509

Увеличение внешнего долга Республики Молдова: причина для беспокойства?

Экономический комментарий Info-Prim Neo Размер внешнего долга Республики Молдова приемлем – он превышает 3,5 миллиарда долларов, несмотря на рост этого показателя за последние пять лет более чем на 80 процентов, утверждает ряд экономистов, в то время как остальные полагают, что сравнительно невысокий публичный долг свидетельствует о неспособности страны привлекать больший объем инвестиций и кредитов в условиях, когда нужды в инвестициях исчисляются миллиардами.«По отношению к ВВП, а также учитывая расходы на обслуживание внешнего долга в общей структуре бюджетных затрат, внешняя задолженность приемлема, даже по сравнению с другими бедными странами, являющимися должниками», - считают эксперты.Бывший региональный директор Всемирного банка в Республике Молдова, Украине и Беларуси Пол Бермингэм заявил на прошлой неделе, что, приехав в страну четыре года назад, он застал Республику Молдова под угрозой дефолта, «сегодня же этой проблемы уже не существует, уровень долгов и просрочки по погашению задолженности низок».За последние пять лет, согласно данным Национального бюро статистики, внешний публичный долг и долг, гарантированный правительством Республики Молдова, в ВВП сократился наполовину - с 51,5 процента в 2003 году до 25 процентов в 2007 году, а Центр экономической политики Института развития и социальных инициатив "Viitorul" прогнозирует, что в этом году отношение государственного долга к ВВП понизится до 23 процентов.И власти не согласны с аналитиками, которые видят во внешней задолженности достаточно высокий риск для Республики Молдова.Кредиты, полученные частным сектором, повышают долг до более чем 3,5 миллиарда долларовСальдо общей внешней задолженности увеличилось в первом квартале 2008 года на 234,89 миллиона долларов, достигнув нового максимального показателя - 3 миллиарда 535,14 миллионов долларов, согласно данным Национального банка Молдовы.Росту внешнего долга способствовал прежде всего частный сектор, в то время как публичный сектор взял достаточно небольшой объем кредитов. Частные компании привлекли за три месяца нынешнего года 160,81 миллиона долларов, в то время как объем займов публичного сектора достиг лишь 47,65 миллиона долларов. В 2003-2007 годы рост внешней задолженности был обусловлен частным сектором, в то время как уровень внешнего долга публичного сектора в 2003-2005 годы понизился до 773,75 миллиона долларов, после чего сальдо соответствующей задолженности выросло до 986,27 миллиона долларов.Сильный рост (в 2,54 раза) показали прямые инвестиции: кредитование дочерних компании. Этот показатель вырос с 213,99 миллиона долларов в 2003 году до 597,16 миллиона долларов в 2007 году.НБМ не обнародовал данных и об обслуживании долга или показателях покрытия долга месяцами экспорта или валютными резервами. В любом случае уровень внешней задолженности растет несущественно и не представляет причины для беспокойства, хотя соответствующий показатель и вырос после 2003 года более чем на 1,6 миллиарда долларов.Внешний публичный долг и долг, гарантированный правительством Республики Молдова, составил к концу первого квартала 986,27 миллиона долларов, а частная негарантированная задолженность достигла 2 54887 миллиона долларов. Рост этих показателей составил 5,1 процента и 7,9 процента соответственно. Доля частного негарантированного долга в общей структуре внешней задолженности составила 72,1 процента, согласно данным НБМ. Сальдо обязательств монетарных органов увеличилось до 175,10 миллиона долларов в результате получения нового транша МВФ (18,88 миллиона долларов), за этот же период Национальный банк Молдовы выплатил 9,51 миллиона долларов. Прямой правительственный долг увеличился на 31,31 миллиона долларов, в частности, в результате колебания обменного валютного курса (26,68 миллиона долларов).Что должно беспокоить – так это колебания обменного курса американского доллара по отношению к другим валютам, что может серьезно увеличить долг. В первом квартале 2008 года сальдо государственного долга выросло в результате девальвации американской валюты на 58,81 миллиона долларов.