471

Покушение на «Белого Аиста»

Судьба у нашего «Белого аиста» какая-то сутяжная: годами длятся в разных странах судебные разбирательства за право его использования. Последняя проблема появилась в России. Однако широкая публика немного знает о той каше, которую заварила никому не известная фирма под «редким» названием «Альтаир». Через поисковые системы Интернета удалось найти массу одноименных предприятий, но ни одного, имеющего отношение к коньячному производству. Из-за кого нужно было оправдываться и доказывать свою правоту в «Роспатенте», не знают и представители молдавской стороны (ни правообладатель «Белого аиста» - агентство «Молдова-вин», ни Государственное агентство по защите интеллектуальной собственности «AGEPI»). Некую фирму «Альтаир» представлял патентный поверенный, который тоже о своем клиенте ничего не сообщал. Говорят, что она - всего лишь некая ширма, за которой стоят конкретные люди с очень серьезными намерениями, потому что в конечном итоге речь идет о больших деньгах. По данным отечественных коньячников, до 80% продаж дает продукция под брендом «Белый аист». В 2005 г. было экспортировано в Россию порядка 7 млн бутылок этого коньяка. Решение коллегии Палаты по патентным спорам «Роспатента», из-за которого поднялся шум в прессе, - за последнее время второе по счету в отношении «Белого аиста». Как рассказал генеральный директор AGEPI Дориан Кирошка, еще 23 июля прошлого года «Альтаир» подал в Палату контестацию (возражение) против предоставления правовой охраны нашего товарного знака, мотивируя тем, что из-за его уступки агентством «Молдова-вин» производителям российский потребитель может быть введен в заблуждение относительно товара или его изготовителя. Напомним, что в это время уже пять молдавских компаний получили разрешение «Роспотребнадзора» импортировать свою продукцию на территорию Российской Федерации. Не дожидаясь вынесения решения «Роспатента», 26 сентября 2007 г. «Альтаир» подал вторую контестацию – о досрочном прекращении правовой охраны «Белого аиста» в связи с неиспользованием этого товарного знака в России в течение трех лет. К тому времени эмбарго длилось полтора года, а закон требует, чтобы заявление было подано по истечении трех лет. Получается, что этот трехлетний срок следует считать с момента регистрации нашей марки в России. Словесная регистрация товарного знака «Белый аист» (заявка была подана 29 мая 2003 г.) состоялась 24 сентября 2004 г. (свидетельство №275613). Срок действия правовой охраны в России – до 29 мая 2013 г. Помимо этого, мы позаботились и о регистрации изображения товарного знака «Белый аист» (этикетки). Заявка была подана 18 мая 2004 г., а 25 марта 2008 г. данное изображение было зарегистрировано в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (№ 346505, срок действия – до 18 мая 2014 г.).По первому заявлению «блюстителя» интересов потребителей 23 мая нынешнего года Палата по патентным спорам отказала в признании недействительной регистрации товарного знака «Белый аист». А по второму заявлению 3 июля двое из трех членов Палаты приняли решение в пользу «Альтаира», т.е. апелляционный орган согласился с тем, что торговая марка не использовалась три года. - Я четыре раза присутствовал на заседаниях по «Белому аисту», говорит г-н Кирошка. - И после каждого общался с руководством «Роспатента» и объяснял, что этот товарный знак не был использован в первую очередь из-за эмбарго, длившегося год и семь месяцев. Общеизвестно, что мы не могли повлиять на это, и считаем данное обстоятельство форс-мажором. И в российском Законе о товарных знаках сказано, что могут быть приняты во внимание предоставленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам. К тому же мы предоставили договоры, которые доказывают, что за исключением периода запрета на ввоз молдавской алкогольной продукции дивин («коньяк») и бренди «Белый аист» были импортированы в Россию. Помимо того, определение «использование товарного знака» предусматривает не только применение его на товарах, но и в рекламе, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках. Наша продукция всегда участвовала в таких мероприятиях (даже во время эмбарго на выставке «Продэкспо-2007» был коллективный молдавский стенд, на котором «Роспотребнадзор» пересчитал все бутылки. – Прим. авт.), поэтому это тоже можно считать использованием ТМ. В целом рассмотрение дела велось тенденциозно. От «Молдова-вин» требовалось много информации, что не сопоставимо с тем, что требовалось от оппонента. Но мы предоставили все необходимые доказательства присутствия «Белого аиста» в России» и считаем, что были нарушены права собственности на этот товарный знак. Более того, Парижская конвенция по охране промышленной собственности говорит о том, что аннулировать товарный знак за неиспользование можно только в том случае, если правообладатель не ходатайствует о его поддержании, т.