Трудности перехода
На реализацию программы по переоценке недвижимости в целях налогообложения Правительство запланировало почти 70 млн. леев – до 2011 года. Еще когда ее финансировали за счет проекта технической помощи, считалось, что к 2004-му, 2007, а потом – к 2008 году будет переоценено все недвижимое имущество в республике, и его будут облагать налогом по новым ставкам. Налог на недвижимое имущество должен был стать основным источником доходов местных бюджетов, «как на Западе». Но Агентство по земельным отношениям и кадастру в сроки не вписалось, и их стали переносить. Уже и 2009-й год не за горами, а кадастровый орган все еще занят оценкой коммерческой и промышленной недвижимости. В конце июня приказом ГГНИ утверждено Временное приложение к типовому формуляру отчета по налогу на недвижимое имущество за 2008 год - «для обеспечения сбора информации об объектах недвижимого имущества и осуществления их последующей оценки в целях налогообложения». Форму приложения согласовали с Агентством, чтобы собираемая налоговиками информация отвечала всем требованиям основного держателя базы данных. «Это приложение – временная мера. Она вызвана тем, что Агентство земельных отношений и кадастра не успевает собирать информацию обо всех объектах недвижимости, уже существующих и вновь создаваемых в республике, чтобы затем оценить их в целях налогообложения», - говорит заместитель начальника управления местных налогов и сборов ГГНИ Владимир Тудосе. За сухой констатацией – горячие споры о полномочиях ведомств, имеющих непосредственное отношение к учету недвижимого имущества – Агентства по земельным отношениям и кадастру – и к его налогообложению – Государственной налоговой службой. Взаимоотношения двух ведомств имеют непростую историю. Правительство считает, что сбором и учетом информации об объектах недвижимого имущества должно заниматься Агентство: это предусмотрено и в действующем законодательстве. И что оно должно принимать меры в отношении субъектов, не представляющих кадастровым органам информацию о недвижимом имуществе или представляющих таковую с опозданием. На заседаниях правительства премьер-министр Зинаида Гречаная часто критикует генерального директора Агентства Александра Банникова. Доставалось ему и от экс-премьера Василия Тарлева. Но дело надо делать: у «опального» ведомства все-таки появился помощник – по чьему-то устному распоряжению. Теперь налоговики будут собирать информацию о коммерческой недвижимости хозяйствующих субъектов. Полученные из новой формы данные налоговики будут направлять кадастровому органу, который проверит объекты, оценит их в целях налогообложения и внесет в свою базу данных. Затем эту информацию Агентство передаст в ГНИ для использования при начислении налога. Вносить изменения в базу данных Агентства налоговики не имеют права. Можно обвинять Агентство по кадастру в низких темпах переоценки, а налоговиков в том, что плохо работает автоматизированная система «Налоговый кадастр», и пытаться опередить события. Но государство, видимо, оценило сложность задач, стоящих перед Агентством и ГНИ в рамках проводимой реформы. Перепроверить старые данные и получить новые удается далеко не всегда. Плюс ошибки кадастровых органов при регистрации недвижимого имущества. С коммерческой и промышленной недвижимостью все немного проще. Есть небольшая надежда на амнистию капитала, но всех проблем она, разумеется, не решит.Оценку жилья в сельской местности оставили напоследок: крестьянам надо дать время перестроиться. Когда местные органы власти получили право самостоятельно устанавливать ставки местных налогов и сборов, в некоторых селах выбрали нулевую ставку налога на недвижимость. Но увидев на примере соседей, что налог дает неплохой доход, от этой практики отказались. Раньше крестьяне платили только налог на землю, а теперь государство взимает с них и налог на строения, который в перспективе будет начисляться от оценочной стоимости. Специалисты успокаивают: в районах и сельской местности оцененная стоимость жилья может оказаться