579

Фортепианные ночи в Органном зале

Фестиваль «Фортепианные ночи» (24 июня-8 июля) закрывает концертный сезон в Органном зале. За две недели до начала фестиваля в кассах появились программки с указанием мест, и каждый желающий мог их получить в качестве бесплатного билета. За три дня до открытия «Фортепианных ночей» «билеты» закончились. Фестиваль придумал французский пианист Мишель Бурдонкль вначале у себя на родине. Молдавский дирижер Валентин Дони участвовал во французских «Фортепианных ночах», и ему очень приглянулась идея. Так шесть лет назад Мишель Бурдонкль и Валентин Дони инициировали аналогичное мероприятие в Кишиневе. Благодаря главным организаторам Французскому Альянсу и посольству Франции в Органном зале выступают мировые знаменитости и звучат не только известные концерты для фортепиано, но и мало исполняемые произведения. «Это одна из наших задач, - говорит директор Органного зала Лариса Зубку. - Каждый год на фестивале – премьера, или исполняются забытые шедевры, которые звучали много лет назад. В этом году их очень много. К примеру, Фантазия для фортепиано с оркестром «Африка» Сен-Санса – не исполнялась никогда. Так как у нас нет соответствующего музыкального материала. Исполнители, выступающие у нас, представляют разные школы, но всех объединяет одно: высочайший уровень мастерства. Например, второй раз приезжает Жан Люк Андре (Франция), как вы помните, он исполнил в прошлом году фортепианный концерт Равеля для левой руки, это было восхитительно. Мы много слышали о Евгение Михайлове (Россия), у которого блестящая международная карьера, Алексее Набиулине (Россия), лауреате международного конкурса Чайковского – теперь сможем и увидеть их». Французский Альянс предоставляет возможность выступить и молдавским пианистам: Сергею Константинову, который сейчас учится в Москве, Марии Сумаревой – она продолжает образование в США, и другим. «29 концертный сезон тоже считаем удачным, - подводит итоги Лариса Зубку. - Была проведена большая работа для того, чтобы сохранить наши коллективы: Национальный камерный оркестр, камерный хор под руководством Илоны Степан, ансамбль аккордеонистов «Концертино». Органный зал – это и наши выдающиеся солисты Ион Жосан, Илиан Гырнец, Ион Негурэ. Продолжили цикл концертов органной музыки, любители гитарной музыки в этом сезоне должны быть очень довольны выступлениями гитаристов-виртуозов. Самым значительным событием года, безусловно, стал концерт знаменитого гитариста Френсиса Гойи. Интересно прошел «Мэрцишор», с такими музыкантами, как Миша Кац, Александр Рудин. Вспомним выступление известного пианиста, нашего земляка Алика Майзенберга, который живет и работает в Австрии. Хочется поблагодарить за сотрудничество Польский институт в Бухаресте: каждый месяц у нас проходили концерты польских музыкантов. Особо отмечу успех ансамбля аккордеонистов «Концертино», который в этом сезоне привозил с международных конкурсов только победы». Основной целью ансамбля «Концертино», созданного в октябре 2003 года, является возрождение классического аккордеона в Молдове: сейчас он больше известен как народный инструмент. Коллектив доносит до публики факт: на аккордеоне можно исполнять не только народную музыку, но и классику и эстраду. В составе ансамбля семь аккордеонистов, басист, пианист и ударник. Во время фестиваля «Фортепианные ночи» сотрудники Органного зала уже работают над другим фестивалем – юбилейным: 16 сентября Органному залу исполнится 30 лет. Программа праздника уже готова, она насыщена и интересна. Предполагается четыре концерта в самом зале и один – на открытой площадке рядом. На площадке будут представлены все коллективы Органного зала. Кроме того, распахнутся окна, и мы услышим, как звучит не скованный стенами орган. Концерт на свежем воздухе начнет новую традицию Органного зала. А почему бы и нет? Разве открытые площадки только для рок-групп и популярной музыки? У камерных коллективов есть целые программы из популярных произведений классической музыки, которые на волю так и просятся. 