507

Белорусские специмпортеры

Белорусский рынок и ранее характеризовался некоторыми особенностями – ежегодным выделением импортерам квот, платой за них, определением акцизов только на полугодие. В прошлом году между Молдовой и Белоруссией произошел обмен нелюбезностями (с нашей стороны - запрет вывоза виноматериалов, на которых держалось винное производство в РБ, а с той - отказ принимать наше бутылочное вино). Вполне закономерно в Белоруссии появилась программа отечественного виноделия, предусматривающая сокращение импорта бутылированных вин и увеличение ввоза сырья. Так, на 2008 г. (I квартал) правительство выделило квоты на импорт натуральных виноградных вин в размере 100 тыс. дал и столько же на игристые, а на виноградные виноматериалы – 4 млн дал и без оплаты за квоту. 29 февраля президент Белоруссии издал уже ставший знаменитым декрет №3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий», который отменил квотирование импорта алкоголя и учредил институт специмпортеров. 17 апреля Верхняя палата парламента одобрила этот декрет, и на этом наш экспорт почти остановился. Квоты на первый квартал были выбраны. Основной объем поставок виноградного вина в январе-марте был осуществлен из Молдовы – около 950 тыс. дал, Украины – 17 тыс. дал, Италии – 15 тыс., Франции – 12,3 тыс., Испании – 12 тыс. Экспорт алкогольной продукции из Молдовы в Белоруссию за первые шесть месяцев оценивается в $21,7 млн, или на 36% больше соответствующего периода 2007 г. Бутылированных тихих вин было отправлено 96 тыс. дал, игристых – 12 тыс. дал, виноматериалов - 1,9 млн дал, дивинов - 4 тыс. дал (в 2007 г. – 11,8 тыс. дал). Результаты конкурса на ввоз алкоголя в мае-сентябре объявили лишь 18 июня. А цикл поставки длится 70-120 дней. Из 30 компаний, занимавшихся импортом бутылированной продукции, остались 15. Так что многие молдавские предприятия потеряли наработанные связи. Налив могут закупать 28 белорусских заводов. В конце июня был объявлен конкурс импортеров для ввоза в IV квартале.Министр торговли РБ Александр Иванков сообщил в прессе: «Ввозить будем в бутылках только алкоголь среднего и высокого ценового сегмента. Более дешевое спиртное планируется импортировать лишь в виде виноматериалов, чтобы делать из него готовую продукцию в Белоруссии. Так как мы проводим подобный конкурс первый раз, мы решили определить сроки поставок с мая по сентябрь, чтобы посмотреть, насколько состоятельны наши импортеры, как они выдерживают заявленные параметры. А в сентябре условия конкурса для специмпортеров алкоголя могут быть скорректированы». В компании «Acorex Wine Holding» считают, что до сентября кардинально ситуация не изменится. В первом квартале 2008 года молдавские производители успели отгрузить в Белоруссию около 1 млн бутылок, но уже в апреле экспорт бутылированных вин остановился. Тем не менее, в ожидании официальных результатов конкурса на определение специмпортеров, «AWH» вел переговоры о дальнейшем сотрудничестве, были обговорены ассортимент, объемы и цены. Предприятие, занимавшееся импортом вин от «Acorex», тоже получило лицензию.«Acorex Wine Holding» может осуществить отгрузку в течение недели, задержка только за акцизными марками. Но, учитывая указание президента Лукашенко – замещать импорт собственным производством, белорусскую сторону больше интересуют молдавские виноматериалы. Недавно по приглашению Торгово-промышленной палаты из РБ приезжала группа директоров винзаводов. Они познакомились с возможностями молдавских виноделов, провели переговоры, но пока конкретных предложений не поступало. Для наших предприятий оптимальным решением, возможно, является создание СП и участие в них виноматериалами, которые будут разливаться на территории Белоруссии. Однако создавать с нами совместные предприятия белорусы не торопятся. При этом виноградные вина, разлитые белорусскими виноделами, заметно отличаются от продукции, произведенной в Молдове.