760

Главные проблемы экспорта

В Молдове были разработаны три стратегии привлечения инвестиций и продвижения экспорта. Ныне действующая охватывает период с 2006 по 2015 годы. Во внешнем аспекте продвижению молдавских товаров на зарубежные рынки способствуют автономные торговые преференции ЕС, 16 соглашений о свободной торговле в рамках СНГ и CEFTA, 38 двусторонних соглашений о сотрудничестве в торгово-экономической сфере, членство в ВТО и множество конвенций, договоров, многосторонних соглашений и иных международных документов, к которым присоединилась наша страна.Однако, внешняя торговля Молдовы, и прежде всего ее экспортная составляющая, остаются одной из наиболее проблемных позиций макроэкономического развития страны. Общий объем внешней торговли Молдовы составил в прошлом году $5,031 млрд, что на 34,4% больше 2006 года. Но при этом если экспорт возрос на 28%, то импортные поставки увеличились на 37%. В результате отрицательный торговый баланс достиг $2,34 млрд, а уровень покрытия импорта экспортом составил всего 36,4%. Это самые низкие показатели за все время существования Молдовы, как независимого государства. По оценкам экспертов, отрицательное торговое сальдо к концу 2008 года перешагнет психологический барьер в $3 млрд.Почему так происходит, что необходимо предпринять, чтобы изменить негативные тенденции и перейти к наращиванию экспортного потенциала Молдовы? Найти ответы на эти вопросы призвано исследование Института развития и социальных инициатив IDIS Viitorul и Коалиции за экономическое развитие села (CDER) при финансовой поддержке Soros-Moldova и Агентства по международному развитию Швеции SIDA. «Многие проблемы регулирования экспорта-импорта остаются нерешенными на протяжении долгого времени, негативные тенденции год от года усугубляются, - отметил во вступительном слове исполнительный директор IDIS Viitorul Игорь Мунтяну. - Мы постарались не только выявить барьеры, мешающие внешней торговле, констатировать факты и сделать на основе их выводы, но и выработать определенные рекомендации. В случае реализации они могут облегчить и ускорить процедуры экспорта товаров». Особое внимание авторы исследования сконцентрировали на поставках за рубеж продукции сельского хозяйства. Именно экспортерам сельскохозяйственных товаров приходится труднее всего. От них требуется больше различных бумаг, их поджимают сроки, чтобы продукция не испортилась, у них наиболее жесткая конкуренция... Плюс ко всему, в последние три года представители АПК Молдовы столкнулись с запретами на внешних рынках и природными катаклизмами, оказавшими крайне негативное влияние на развитие отрасли. Потому особо нуждаются в поддержке и упорядочении процедур экспорта товаров, снятию ненужных барьеров в торговле с другими странами. - Мы проанализировали экономические аспекты деятельности экспортеров, нормативную базу регулирования внешней торговли, провели диагностику применяемых при экспорте процедур, включая измерение времени оформления документов и прохождения таможенного контроля, а также суммы всех официальных и неофициальных плат при этом, - отметил директор программы IDIS Viitorul Виорел Киврига. - Результаты этих исследований в полном объеме мы представим в конце августа в многостраничном сборнике. Но уже сегодня можно говорить об основных тенденциях во внешней торговле, отдельных нормативных недочетах и откровенных барьерах, которые мешают работе экспортеров. Мы хотим сделать это сейчас, чтобы как можно быстрее принять необходимые изменения и тем самым помочь производителям сельхозпродукции уже в этом сезоне. Например, мы считаем необходимым как можно скорее отменить или изменить статью 199 Таможенного кодекса, предусматривающую 10-дневное ограничение сроков рассмотрения таможенной декларации после ее представления. В других странах, кроме России, нет подобных временных рамок. Наличие такого пункта – это коррупционная составляющая, позволяющая сотрудникам таможни оказывать влияние на экспортера. Да и с технологической точки зрения такое ограничение не совсем оправдано. Одной из важных проблем экспортеров авторы исследования считают непродуманную практику возмещения НДС. А может наоборот – хорошо продуманную. «Применяемый согласно приказа ГГНИ №188 от 17 ноября 2005 года метод возврата НДС экспортерам продукции есть не что иное, как механизм беспроцентного кредитования Правительства хозяйствующими субъектами», - констатируют эксперты. И предлагают изменить регламент таким образом, чтобы возмещение НДС осуществлять немедленно после репатриации валюты в страну и завершения внешнеэкономической сделки. Среди других рекомендаций авторы исследования предлагают создать при участии представителей бизнеса, МЭТ и Таможенной службы специального органа по примеру действующего в ЕС, который бы выявлял и способствовал устранению практики нелояльной конкуренции в отношении молдавских товаров на зарубежных рынках. Кроме того, необходимо ускорить создание интерактивных центров помощи бизнесу в обеспечении их доступа к разнообразной информации о зарубежных рынках и оказанию консультативной поддержки, завершить процедуру внедрения «единого окна» на таможнях для оформления документов. В исследовании также содержится вывод о том, что нормативные акты о таможенном оформлении грузов и применяемых при этом процедурах не включены напрямую в Таможенный кодекс, что создает почву для двоякого толкования и применения подзаконных актов. В рекомендации по этому поводу указывается на необходимость прямого регламентирования подобных вопросов. На это присутствовавший на презентации представитель Таможенной службы сообщил, что в скором времени будет принят Кодекс таможенных процедур, в котором и будут реализованы все замечания. - Главная проблема молдавского сельского хозяйства – низкое качество и конкурентоспособность производимой продукции, - отметил Виорел Киврига. - Дополнительным барьером становятся чиновники, создающие бюрократические препоны для нормальной работы экспортеров. Нам нужно добиваться соответствия наших товаров требованиям зарубежных рынков, применять современную упаковку, внедрять новые сорта, модернизировать инфраструктуру сельского хозяйства и технологии производства продукции, снижать ее себестоимость. Все это задачи глобального характера, но их надо решать. И в то же время уже сегодня избавляться от тех барьеров, которые требуют всего лишь грамотного подхода и желания соответствовать европейским стандартам в законотворчестве, которые зависят от государственных структур. Мы еще не готовы представить полные данные, но результаты исследований показывают, что в последнее время заметно выросли неофициальные платежи при экспорте продукции, особенно при транзите через другие страны. Наши соседи вообще создают много проблем для экспорта молдавской продукции, которые не всегда вписываются в международные правила торговли и должны стать объектом внимания властей Молдовы. Но об этих аспектах мы намерены более предметно и обстоятельно говорить в августе, когда полностью завершим исследование.Председатель Федерации фермеров Молдовы Василе Мырзенко согласился с большинством выводов авторов. Он отметил, что качество и стоимость молдавской сельскохозяйственной продукции сегодня действительно не позволяют на равных конкурировать с производителями соседних стран. Но коренную причину этого видит в недостаточной поддержке фермеров государством. «Нам нужны субвенции в 2-3 раза больше, чем сегодня, - заявил Мырзенко. - Но при этом и эффективность их использования должна быть на такой же порядок выше. Нашим сельхозпроизводителям удобрения, химикаты, ГСМ и все остальное обходятся дороже, чем фермерам соседних стран, потому что мы их импортируем. Именно субвенции должны стать ключевым фактором стимулирования качества и наращивания объемов производства продукции, что найдет свое отражение и в увеличении экспорта».
0