«РЕЗЕРВНОЕ» ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ
На этой неделе стала известна новая цена на газ, который “Газпром” будет поставлять Молдове в третьем квартале. В среду первый вице-премьер, министр экономики и торговли Игорь Додон авторитетно заявил – тысяча кубометров голубого топлива теперь будет стоить $253. То есть на $40 больше, чем во втором квартале. Правда, когда в конце июня премьер Зинаида Гречаная ездила со своим первым официальным визитом в Москву и вела переговоры в “Газпроме”, члены молдавской делегации говорили, что тысяча кубометров будет стоить “не ниже $240”. Но окончательные расчеты (за основу берется стоимость нефтепродуктов на рынках ЕС за последние девять месяцев с применением понижающего коэффициента) выдали $253.Теперь НАРЭ предстоит в ускоренном темпе рассчитать новые тарифы на газ (а заодно и электроэнергию) для хозяйствующих субъектов и рядовых потребителей. Они должны заработать уже с 1 августа. Последний раз тарифы увеличивались в январе. Когда во втором квартале российский газ стал на $22 дороже (со $191 до $213), НАРЭ менять тарифы на электроэнергию не стало: укрепившийся лей нивелировал рост газовой цены на 11,5%. Однако теперь этот аргумент не сработает, несмотря на то, что национальная валюта продолжает ставить курсовые рекорды. Тарифы увеличивать придется – с начала года газ стал на 40% дороже. Существует два варианта решения этой проблемы. Например, увеличить внутренний тариф на 25-30%, то есть настолько, насколько выросла закупочная цена. Второй вариант - произвести т.н. “резервное” повышение, то есть оставить в тарифе определенный запас для дальнейшего роста газовой цены. Тем более что, как заявил Игорь Додон, в планах властей сохранить обновленные тарифы до конца отопительного сезона. Который, кстати, совпадает с парламентскими выборами-2009. “Есть разные мнения, какой будет цена на газ в следующем году. По мнению европейских аналитиков, рыночная стоимость голубого топлива в Евросоюзе будет не ниже 400 евро. Для Молдовы в 2009 г. понижающий коэффициент возрастет с 0,75 до 0,8. То есть нам придется платить за газ 80% от его рыночной цены. Тем не менее, мы должны (!) и могли бы обеспечить с 1 августа такой тариф, который бы позволил не пересматривать его в течение всего отопительного сезона – это очень важно и для предприятий, и для населения. Одновременно с введением нового тарифа мы очень быстро и оперативно примем решение об увеличении компенсаций для тех слоев населения, которые в них нуждаются”, - пообещал первый вице-премьер. Но, понимая, что социальный аспект замораживания тарифов ударит по предприятиям энергетической отрасли, в своих последующих переговорах с “Газпромом” правительство собирается добиваться пересмотра формулы расчета газовой цены. По словам г-на Додона, “имеется несколько резервов”. Например, снижение понижающего коэффициента. Рост цены на газ неминуем, и предотвратить его мы не в силах. Зато правительству под силу другое: остановить галопирующий рост окладов руководителей предприятий и организаций, наделенных государственными функциями. Как показал анализ минэкономики, зарплаты некоторых администраторов таких учреждений в десятки раз превышают среднемесячную зарплату по национальной экономике и порой достигают 50-60 тыс. леев. Но скоро руководству Госагентства по интеллектуальной собственности, Агентства медикаментов, ГП “Cadastru”, ГП “Registru” (всего в списке 20 предприятий и учреждений с госфункциями) придется потуже затянуть пояса. До 1 сентября министерствам и ведомствам, в чьем подчинении находятся такие организации, надлежит установить исходя из объема работ и предоставляемых услуг процентную долю средств, которые могут быть направлены на оплату труда; внести изменения в индивидуальные трудовые договоры, заключенные с руководителями; и регулярно проверять, не начисляют ли себе работники этих структур сверхплановые средства.