Опыт создания совместного предприятия есть у АО «Agrovin-Bulboaca» в партнерстве с Торговым домом концерна «Белгоспищепром». Небезызвестное СП «Moldbelvin», в котором доля молдавского учредителя 80%, было создано в апреле прошлого года. Через это «единое окно» планировалось пропускать все отечественные виноматериалы для белорусского рынка. Но через две недели запрет экспорта наливом был отменен. «Идея «Moldbelvin» не была хорошо продумана, - говорит генеральный директор «Agrovin-Bulboaca» Спиридон Палий. – В первую очередь к этому не были готовы белорусские соучредители. Поначалу хотели все поставки отгружать в адрес Минского завода игристых вин. Но нужно учесть, что в Белоруссии существует госплан по объемам, который не удалось обеспечить нашему СП. Молдавские виноделы не приняли экспорт через «единое окно». Поэтому оно хотя и было создано, но не работало. В этом году в повестке дня собрания акционеров стоял вопрос о ликвидации «Moldbelvin», однако белорусская сторона предложила с этим повременить и рассмотреть другие варианты его работы, может быть, ввоз фруктов и овощей». В настоящее время «Agrovin-Bulboaca» ведет переговоры с одним из белорусских винзаводов о создании совместного предприятия, чтобы в РБ разливать молдавский виноматериал. А пока готовятся к отправке несколько вагонов бутылированной продукции – высококачественных вин и крепких напитков. Наливом пока не планируют поставлять, хотя на предприятии еще есть ординарные виноматериалы, пользующиеся спросом на данном рынке. На самом деле для поставок наших виноматериалов в Белоруссии есть хорошие перспективы, т.к. в течение 2008-2010 гг. белорусские винзаводы должны уменьшить производство плодовых вин на 30%. За первое полугодие их продажи уже снизились на 11%.Старожилом белорусского рынка является АО «Carahasani-vin», которое работает на нем 10 лет. В 2006 г. это предприятие экспортировало в Белоруссию 3 млн бутылок вина из 18 млн - от всей республики. В 2007-м, по известным причинам, его поставки уменьшились, а в октябре-ноябре прошлого года пришлось и наливом отгружать. По мнению генерального директора «Carahasani-vin» Сергея Пануша, мы потеряли второй по величине рынок. В настоящее время интерес к молдавским бутылированным винам намного меньше. Сегодня импортеры не хотят их закупать в Молдове, т.к. у нашей продукции высокая себестоимость, из-за которой рентабельность импорта низкая. Выгоднее завозить аргентинские, чилийские, немецкие вина. Несмотря на дружеские партнерские отношения, закупщики говорят: «Извините, мы хотим зарабатывать». До 2007 г. из всего объема импортных вин 70-75% было молдавских. Скорее всего, по итогам года наша доля снизится до 25-30%.О 50% рынка можно мечтать. Хотя квоты отменили, но планируются объемы ввоза, что по сути одно и тоже. Зачем на заявленный объем брать молдавские вина, если их можно заменить французскими с более высокой маржой? «Carahasani-vin» продает свою продукцию по 88-95 евроцентов за бутылку, считая это хорошей ценой. Отношения строятся на 50-процентной предоплате и окончательном расчете в течение 30 дней после получения товара. Некоторые отечественные предприятия ломают рынок, предлагая вина по 62-78 евроцентов, «Кагор» - по 82-83. А потом мы удивляемся, почему за молдавские вина не платят больше?АО «Vismos» готовится к первой поставке на белорусский рынок в новых условиях. Продукция проходит процедуру сертификации, и на днях будет отправлена. Об изменениях правил «игры» рассказал генеральный директор компании Константин Олару: - Требования стали очень жесткими. Если раньше можно было написать письмо-гарантию о том, что мы не используем в производстве продукции красители и ароматизаторы, то теперь нас обязывают провести анализ на отсутствие красителей и ароматизаторов в лаборатории Института виноградарства и виноделия (в Центре качества эти испытания пока не выполняют). Также необходимо получить сертификат из Центра по тестированию пестицидов, где нашу продукцию проверяют на содержание четырех видов пестицидов. Из прежних документов - гигиенический сертификат на содержание радионуклидов и тяжелых металлов, сертификат соответствия и протокол испытаний. Кроме того, сложность в том, что импортеры заказывают большой ассортимент, но малыми партиями (по 1,8-2 тыс. бутылок), и все эти сертификаты нужны на каждую позицию. Пока нет точных данных, на сколько, но уже ясно, что продукция стала дороже. «Vismos» среди первых был аккредитован в системе СТБ (стандарт Белоруссии). На производство приезжали из Минска эксперты Института по стандартизации, и в результате мы получили сертификат соответствия в системе СТБ на игристые и марочные вина и на «коньяки». Была договоренность о том, что если предприятие имеет такую сертификацию, то анализы при ввозе будут делать выборочно. И если не появится расхождений с нашими результатами испытаний, то их примут за основу. С такими сертификатами наша продукция должна растаможиваться значительно быстрее. Но пока этого не происходит, что-то еще не срабатывает. В настоящее время мы работаем по программе (вместо квот) III квартала, объемы IV-го еще неизвестны, что тоже создает дополнительные сложности.
0