Промышленные парки “государственного значения”
Уже осенью в Молдове появится первый промышленный парк“государственного значения”. Место его дислокации – город Кэйнарь. Согласно постановлению правительства, утвержденному на заседании 23 июля, кэйнарский горсовет безвозмездно передаст в собственность государства участок в 23,44 га. Минэкономики обеспечит создание на этих землях ГП “Промышленный парк “Кэйнарь”. Минфин выделит из резервного фонда 10 тыс. леев для внесения в уставный капитал будущего предприятия. Первый вице-премьер Игорь Додон пообещал коллегам, что до конца этой недели будет избран администратор парка. А осенью минэкономики планирует приступить к реализации проекта по созданию инфраструктуры на пустующих площадях и привлечь резидентов. Действовать кэйнарский промпарк будет 15 лет. “Паркостроительному” постановлению правительства предшествовало специальное заседание у президента. На нем Владимир Воронин заявил, что промпарки “это важно”, что это “конечный пункт процесса создания в РМ рамочных условий для привлечения инвестиций” и что все вовлеченные в реализацию данных проектов чиновники должны “уделять им особое внимание”. В качестве потенциальных площадок для создания промышленных парков министерство экономики рассмотрело 9 инициатив местных властей. Фаворитами стали три – кэйнарская, унгенская и флорештская площадки. Изучение остальных шести завершится примерно через два месяца. В минэкономики подсчитали: для того, чтобы запустить кэйнарский промпарк, потребуется 5-6 млн леев. Скорее всего, необходимые средства будут выделены из госбюджета: президент сказал, что в бюджете-2009 следует предусмотреть финансирование хотя бы для одного промышленного парка, а инфраструктуру остальных двух можно было бы довести до ума и на основе государственно-частного партнерства. Правда, на заседании правительства прозвучала другая информация: флорештский промпарк будет создан на принципах государственно-частного партнерства с инвестором из Италии, а вот унгенский получит статус госпредприятия.Согласно закону, создаваться промпарки могут либо на базе активов государственных или муниципальных предприятий, либо на свободных территориях (greenfield). Но пока минэкономики предпочитает развивать паркостроение на простаивающих предприятиях. Нужно же как-то использовать эти площади. Как объяснил первый вице-премьер, “когда мы выбирали определенную площадку под промышленные парки, мы детально смотрели на инфраструктуру, которая находится поблизости. Я думаю, вы со мной согласитесь, строить промпарк где-то в чистом поле, в 20 км от центральной дороги, где нет ни газа, ни воды на данном этапе нецелесообразно”. Теоретически промышленные парки “государственного значения” – это огороженные территории, в которых администрация на средства государства доводит до ума всю инфраструктуру и производственные помещения и на конкурсной основе сдает их резидентам-арендаторам. Те производят свою продукцию на арендуемых площадях без всяких налоговых и таможенных льгот. На деле, чтобы привлечь инвесторов, правительство все-таки решило пойти на некоторые послабления: арендная плата для резидентов кэйнарского промпарка будет снижена на 30%. Как говорится в постановлении, “во всех случаях сдачи внаем объектов, администрация парка применяет коэффициент снижения 0,3 при расчете нормативной цены на землю или рыночной платы за имущественный наем объектов, аналогичных зданиям, сооружениям и другим основным фондам, расположенным на территории промышленного парка”.“Существует определенный интерес к перемещению производства некоторых товаров из Центральной Европы, включая Румынию, Польшу и Чехию именно в Республику Молдова, - заявил Игорь Додон. - Инвесторов привлекают то, что у нас есть преференции по экспорту в Западную Европу и нулевая ставка налога на прибыль. И когда потенциальные инвесторы приходят к нам и спрашивают, где можно построить новый завод, мы предлагаем им определенные площадки в промышленных парках”.