е. если он не использует его в этой стране. Если апелляция в российские судебные инстанции не даст положительного результата, мы будем вынуждены обратиться в международные судебные инстанции. «Белый аист» - национальное достояние, не является бывшей советской торговой маркой, появившейся в России, как «Советское шампанское». Он молдавский, самый узнаваемый товарный знак Молдовы и ассоциируется с нашей республикой. Если произойдет его регистрация за «Альтаиром», то это и повлечет введение в заблуждение потребителей относительно товара и его изготовителя. Представьте, что в России кто-то будет производить продукцию, которая ассоциируется с Молдовой. Нонсенс. За полгода россияне поймут, что это не молдавский продукт, и бренд просто умрет, - считает руководитель AGEPI.- С нашей стороны никаких упущений не было, - говорит начальник юридического управления агентства «Молдова-вин» Раду Жигэу. - Интересы молдавской стороны представляли патентные поверенные из России и Молдовы, а также юристы от «Молдова-вин» и AGEPI. Все документы, затребованные коллегией Палаты по патентным спорам, были представлены. В их числе – о том, когда последний раз был завезен дивин «Белый аист», через какой таможенный терминал, заключенные контракты, счет-фактуры, накладные, которые доказывали факт поставки данного товара. Кроме того, еще до ведения эмбарго «Роспотребнадзор» изымал из оборота дивин «Белый аист» для экспертизы, и по результатам испытаний к нему не было претензий. Однако коллегия не приняла во внимание наличие независящих от правообладателя причин, по которым он не мог использовать товарный знак после вступления в силу запрета «Роспотребнадзора». И сочла необходимым исследовать порядок взаимодействия агентства «Молдова-вин» с подведомственными организациями в соответствии с приказом агентства № 45 от 11.08.2003 г. «Об организации управления и использовании товарных знаков, являющихся государственной собственностью РМ». Для последнего заседания были запрошены следующие документы: договор уступки исполнения прав акционера и администрирования государственной собственности с приложением перечня акционерных обществ, в которых правообладатель принимает функции администрирования государственной собственностью со 100% долей акций в АО «Barza alba» и АО «Aroma»; постановление правительства № 833 «О делегировании функций управления государственным имуществом центральным отраслевым органом»; приказ «Молдова-вин» №45 с приложением типовых договоров; сертификаты о регистрации ценных бумаг АО «Barza alba» и АО «Aroma», письмо генерального директора AGEPI. Тем не менее, решение коллегии Палаты не в нашу пользу. Если его утвердит генеральный директор «Роспатента» Борис Симонов, то нашим предприятиям за использование марки «Белый аист» придется платить роялти «Альтаиру» (если он, конечно, согласится их принять)? «Агентство «Молдова-вин» не допустит потери данного товарного знака и сделает все возможное для его сохранения за агентством, т.к. он является достоянием молдавского народа, - говорит Раду Жигэу. - И наш долг – защитить интересы страны. Кроме того, у нас есть вторая регистрация, которая позволяет нашим производителям использовать бренд «Белый аист». К тому же в декабре 2007 г. агентство «Молдова-вин» через AGEPI подало заявку на его экстенсию на территории России по Мадридскому соглашению». С 1999 г. международная регистрация «Белого аиста» действует в 27 странах. Странно, что начинали этот процесс не с основного рынка. Однако «Белый аист» - не только ТМ. Когда «Молдова-вин» заключает лицензионный договор на право пользования госмаркой, то речь идет и о соблюдении единой технологической инструкции на данную продукцию. Решение выносится на основании ее качественных показателей – физико-химических и органолептических. До эмбарго дивин «Белый аист» поставляли в Россию АО «Barza alba» и «Aroma». В настоящее время его выпускают еще два предприятия – ООО «Zolotoi aist» (Твардица) и АО «Agrovin-Bulboaca», а экспортируют после снятия запрета на ввоз в Россию молдавского алкоголя «Aroma» и «Zolotoi aist». Ставка роялти за него составляет 20 леев за декалитр. «Kvint» пользуется данным брендом без разрешения «Молдова-вин».
0