566

"Народный автомобиль" забрали у народа

«Народный автомобиль» переходит в собственность компании, выпускающей дорогие спорткары. Немецкая Porsche до конца года станет владельцем контрольного пакета акций другого немецкого автоконцерна - Volkswagen. Хотя обоими предприятиями владеют потомки знаменитого конструктора Фердинанда Порше, путь к консолидации активов оказался нелегким. Подготовка к сделке заняла не один год, а сама сделка стала возможна лишь после вмешательства Евросоюза, который отменил специальный закон, защищающий Volkswagen от поглощений.Немцы всегда боялись, что Volkswagen станет объектом поглощения со стороны зарубежных компаний. Чтобы ценный актив не ушел к иностранцам, в 1960 году и был принят специальный «Закон о Volkswagen», согласно которому все совладельцы, имеющие двадцать и больше процентов акций, уравнивались в правах. Это с одной стороны делало скупку акций Volkswagen для иностранных, да и германских инвесторов делом бессмысленным, но с другой превращало Volkswagen в самую настоящую народную компанию. Ведь 20% ее акций принадлежали правительству Нижней Саксонии, которое могло влиять на все решения совета директоров. На деле это означало, что профсоюзы получали возможность принимать самое непосредственное участие в управлении концерном, вплоть до решений, где открывать или не открывать новые предприятия и какую зарплату платить рабочим. После почти полувека «народовластия» в дело вмешался Евросоюз: в прошлом году Европейский суд отменил «Закон о Volkswagen», доказав, что документ идет вразрез с правилами ЕС о свободном движении капитала. К слову сказать, владельцы компании давно ратовали за отмену закона - он снижал инвестиционную привлекательность их активов, а постоянная оглядка на профсоюзы не позволяла, например, перенести производственные мощности в страны с более дешевой рабочей силой и сэкономить на зарплатах и социальных пакетах. Владельцы Porsche еще до принятия решения об отмене злополучного закона начали скупать акции Volkswagen - последняя является одним из основных поставщиков Porsche, и уйди она в чужие руки, Porsche оказалась бы заложником ценовой политики иностранных компаний, а возможно, и конкурентов. Но взаимопонимание внутри семьи, видимо, было полным, председатель правления Volkswagen Фердинанд Пих (внук Фердинанда Порше) не стал скрывать удовлетворения узнав, что Porsche взяла кредит в 10 млрд евро специально для поглощения его компании. По завершении сделки потомки Фердинанда Порше консолидируют свои активы, совет директоров Volkswagen потеряет самостоятельность в принятии решений, но получит доступ к самым современным и экологичным технологиям, находящимся в распоряжении Porsche, а главное - вырвавшись, наконец, из под опеки профсоюзов, Volkswagen, ведущий активную экспансию на азиатские рынки, сможет перенести туда производство большинства новых моделей. В России, которую VW рассматривает, как один из перспективных рынков, уже действует сборочное производство компании. По заявлению директора по производству Оливера Грюнберга, пока на заводе в Калужской области задействовано лишь 5% мощностей (в этом году с его конвейеров должны сойти 70 тыс. автомобилей), но к 2010 году завод заработает на полную. Кроме того, уже в следующем году российский завод перестанет заниматься лишь отверточной сборкой и начнет осваивать производство автомобильных кузовов.
0