16 сентября большая часть концерта будет посвящена Национальному камерному оркестру, которой тоже юбиляр – 20 лет. Ради этого из США приглашен его основатель и первый дирижер Альфред Гершфельд. Вот только одно из достижений коллектива: в составе Европейского симфонического оркестра его музыканты аккомпанировали выдающимся солистам, среди которых П. Доминго и Х. Карерас, пианист А. Палей и меццо-сопрано Т. Берганца. Каждый музыкант оркестра является одновременно и солистом, выступая как с оркестром, так и в ансамблях трио, квартетах, квинтетах, в фортепианных ансамблях или с другими инструментами. Юбилейный фестиваль продолжит гала-концерт органистов – всех, которые работали в течение 30 лет. Это Светлана Бодюл, которая приедет с Мальты, Марина Загорская, живущая в Германии, Ольга Бабаджан, ныне жительница Румынии. И, разумеется, Анна Стрезева. Похоже, что в Молдове эта профессия исключительно женская. Третий концерт даст камерный хор, который выступит с фортепианным дуэтом Лапикус-Махович. Четвертый день – для почетного гостя, выдающегося пианиста современности Владимира Крайнева. Он раньше часто выступал в Органном зале, но лет двадцать уже не приезжал. ...В 1901 году состоялось торжественное открытие городского банка, который располагался в этом здании до 1974 года. Оно решено в монументальных формах в стиле классицизма с некоторыми элементами романтизма. В начале 1970-х в Союзе композиторов задумались над вопросом: а почему, собственно, в республике нет органа как концертного инструмента? Орган, правда, не концертный, был в католическом храме, но его разрушили. Идею Союза композиторов приняли в руководстве республики, но возник вопрос другой: где найти дом для органа? Домом мог стать и кинотеатр «Патрия», где прекрасная акустика, и можно было кинотеатр адаптировать под концертный зал. Рассматривалось и помещение общества «Знание», еще несколько вариантов. Остановились на здании банка, которое решили перепланировать. Больших изменений там не произведено, тем не менее, реконструкция продолжилась четыре года. Вначале в зале был купол «С акустикой здесь было много проблем, - рассказывает Лариса Зубку. - Когда установили орган, к нам приехал Гарри Гродберг, знаменитый органист, который первый опробовал все органы, устанавливаемые в СССР. Он давал консультации и по акустике, для этой цели приглашали и Марию Биешу. В конце концов, решили купол закрыть. Считается, что в Органном зале идеальная акустика для вокалистов, камерной музыки. Это подтверждают все музыканты, выступавшие у нас». Не говоря уже о прелестях окружающей обстановки: чешский хрусталь украшает зал. Центральная люстра весит ни много ни мало полторы тонны, маленькие – по 500 кг. Акустика Органного зала позволяет осуществлять записи концертов. Многие из них передаются в прямом эфире. Кроме органа, стоимость которого около миллиона евро, здесь еще много ценных вещей: шесть клавесинов, три концертных рояля фирм «Ямаха», «Стейнвей» и «Бекстейн». Тем не менее, Органный зал давненько нуждается в «починке». Составлен план реконструкции, утверждена смета, в этом году госбюджет выделил 5,8 млн леев, которые большей частью пойдут на ремонт крыши. Она, кстати, течет еще со времени открытия зала – видимо, что-то там, наверху, сконструировано не так. Также будут демонтированы скульптуры: комиссия констатировала, что они никакой реставрации не подлежат. Отчасти и по старости: им более 80 лет. Из прочного материала сделают новые, в том числе и те, которых мы не видели вообще – их восстановят по фотографиям. Также вернется Меркурий. В следующем году начнется капитальный ремонт всего здания, на это запланировано 20 млн леев. И, может, установят систему противопожарной сигнализации: как ни странно, Органный зал ею до сих пор не оснащен. А сам орган – в великолепном состоянии, что подтверждают приезжающие органисты. «У нас орган всегда закрыт, доступа к инструменту нет ни у кого, кроме органистов, - говорит Лариса Зубку. - Всегда производится профилактика, есть два мастера по органу, главный мастер – Николай Ромашко обучался этому делу на фабрике в Чехии, где изготавливаются органы. Каждые шесть-семь лет нужно полностью разбирать орган, очищать каждую трубу. А труб у него около 3 000, длиной от 15 см до 5,5 м. То, что вы видите из зрительного зала – меньше половины инструмента. Последний раз орган полностью разбирался в 2001 году». Заметьте, великолепное состояние у органа порой вопреки условиям: если в документах сказано, что инструменту нужна стабильная температура в 21 градус, то как ее достичь? Единственная в республике органистка Анна Стрезева давно мечтает о том, чтобы открыть класс органа в Академии музыки, театра и изобразительного искусства. Но нет учебного инструмента. Как отметила Лариса Зубку, желающих стать органистами у нас немало. А учить их за рубежом не получается – обратно никто не возвращается. Поэтому нам без собственной школы никак нельзя.
0