От паркостроения – к третьему поколению мобильной связи. На следующей неделе Национальное агентство по регулированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий (НАРЭКИТ) собирается пригласить четырех действующих операторов, для того чтобы они подали заявки на получение новых лицензий. Однако в преддверии этого знаменательного события вышла заминка. Можно сказать, досадное недоразумение – такого понятия, как “лицензия на оказание услуг мобильной связи” в отечественном законодательстве больше нет. Согласно новому закону об электронных коммуникациях, лицензия – это документ, удостоверяющий право на использование ограниченных ресурсов (радиоканалов, радиочастот, ресурсов нумерации).С 15 сентября новый закон полностью вступает в силу. Он предусматривает т.н. общий режим регистрации, когда операторы просто подают в НАРЭКИТ документ с минимумом сведений о себе, на основе которого их включают в реестр поставщиков услуг. А лицензии выдаются только на пользование ограниченными государственными ресурсами. Объявленная властями акция “внедрим в Молдове 3G-телефонию” чуть не зависла в воздухе. По иронии судьбы постановление правительства “О внедрении услуг мобильной связи третьего поколения (3G)” было опубликовано в том же номере “Официального монитора”, что и поправки в закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Чтобы разрулить ситуацию правительство решило внести поправки в свое постановление. По всему тексту документа слова “индивидуальная лицензия на оказание услуг мобильной сотовой связи ” заменены на “использование радиочастот или радиоканалов и (или) ресурсов нумерации в целях поставки сетей и (или услуг) мобильной сотовой связи”. А основной, первый пункт постановления теперь звучит так: “Выдать в РМ четыре лицензии на использование частот или радиоканалов и (или) ресурсов нумерации в целях поставки сетей и (или) услуг мобильной сотовой связи третьего поколения (3G) в системе IMT 2000 с соблюдением стандартов UMTS (W-CDMA) и CDMA 2000”. Так что на следующей неделе НАРЭКИТ примет заявки от операторов на вполне законных основаниях.Кстати, подобных “недоразумений” в отечественном законодательстве все еще более чем достаточно. К примеру, на этой неделе кабинет министров рассматривал вопрос о реорганизации Государственной регистрационной палаты. Она, согласно измененному закону о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из публичного учреждения должна превратиться… в государственное предприятие. Министерству информационного развития, в чем подчинении и находится палата, поручено “исполнять функцию учредителя ГП, обеспечить оформление учредительных документов и регистрацию предприятия”. Но так как регистрацией предприятий занимается исключительно Регистрационная палата, получается, что ей предстоит зарегистрировать саму себя. Нонсенс. Видимо, понимая абсурдность ситуации, министры решили документ пока не принимать, а вернуть его на доработку. Сразу несколько вопросов на этой неделе были посвящены безопасности. Разной. Например, правительство назначило новый состав национальной комиссии по биологической безопасности (5-летний срок работы прежней истек), решило перечислить из резервного фонда 10528 евро в качестве добровольного взноса за 2008 г. в основной бюджет Центра по сотрудничеству в области безопасности (RACVIAC), а также утвердило положение о порядке регистрации и учета объектов по содержанию кур-несушек. В иное время озабоченность властей несушками вызвало бы только улыбку, но не сейчас, когда по миру гуляет птичий грипп. Чтобы “в целях обеспечения безопасности продуктов” отследить всю цепочку от производства сырья до его распределения потребителю, кроме идентификационного номера у каждого “объекта по содержанию несушек” теперь будет и т.н. “различительный номер”. Он будет указывать на метод выращивания птицы. Например, цифра 1 станет указывать на то, что это экстенсивная технология, 2 – на земле, 3 – в батареях, 0 – экологическая продукция. Продолжая тему безопасности, министры утвердили Положение об условиях сброса городских сточных вод в естественные водоемы. Кроме того, правительство на этой неделе позаботились о виноделах. Чтобы избежать санкций за несвоевременное возвращение 129 млн леев (именно на такую сумму была поставлена винодельческая продукция в Россию на момент введения эмбарго), в ст. 5 закона о регулировании репатриации денежных средств, товаров и услуг предлагается ввести новый пункт. Штрафные санкции не будут применяться к нерепатриантам в случае “потерь, понесенных в результате запрета в странах иностранных экономических партнеров, подтвержденных правительством в установленном порядке”.