не выше, а ниже, чем та, по которой оно учтено сегодня. Однако все понимают: ситуация в целом совсем не такая радужная, какой представлялась в начале реформы. Большой проблемой стало внедрение автоматизированной системы «Налоговый кадастр»: в начале прошлого года из Агентства в ГНИ передали незаконченную базу данных по жилью в муниципиях и городах. Налоговики запросили полную. В конце марта получили – дополненную, но не полную информацию. Пришлось доводить своими силами: что-то взяли из старых программ налоговых инспекций Кишинева и Бэлць, что-то добывали силами местных служб сборщиков налогов. В прошлом году из-за этой неожиданной нагрузки налоговики и службы по сбору налогов примэрий опоздали с начислением налога. В результате период действия скидки пришлось продлить до 15 августа – парламент пошел навстречу. Власти перестали форсировать реформу. Сегодня главная задача – создание эффективных механизмов учета и оценки объектов недвижимости по рыночной стоимости, которая ляжет в основу новой системы налогообложения. Если принять во внимание, что информация о недвижимом имуществе постоянно меняется: появляются новые объекты, легализуются строения в процессе амнистии капитала, регистрируются сделки купли-продажи объектов недвижимости, осуществляется переоценка, - то очевидна необходимость механизма постоянного поступления соответствующей информации в кадастровый орган и от него в налоговую инспекцию. Для его создания и обкатки требуется время. Налоговики, используя его, проводят работу среди жителей республики, главным образом, рассказывают крестьянам о системе налогообложения недвижимого имущества, объясняют, как будут расходоваться уплаченные ими в виде налога деньги. И помогают кадастровому органу пополнять базу данных. Получается, что бюджетная составляющая реформы налога на недвижимость сегодня не на первом месте. Но платежи по налогу на недвижимое имущество заметно растут. В этом году налог начислили вовремя. «Согласно НК, мы должны вручить налогоплательщику платежное извещение не позднее, чем за два месяца до первой даты его уплаты (15 августа), т.е. до 15 июня, - говорит Владимир Тудосе. – На 1 июня по всей республике было разослано 97% платежных извещений для физических лиц». В извещении указана не только сумма налога к уплате и сроки его уплаты: двумя равными частями не позднее 15 августа и 15 октября, соответственно, - но и размер скидки в случае уплаты всей суммы налога до 30 июня. Определившись, как платить налог – весь сразу или в два приема, житель молдавского города или села должен прийти в местную службу сбора налогов при примэрии, заплатить налог в соответствии с платежным извещением и получить квитанцию, содержащую полную информацию о сумме налога, уплатившем его лице и принявшем его органе. После перехода на новые принципы налогообложения жилых помещений в муниципиях и городах можно говорить о скачке поступлений. По данным ГГНИ, в 2006 году платежи по налогу на жилье в муниципиях и городах составили 18,25 млн леев, а в 2007 - 32,8 млн леев. Доходы от налогообложения жилья по муниципию Кишинев в 2006 году достигали 8,4 млн леев, или 45% от общей суммы налога на жилье по республике, а в 2007 – 20,5 млн леев, или 63%. Налоговики объясняют рост платежей расширением налогооблагаемой базы (особенно в Кишиневе и Бэлць), пересмотром системы предоставления льгот, применением коэффициентов для жилья площадью свыше 100 кв. м и др. За 6 месяцев текущего года план по налогу на собственность (землю и недвижимое имущество) выполнен на 152,2%. Возможно, такой высокий показатель исполнения – следствие неточности прогнозов, или поступлений от недоимки прошлых лет, или растущего числа налогоплательщиков вообще и пользующихся 15%-ной скидкой в частности (в 2001 году скидка стоила бюджету 3,36 млн леев, в 2002 году – 7 млн леев, в 2007 году по земельному налогу 9,12 млн леев, по налогу на недвижимость – 2,92 млн леев), или неожиданный эффект от улучшения системы администрирования налога. Результаты года покажут, который из факторов главный.