495

"Швейникам" не хватает людей и поддержки

Последние несколько лет в экономике страны существовала некоторая эйфория, связанная со швейной промышленностью. Предприятия отрасли наращивали темпы работы, в основном на давальческом сырье. Открывались не только новые предприятия, но и центры по обучению швей и закройщиц с последующим трудоустройством. Молдавские фабрики работали по заказам известнейших международных брендов. Пошли разговоры о том, что инвесторы собираются переносить в Молдову из Румынии и Болгарии крупные швейные предприятия. Удельный вес отрасли в общем объеме производства промышленной продукции достиг 10%. "Швейка" даже возглавила список отраслей-экспортеров, опередив традиционные аграрные направления. Молдова начала примерять на себя репутацию Вьетнама и Малайзии как производителей высококачественной и недорогой конфекции.Была даже разработана Стратегия развития легкой промышленности. Правда, ее проект где-то затерялся в коридорах правительства, и узнать, в каком направлении предполагалось развивать отрасль, сейчас не представляется возможным. Однако по данным Национального бюро статистики, в январе-июне текущего года производство швейных и меховых изделий в стране составило всего 87,8 % от уровня первого полугодия прошлого года. При этом статистика ежемесячных индексов цен промышленной продукции свидетельствует о том, что поставки на внешний рынок в первом полугодии осуществлялись по ценам от 95,5% (июнь) до 101,0% к прошлогодним (общий итог за полугодие - 99,36%. На внутренний же рынок продукция идет с уверенным ростом цен: от 105,6% в январе до 111,5% в мае и июне. Рост на 10% за полгода - это совсем немало. Хотя, возможно, это просто соответствие уровню реальной инфляции или даже отставание от нее.В любом случае, закономерен вопрос: имеем ли мы дело с устойчивой тенденцией к спаду отрасли, или это все же временные трудности? "В первую очередь, на показатели повлияло укрепление курса лея, - говорит генеральный директор кэлэрашского АО "Кодрянка" ( 527 работников, филиалы в Кишиневе, Единцах и Унгень) Павел Аксенти. - Например, в начале апреля я отгрузил своему контрагенту в Германии партию продукции по курсу 16,7 леев/евро. Но когда валюта поступила на наш счет, курс был уже 16,1. Сейчас выписываем фактуры из расчета 15,2-15,3 леев за один евро. Резкое укрепление лея обеспечило, как минимум, 7-8% из 12,2% спада.Второе. Очень подешевел доллар. И в тех странах, где продукция продается за американскую валюту, она уходит как горячие пирожки. На европейском рынке произошли перемены: они отказываются от самостоятельного производства швейных изделий, и закупают их на других рынках.Например, Украина. Для них евро - не авторитет. Да, падение доллара по ним сильно ударило, но их продукция стала намного дешевле и они выигрывают за счет объемов.Вторая группа причина намного сложнее. Уровень цен за услуги по пошиву, на котором мы сейчас работаем, достиг предела. Мы сейчас наравне с Украиной. В Грузии, например, аналогичные работы стоят 60% от наших. И многие клиенты переориентируются на Грузию. А есть и страны Средней Азии: Узбекистан, Таджикистан, где народу много и рядом нет Италии и Германии для трудовой миграции. Поэтому мы не можем, например, просто увеличивать заработные платы нашим работницам. Только за счет повышения производительности труда и повышения эффективности производства. Третье. В Молдове - большие проблемы с рабочей силой. И некоторые предприятия, которые входят в Патронатную ассоциацию легкой промышленности, уже отказываются от крупных заказов, так как не могут их выполнить физически в сроки по причине нехватки людей.Те же, кто приходит на смену старшему поколению, - просто не хотят работать. У нас отсутствует социальная реклама, в которой объяснялось бы, что для того, чтобы хорошо жить, пользоваться уважением в обществе, нужно работать. Не престижно стало учиться в профессионально-техническом училище, быть рабочим классом. На "Кодрянке" пока ситуация получше, мы идем с небольшим плюсом к прошлым годам. Есть и клиенты, с которыми работаем более 10 лет, обновили оборудование, внедряем новые технологии. Но, естественно, общая ситуация в стране нас не может не беспокоить".