508

Налоги и политика

Несколько лет назад минфин пообещал бизнесу оставлять интервал между принятием и введением в действие изменений налогового законодательства не менее полугода и инициировал соответствующие поправки в закон о бюджетной системе и бюджетном процессе. Закон, определяющий налоговую политику на 2009 год, опубликовали 25 июля – почти вовремя. Правда, в датах вступления в силу разных статей закона надо разбираться отдельно: всего таких дат пять, а три из них придают соответствующим законодательным нормам ретроспективный характер. Как разъяснила для «ЛП» начальник управления налоговой политики министерства финансов Анастасия Чертан, «все изменения, касающиеся налоговой политики на 2009 год, в том числе в области подоходного налога, акцизов и местных налогов и сборов, вступят в силу с 1 января нового года. Остальные поправки на налоговую политику 2009 года не повлияют». В парламенте тоже исходили из этого принципа. Депутаты предложили, чтобы новые ставки акцизов вступили в силу с нового года – это налоговая политика, а приведенные в соответствие с новым классификатором товаров новые коды в перечне подакцизных товаров и по всему тексту Налогового кодекса – с 25 июля этого года: они к налоговой политике отношения не имеют. Принятые парламентом новые положения о налоге на воду касаются налоговой политики, но не на 2009-й, а на 2008 год. С 1 января этого года начали действовать новые механизм взимания и ставка налога на воду: 1 лей за кубометр воды, добываемой из источников. Когда в 2007 году обсуждали эти нововведения, добывающие предприятия выказывали недовольство, и это неудивительно: администрирование налога на воду действительно упростилось, потому что количество плательщиков резко сократилось, но последние получили эксклюзивное право на уплату налога на добываемую ими воду по удвоенной ставке. Отмененный механизм предусматривал корректировки налогооблагаемой базы по налогу на воду, учитывавшие потери при добыче воды, а новый – нет. А так как и на уровне потребления потери воды по разным причинам очень заметные, то на добытчиков легло тяжелое бремя компенсации совокупных потерь. Чтобы их возместить, надо было увеличивать потребительские тарифы. Но для большой части потребителей не по средствам оплата воды и по действующим тарифам. Когда все эти факторы довели до сведения минфина, было принято решение пересмотреть ставку налога: ее снизили в три раза и дали ее действию обратный ход. Ставку 0,3 леев за куб. метр рассчитали исходя из суммы потерь при добыче и распределении воды и платежей по налогу на воду в 2007 и 2008 гг. Бюджет не пострадает, говорят в минфине. И депутаты это решение поддержали.Парламентарии не возражали и против других ретроспективных поправок, тем более изменений технического характера. Когда 10 августа 2007 года законом было отменено обязательное условие об отсутствии долгов перед бюджетом при получении налоговых льгот, авторы исключили его только из I раздела НК. Это положение хоть и не действовало все это время, но оставалось в законах о введении в действие нескольких разделов НК. Тогда парламент не заметил эту погрешность. Как еще раньше не заметил другую. С 4 мая 2007 года вступила в силу новая редакция ст. 292 НК. Она предусматривает, что индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, в которых среднегодовая численность работников на протяжении налогового периода не превышает трех единиц и которые не зарегистрированы в качестве плательщиков НДС, представляют единую налоговую отчетность по местным сборам. Авторы закона и законодатели упустили из виду освобождение крестьянских (фермерских) хозяйств от уплаты налога на благоустройство территории. Сейчас о нем вспомнили и техническую ошибку исправили. Но такого полного единодушия специалисты минфина и депутаты достигли не по всем статьям.