рынке, отношения многих отечественных производителей с украинскими оптовыми покупателями не складываются. Например, АО «Burlacu-vin» в прошлом году отгрузило украинскому предприятию виноматериалы. Поскольку молдавская продукция потеряла основной рынок сбыта, особого спроса на нее не было. Поэтому предложение из соседней республики обрадовало. Хотя стороны договорились о невысокой цене, зато был обещан быстрый расчет. Однако и по сей день деньги не поступили. «Burlacu-vin» вынуждено готовить документы для обращения в суд, а продукцию теперь реализует на внутреннем рынке. Одно из предприятий первичного виноделия, руководитель которого просил его не называть, последние поставки виноматериалов на Украину осуществило нынешней весной винодельческой компании «Коблево» (входит в десятку крупнейших). После этого украинский производитель вообще отказался приобретать в Молдове сырье, объяснив это тем, что в настоящее время его необходимый объем покрывают собственные виноградники. Других покупателей пока не нашлось. «Сложность в том, что наш винзавод на 350 га посадил виноградные плантации, которым по 5-6 лет, и они плодоносят, - говорит генеральный директор. - Осенью прошлого года украинский производитель приобретал у нас и виноград в свежем виде. В новом сезоне ему и виноград не нужен. Сегодня виноделие стало нерентабельным производством. Мы реализовывали необработанные виноматериалы по $0,5, сегодня это менее 5 леев за литр. И то украинцы согласились брать только белые и купажные красные. Каберне и Мерло их не устраивали, потому что стоят дороже. Но продавать вино дешевле 5 леев/л нет смысла». Больше повезло ООО «Standart-vin plus», которое работает на украинском рынке с 1990-х годов. Даже в период регионального кризиса 1998-го оно осуществляло поставки вин, но не молдавских, а из Македонии и Венгрии. Секрет в том, что данное предприятие является акционером СП «Киевский завод шампанских вин», для которого отгружаются виноматериалы, произведенные «Standart-vin plus». Его руководителя спрашиваю: «Не отразится ли на позициях молдавских вин вступление Украины в ВТО?» Он не исключает негативных последствий, если государственная политика в нашей экономике не изменится. В таком случае это скажется на молдавской продукции на всех рынках. Если стоимость винограда в вине будущего сезона - $0,4 плюс расходы по транспортировке и переработке, то за ординарные виноматериалы нужно просить $0,7-0,8. По такой цене их никто не купит. Во всех винодельческих странах они дешевле. Несколько лет лидирует по экспорту на украинский рынок компания «Alianta-Vin». За первые шесть месяцев 2007 г. ее поставки бутылированных вин составили $1,37 млн., за аналогичный период 2008-го – на $1,67 млн., увеличившись на 22%. В натуральном выражении рост еще заметнее – 27% (120 тыс. дал по сравнению с 95 тыс. дал). Чем объясняется этот успех? Как рассказал финансовый директор Василий Гинда, работа строится на партнерстве с двумя украинскими дистрибьюторами - «Винфортом» и «Petrus Alco». После событий весны 2006 г. в России «Винфорт» является самым крупным импортером молдавского вина. И большая часть успеха «Alianta-Vin» - его заслуга. Однако и другие наши производители сотрудничают с этим дистрибьютором, но продвигают свою продукцию в довольно высокой ценовой категории, которая объективно не может найти там своего массового покупателя. Это положение и далее будет сохраняться, т.к. продолжается укрепление молдавского лея по отношению к гривне. За последние полтора года он прибавил в весе почти 20%. Значит, на столько же упала покупательная способность украинского потребителя. К тому же очень трудно конкурировать в такой ценовой категории (порядка $20) с классическими западными винами – французскими, чилийскими, калифорнийскими, аргентинскими, поскольку в каждой из этих стран государство активно рекламирует себя как винопроизводителя. А в нашей республике экспортеры предоставлены сами себе. - Большая часть продукции «Alianta-Vin» (ординарные вина в классической бутылке) в рознице продается в ценовой категории порядка 20 гривен. Но некоторые вина доходят до 50 гр. Для сравнения: крымские вина хорошего качества стоят на полках около 40 гр. Если придерживаться того, что молдавские вина не должны стоить дороже, чем на 10%, аналогичных украинских, то в цену до 45 гр. можно уложиться. Позиционировать их дороже нет смысла. Структура потребления вина на Украине отличается от России - на Украине примерно 90% приходится на местные вина. Пробиться на рынок, где есть мощное собственное производство, очень трудно. Вопреки бытующему мнению, что якобы на Украине предпочитают сладимые вина (это соответствует действительности в восточных областях, соседствующих с Россией), наша компания поставляет сортовые вина только сухие. Например, серия «Casa Veche» продается более 700 тыс. бутылок в год. Купажные вина занимают 10-15% от общего объема. Техническая сторона продвижения наших вин лежит на дистрибьюторах. Считаем, что основное значение имеет выкладка на полках и рекламные акции в местах продажи, т.к. существуют ограничения на рекламу алкоголя, - говорит Василий Гинда. В последние годы государственная политика в отечественном виноделии нацелена на производство высококачественных вин. Но насколько перспективна наша работа в этом направлении для украинского рынка? По мнению собеседника, в этом сегменте молдавские виноделы, если захотят, могут доминировать. Вопрос - насколько он крупный? Он может быть 1-2% от общего объема рынка, т.е. 3-4 млн бутылок марочных и коллекционных вин. Доля молдавских в нем – 300-400 тыс. бутылок – возможна. Но насколько это интересно, если разделить данное количество на всех экспортеров? Украинскому рынку предстоит очень долгий путь, чтобы дойти до объемов потребления вин в Западной Европе и Северной Америке. Если там пить вино хорошего качества – норма, то на постсоветском пространстве потребители тяготеют к более дешевым продуктам, которые им по карману. «В связи с вступлением Украины в ВТО подешевеют вина из дальнего зарубежья. Стоит ли нам этого опасаться?» - спрашиваю. – «Опасаться нам стоит не столько конкуренции со стороны этих вин, а тенденции к дисбалансу валют между Молдовой и Украиной. Молдавский лей укрепляется слишком быстро. Исходя из этого, наши вина могут войти в такую категорию, когда разница в качестве не сравнится с ценовой. При этом главным конкурентом для нас по-прежнему будет украинский продукт. И вина из стран зоны евро или доллара тоже будут проигрывать местным производителям из-за валютной составляющей. Объективный прогноз - в ближайшей перспективе произойдет падение объемов экспорта на Украину, но в первую очередь потому, что часть вина переориентируется на российский рынок». Наших виноделов упрекают в пассивности в области продвижения. Но один из ведущих производителей молдавских качественных вин предложил Софии Ротару стать лицом компании. Ее сын, через которого велись переговоры, назвал сумму в $1 млн, после чего вопросы отпали. Однако это натолкнуло саму певицу на мысль стать виноделом, ведь у нее проблем с продвижением не будет. В июне этого года власти Крыма выделили ей на 49 лет участок под виноградник площадью 14 соток, принадлежащий Национальному институту винограда и вина «Магарач». Винодельню она планирует открыть на базе Массандровского завода.
0