Оплата труда руководителей и сотрудников предприятий, организаций и учреждений, наделенных государственными функциями, отныне будет рассчитываться на основании тарифной сетки с шестью квалификационными разрядами. Плюс многочисленные доплаты. Например, за стаж от 2 до 5 лет – 10% от базовой ставки, 5-10 лет – 15%, 10-15 – 20%, 15-20 – 25% и свыше 20 лет – 30%. Надбавка за ученую степень доктора хабилитата составит 1%, доктора наук – 0,5%. А еще приплачивать будут за вредные условия труда, знание иностранных языков (плюс 15% за один язык), интенсивность труда, профкомпетентность и прочее. В общем, доплата может составить 50% от должностного оклада работника. Другая “горячая тема” этой недели – безопасность дорожного движения. Тревогу забило МВД – проанализировав обстановку здесь пришли к выводу, что за последние три года ситуация на дорогах республики ухудшилась. Самым “ударным” оказался 2007-ой. Например, число ДТП по сравнению с 2006-ым возросло на 6%, количество погибших – на 21%, а травмированных граждан – на 6,3%. В Молдове, по словам замминистра внутренних дел Валентина Зубика, самая высокая в Европе смертность на дорогах. На каждые 100 ДТП приходится 13,5 летальных случаев, тогда как в Евросоюзе этот показатель ниже 10. Поэтому правительство решило перейти к решительным действиям. В дополнение к очередному повышению штрафов, особенно за управление автомобилем в нетрезвом виде и превышение скорости, в 2-3 раза (проект уже утвержден парламентом в первом чтении), министры утвердили т.н. План первоочередных действий. Мер в этом документе предложено немало, в том числе и достаточно жестких – как, например, уголовная ответственность за вождение в нетрезвом виде. Скоро в Молдове, как и во всем мире, будет законодательно закреплена предельно допустимая норма содержания алкоголя в крови водителя. МВД поручено в трехмесячный срок разработать и представить правительству проект поправок в Уголовный кодекс, согласно которым будет введена уголовная ответственность за управление автомобилем в нетрезвом виде, “превышающим максимальный уровень алколемии”.Дорожные патрули на дорогах скоро заменят автоматизированные камеры слежения. МВД совместно с минэкономики и кишиневским муниципальным советом должны разработать “план мероприятий по размещению на улицах Кишинева автоматических систем слежения за дорожным движением с привлечением внешней помощи со стороны правительства Китайской Народной Республики”. Так что работа по исключению человеческого фактора и искоренению взяточничества на дорогах можно сказать идет полным ходом. Как раз на этой неделе закончилась очередная аттестация гаишников: два месяца назад президент распорядился сократить число сотрудников дорожной полиции на 50%. Похоже, руководство МВД перестаралось, стремясь оставить в дорожной полиции только офицеров с высшим образованием – вакантными из этой половины пока остаются 30% мест. Поэтому скоро будет объявлен конкурс на замещение вакансий для младшего офицерского состава. Кстати, когда автоматическая система слежения за дорожным движением была внедрена в Казахстане, всего за две недели она “выписала” более 20 тыс. штрафных квитанций, принеся в казну более миллиона долларов. Через два месяца автоматическая система полностью окупилась. Свою лепту в обеспечение безопасности дорожного движения внесет и находящийся в процессе ликвидации минтранс. В шестимесячный срок ему поручено разработать национальный стандарт технического состояния транспортных средств и их оборудования. Совместно с минэкологии подготовить механизм внедрения стандарта евро-2 для импортируемых транспортных средств б/у. МИР теперь будет выдавать водительские удостоверения только на основании сертификата об окончании курсов по подготовке и квалификации водителей, выданных по результатам тестирования. Минздрав разработает нормы проведения психофизиологического и медицинского освидетельствования водителей и кандидатов в водители; проект положения о порядке проведения исследования на наличие алкоголя и медицинского освидетельствования на состояние опьянения и его характера; а также нормы отбора и анализа биологических проб на предмет установления алколемии, потребления наркотиков и других психотропных веществ. А в школах с нового учебного года будет введен курс “Безопасность дорожного движения” для учеников 1-9 классов. “Он будет обязательным или факультативным?”, - спросили журналисты у замминистра внутренних дел. “Мы считаем, что он должен быть обязательным”, - отрезал г-н Зубик.