По предложению минфина, финансовые учреждения должны были платить сбор за размещение объектов торговли и социальных услуг наравне с торговыми точками, мастерскими, автомойками, парикмахерскими и др. Максимальная ставка для этой категории плательщиков, предложенная минфином, должна была составить 12 тыс. леев в год. Сколько «стоит» это предложение, сложно было спрогнозировать: местные власти сами устанавливают ставки сборов и льготы по ним. Местным бюджетам такое расширение налогооблагаемой базы не повредило бы. Но парламент эту поправку не пропустил. В стенограмме заседания парламента есть ссылки на это предложение минфина, есть и отрицательная его оценка, но нет аргументации депутатов. Окончательные доводы парламентариев неизвестны. Зато абсолютно ясно, что у финансовых учреждений сильное лобби. Об отмене льгот по подоходному налогу в связи с введением нулевой ставки профессионалы и политики тоже спорили. Аргументы депутатов читайте в стенограммах заседаний парламента от 27 июня и 10 июля. Они отражают отношение к этому решению налогоплательщиков, получивших льготы незадолго до начавшегося процесса либерализации экономики и особенно пользующихся льготой для малого бизнеса. «Как могут доверять Молдове иностранные инвесторы, вложившие свои средства в производство программных продуктов в нашей республике, начиная с 2005 года, благодаря введению в действие соответствующей льготы по подоходному налогу, гарантированной законом независимо от того, распределяются или нет дивиденды?» – вопрошал депутат Валериу Гума. Депутаты настояли на предоставлении получившим льготу возможности использовать ее сполна. Значит ли это, что новые заявления на льготы приниматься не должны? Если ограничений на получение льгот не будет, надо полагать, новых заявлений может оказаться немало. В налоговой инспекции не готовы ответить на вопрос, будет ли всеобщим право на получение льгот по подоходному налогу. Лето – сезон отпусков.В вопросе об изменении налогооблагаемой базы по местному сбору за парковку автотранспорта позиции парламентариев и минфина, наоборот, совпали. Вместо действующего принципа взимания налога с легко скрываемого дохода от продажи услуг по парковке законодатели утвердили более прозрачный – от площади парковки. Максимальная ставка утверждена в размере 6 леев за квадратный метр в год.По инициативе парламента из перечня подакцизных товаров был исключен кофе. Справедливости ради надо заметить, что этот вопрос давно обсуждался теоретиками и практиками. Импортеры и любители кофе всегда говорили, что кофе – не роскошь, а продукт питания. Минфин колебался. У законодателей оказались абсолютно объективные резоны: на Украине кофе – не подакцизный товар, в Румынии акциз на кофе постепенно уменьшают – до полного отказа от него в 2011 году. Налог на недвижимое имущество и в следующем году будет регламентировать не VI раздел НК, а закон о его введении в действие. Учитывая решение правительства о продлении программы по переоценке недвижимого имущества в целях налогообложения до 2011 года, минфин спланировал переход на новые рельсы в налогообложении на 2012 год. Парламент настоял на 2010-м. Депутаты недовольны тем, что юридические лица платят копеечный налог за большие объекты, в то время как гражданам начисляют тысячи леев за неправильно оцененные дома и квартиры. Народные избранники хотят ускорить реформу. Остальные законодательные поправки, предложенные минфином, дискуссий не вызвали. Применение акцизов на товары (кроме импортных сигарет), поставляемые с таможенной территории в магазины duty-free и отпускаемые из этих магазинов и возмещение акциза по этим поставкам будут осуществляться, как предусматривают отредактированные ст. 124 – 125 НК. Индексация фиксированных ставок и фиксированных составляющих смешанных ставок, по прогнозам минфина, приведет к росту доходов бюджета в 2009 году на 50 млн леев. В области НДС изменения незначительные. Из них самое неожиданное – возвращение к режиму обложения по нулевой ставке поставок товаров и услуг, предназначенных для проектов технической помощи. В прошлом году и раньше эти операции облагались по нулевой ставке, а с начала этого года были освобождены от НДС. Потребовалось совсем немного времени, чтобы по достоинству оценить старую практику. Аудиторам, обязанным, в соответствии со ст. 9 нового закона об аудите, страховать аудиторские риски, разрешен вычет соответствующих расходов в размере до 15% дохода от продаж аудиторских услуг за отчетный год. Резидентам оставили вычет любых сделанных ими пожертвований на благотворительные цели и спонсорскую поддержку в размере не более 10% облагаемого дохода месяца, в котором осуществлены соответствующие расходы. Но с превышения допустимых нормативов расходов, связанных с пожертвованиями в благотворительных целях и спонсорской поддержкой, налогоплательщики будут выплачивать налог в размере 15%.На этой неделе правительство предложило отменить 15%-ный налог на дарения для юридических лиц – в связи с привлечением бизнеса к восстановлению сел, пострадавших от наводнения. Видимо, логично было бы сделать соответствующую оговорку и для благотворителей.
0