С Павлом Аксенти солидарна директор крупнейшего в стране акционерного общества в этой отрасли, кишиневской фабрики "Ионел" (1500 работников) Аглая Островская:"У нас очень большой отток рабочей силы. За два года численность работников уменьшилась почти на 800 человек. Работницы уходят на малые фабрички, где платят 800-1000 леев официально и еще 2-3 тысячи в конверте. И никого не интересует будущая пенсия, никого не привлекает инфраструктура (у нас есть поликлиника, столовая, физкабинет, спортзал). Что, правительство не знает, что в стране процветают "серые схемы"?- В 2007 году объем продаж "Ионела" составил 94,3 млн леев, на 100 тыс. больше, чем в 2006. Однако чистая прибыль уменьшилась с 8,7 млн до 3,1 млн леев. С чем это связано?- С сумасшедшим подорожанием тканей. Еще в позапрошлом году наши костюмы на внутреннем рынке стоили 500-600 леев, сейчас 1400-1800". На вопрос о перспективах отрасли, Павел Аксенти ответил:"Я выскажу свое личное мнение. Многие проблемы из-за того, что отраслью на уровне страны по большому счету никто не занимается. Промышленность эта очень трудоемкая, в ней трудится не менее 30 тысяч человек. В минпроме же, который нас курировал до последнего времени, легкой промышленностью занимались два человека. Теперь в минэкономики создана дирекция промышленности, но конкретно за нашу отрасль там не отвечает никто.Мы были в Москве в марте этого года на 30-й Федеральной оптовой выставке и там познакомились с тем, какие усилия предпринимает Россия для сохранения и развития отрасли. Огромные, включая частичное возмещение средств, потраченных на приобретение оборудования и сырья. В Молдове нас (патронат легкой промышленности) как-то тоже попросили принять участие в разработке концепции. Мы не стали говорить о том, что патронат - это объединение работодателей и преследует несколько иные цели, чем развитие отрасли. И включились в работу. Создали концепцию, стратегию. Только не знаем теперь, где она и что с ней.В Молдове швейный бизнес, действительно, очень четко делится на малый (5-20 работников) и средний-крупный. Малые цеха шьют одежду для бутиков всех наших коммерческих центров, лепят на нее самые фантастические этикетки и выдают за "фирму". Там процветают разнообразные "серые" схемы. .Большинство иностранных инвесторов "инвестируют" в Молдову исключительно бывшее в употреблении оборудование. Им выделяют фермы, подвалы, дома культуры, в которых они после более-менее приемлемого ремонта и начинают производство. Поэтому в случае каких-либо неприятностей, они просто перевезут оборудование в другую страну, где бизнес-климат им покажется более благоприятным. Конечно, я не имею в виду по-настоящему серьезные компании, но их, к сожалению, единицы.Что же делать? Выскажу личное мнение. Крупные и средние фабрики однозначно выживут только за счет запуска собственной продукции, пусть и не таких больших объемах. Нужно найти свою нишу, застолбить ее и развивать.Работа на давальческом сырье пока дает нам возможность вырастить профессиональные кадры, переоборудовать производство, внедрить современные методы организации труда.Вообще, ситуацию в отрасли очень легко прогнозировать. Надо больше общаться с коллегами из Румынии и видеть, как они выходят из нынешнего своего положения".Начальник производства компании "Ювас" (40 работников, продукция - одежда спортивная и нижнее белье, работа в основном на внутренний рынок) Лилия Цириган пессимизма не разделяет: "Я бы не сказала, что у нас падение. У нас наоборот, больше заказов, чем в прошлом году. Рост цен есть, как у всех. За счет чего? И энергоносители, и зарплаты. В среднем на 7-10%, это немного, учитывая подорожания в других отраслях".Похоже, специалистам минэкономики действительно пора задумываться о командировках. Но, может быть, не только и не столько в Румынию, сколько в Белоруссию, где после развала союзного рынка властям удалось не только сохранить кадры и предприятия, но и развить легкую промышленность страны до европейского уровня?
0