Все больше кредитов берут коммерческие банки, общая задолженность которых в последние годы быстро растет. Так, на конец марта этого года внешние долги банков Республики Молдова составили 399,65 миллиона долларов, или 11,3 процента в общей структуре внешнего долга, по сравнению с 57,59 миллиона долларов в 2003 году. Таким образом, банкиры финансируют быстрый рост кредитования в условиях все растущего спроса на кредиты внутри страны.Другой категорией, отмеченной НБМ, являются «другие сектора» (в основном компании), на долю которых приходится внешних долгов на общую сумму 1 561,13 миллиона долларов. За последние пять лет соответствующий показатель удвоился.49,0 процента внешнего долга – кредиты, 5,6 процента – валюта и депозиты, 15,5 процента – коммерческие кредиты, 16,9 процента – обязательства по прямым инвестициям нерезидентов.Всемирный банк – крупнейший кредиторВнешние обязательства в форме кредитов и ценных бумаг, в том числе в форме просрочки по их погашению, составляют 2 миллиарда 453,33 миллиона долларов, 18,4 процента из этой суммы – обязательства перед Всемирным банком. Международный банк реконструкции и развития и Международная ассоциация по развитию – структуры ВБ – это крупнейшие кредиторы молдавского правительства. Далее следуют Россия, которой правительство нашей страны должно 138,90 миллиона долларов, США – соответственно, 56,74 миллиона долларов и Япония – 25,63 миллиона долларов.Компании и банки получают кредиты у Европейского банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и других кредиторов. НБМ отмечает, что кредиты, полученные частным сектором у «других кредиторов», достигают 1 359,86 миллиона долларов.У Республики Молдова низкий потенциал привлечения кредитовСравнительно невысокий уровень задолженности, в частности – публичного сектора, свидетельствует о низком потенциале привлечения кредита и больших инвестиций в ситуации, когда нужды в инвестициях исчисляются миллиардами долларов. Так, только сельскохозяйственный сектор нуждается в инвестициях в объеме более 2 миллиардов долларов для нормального развития.«Республика Молдова может получать деньги только от доноров, международных финансовых структур и некоторых правительств, однако фактически не может выйти на международный финансовый рынок, чтобы брать кредиты. В действительности мы даже не можем осваивать крупные финансовые средства, которые нам дают МВФ, ВБ и ЕБРР – их слишком много для стабильности внутреннего рынка и часть этих денег уходит в никуда», - утверждает экономист Вячеслав Негруцэ.Существует множество структур, которые могли бы кредитовать Республику Молдова, однако мы не просим у них займов, поскольку не способны осваивать эти средства, утверждает координатор программ Центра экономической политики Института развития и социальных инициатив "Viitorul" Вячеслав Ионицэ. «Кто еще вспоминает о намерении кредиторов и доноров выделить Республике Молдова 1,2 миллиарда долларов?» - задает вопрос экономист. Он полагает, что Республика Молдова, вероятно, была не способна правильно и максимально эффективно использовать соответствующие средства. Проблема заключается именно в этом, а не в росте долгов, который вполне приемлем.О низком потенциале осваивания инвестиций заявляет и Независимый аналитический центр “Expert Grup” в анализе экономического роста за первый квартал. «Должно ли нас беспокоить то, что инвестиции в основной капитал в январе-марте 2008 года росли медленнее, чем в соответствующий период 2007 года (23,4 процента по сравнению с 39,2 процента)? В определенной мере – да, если это замедление обусловлено низкой способностью освоения инвестиций компаниями, а не конъюнктурными факторами. Однако влияние этих факторов пока нельзя оценивать на базе достаточно общих статистических данных. Правительству следует не бить тревогу из-за достаточно невысокого роста ВВП в первом квартале, а продолжать усилия, призванные повысить потенциал освоения прямых национальных и иностранных инвестиций», - рекомендует “Expert Grup”.Что ясно, говорят аналитики, так это то, что молдавская экономика нуждается в большем объеме инвестиций, а не в спекулятивных деньгах или больших и плохо управляемых средствах. Так же ясно, что наряду с продолжением институциональных реформ необходимы и инвестиции в физическую инфраструктуру, без которых рост инвестиций в производственный потенциал и привлечение кредитов на экономическое развитие – невозможны.
0