561

Виноградно-винодельческая Кампания

Закон о винограде и вине прошел через «гильотину»: изменения, внесенные в закон, вступили в силу со дня их опубликования (30 мая 2008 г.). Как рассказал генеральный директор ГП «Молдвинипотека», заместитель начальника управления технологической политики в виноградарско-винодельческом комплексе агентства «Молдова-вин» Валериу Чеботарь, основные изменения в области виноградарства коснулись статей 9 и 12 Закона о винограде и вине. - До сих пор мы руководствовались постановлением правительства №360 от 27.03.2002 г., которым было утверждено Положение об импорте и экспорте семян и посадочного материала. В обновленном виде в ст. 9 «Производство, оценка соответствия, контроль и реализация материала для размножения винограда и виноградного посадочного материала» содержатся условия и требования для импорта и экспорта посадочного материала, которые перенесены из данного Положения. Во-первых, разрешается ввозить (вывозить) в республику саженцы только трех биологических категорий – «предбазисный», «базисный» и «сертифицированный». Во-вторых, указано, кто имеет право заниматься этой деятельностью. Мы предложили импортировать посадочный материал для собственных виноградников без получения лицензии. И это принято законодателями. Также указано, какие сорта и клоны допускаются к размножению и посадке – только те, что внесены в Реестр сортов растений. В той же ст.9 называются документы, на основании которых осуществляется импорт/экспорт посадочного материала. Если прежде нужно было получить разрешение агентства «Молдова-вин», то сегодня этого не требуется. Также появился отдельный пункт, в котором прописано, какие документы необходимо предоставить для получения лицензии. Небольшие, но важные изменения затронули ст.10 «Закладка виноградных насаждений». До недавнего времени план посадки на площади от 0,15 до 0,5 га согласовывался с местными властями. Теперь это будет проходить на основе технических регламентов. В ст.12 «Срок эксплуатации, списание и выкорчевка виноградных насаждений» было сказано, что учет молодых насаждений, их перевод из одной возрастной категории в другую, списание и раскорчевка осуществлялись на основе положения, утвержденного правительством. После «гильотины» нормы, записанные в постановлении правительства №705 от 20.10.95 г., перенесены в закон. В агентстве «Молдова-вин» давно предлагали упростить порядок списания и раскорчевки виноградников. Раньше списание утверждалось постановлением правительства, теперь – решениями советов административно-территориальных единиц второго уровня, с последующим извещением агентства. Изменилась и ст. 26-6 «Виноградно-винодельческие декларации»: начиная с нынешнего года те, кто располагает виноградными плантациями 0,15 га и более, должны до 1 декабря представить органам местного управления декларации об урожае винограда. Они обобщаются на разных уровнях, и составляется единый документ, по которому будет известно, сколько винограда выращено в республике, - говорит Валериу Чеботарь. В модифицированном законе некоторые понятия изложены по-новому. В частности, «виноградно-винодельческий ареал» характеризуется уже не только «определенными экологическими условиями, способами культивирования, направлениями использования винограда, приемами виноделия», но и «специфическими традициями возделывания и производства». Начальник управления технологической политики в виноградарско-винодельческом комплексе агентства «Молдова-вин» Людмила Нетреба объяснила это дополнение тем, что в определении «вина с географическим указанием» появилась ссылка на «ареал», трактовка которого должна была стать более конкретной. В свою очередь, «вино с известным географическим указанием» утратило «известность». И чтобы называться таковым, уже не является строго обязательными условиями переработка и упаковка вина в месте его производства. Это связано с тем, что некоторые отечественные предприятия выпускают такие вина, однако мощности по розливу этих компаний находятся за пределами ареалов. В определении «вино виноградное» исключено требование к содержанию объемной доли этилового спирта - не менее 8,5%. Согласно предыдущему толкованию, безалкогольное («обезалкоголенное») вино не считалось виноградным вином. Изменение важно для производителей этого продукта, поскольку на российском рынке стали появляться аналогичные вина из Франции, Германии, но наши, по сравнению с ними, находились не в равных условиях. Ограничение по концентрации спирта – не менее 8,5% - перенесли в определение «натурального вина». «Напиток крепкий виноградный» уточнен по содержанию спирта – 25% объема и более, что необходимо для фискальных целей, т.к. налоговые посты и приборы учета этилового спирта устанавливаются на производстве крепких напитков. Понятие «бренди» дано в новой редакции. Главная отличительная характеристика нынешнего «бренди» – напиток приготовлен из спирта или дистиллята виноградного происхождения, выдержанных не менее одного года в контакте с дубовой древесиной (прежде было шесть месяцев). Это определение приведено в соответствие с требованиями ЕС, хотя при экспорте в страны Евросоюза, наш бренди был только виноградным. Расширено понятие «фальсифицированный продукт». Им может быть признан и продукт, «незаконно представленный с наименованием по месту происхождения, с контролируемым наименованием по месту происхождения, с географическим указанием, с торговой маркой, вводя в заблуждение потребителя». В законе появились два новых определения. «Виноградно-винодельческая кампания» – это период, начинающийся 1 августа каждого года и завершающийся 31 июля следующего года. Второе – «мезга». Так называется продукт раздавливания виноградных ягод. По словам г-жи Нетребы, в законе не было такого понятия, т.к. не было необходимости его использовать. В связи с эмбарго виноград технических сортов пришлось экспортировать, но для транспортировки на большие расстояния его нужно переработать. А в товарной классификации нет такой позиции, из-за чего возникали проблемы при таможенном оформлении груза. Благодаря введению в закон нового понятия больше сложностей не должно быть. В ст.18 «Особенности производства вин и другой продукции на основе вина с наименованием по месту происхождения» появилась ч.2, согласно которой в исключительных случаях обработка и розлив вин могут осуществляться вне разграниченных виноградно-винодельческих регионов, центров или краев, где выращен виноград. В таком случае на этикетке указывается, кем и где выполнен розлив вина. До сих пор это было запрещено. Однако в настоящее время в ЕС разрешены подобные исключения. В ст.21 «Требования к производству вин, продукции на основе сусла и вина и вторичной продукции виноделия» ч.2 изложена в новой редакции: «Условия и обязательные параметры производства и качества вин, продукции на основе сусла и вина устанавливаются настоящим законом и действующими техническими регламентами». В предыдущем варианте: «…устанавливаются техническими регламентами и национальными стандартами». Также в ней появилась ч. 2-1: «Технические документы (общие правила, технические предписания, отраслевые и товарные технологические инструкции) являются факультативными». В настоящее время сертификация винодельческой продукции еще проводится по национальным стандартам. Но когда будут утверждены технические регламенты, сертификация будет выполняться только по ним и относящимся к ним стандартам. В этой же статье (ч. 4) говорилось, что «vin taranesc» производится в соответствии с положением, утвержденным правительством. Теперь – в соответствии «с процедурой и условиями, регламентируемыми законом». И далее включены новые части (5-8), в которых дается определение «vin taranesc», требования к виноградникам, предназначенным для производства такого вина, и непосредственно к его изготовлению. Далее, в ст.23, внесены условия его реализации – «только наливом через розничную торговую сеть, в ограниченных объемах». То есть текст постановления правительства № 1479 от 25.12.2006 г. перенесен в закон. Ст. 22 «Декларации винодельческих предприятий» исключена, однако необходимость сдавать декларации осталась, она перенесена в новую главу III-1 «Прослеживаемость виноградно-винодельческой продукции». Давно ведется речь о необходимости прослеживания продукции от виноградника до ее реализации. И в данный закон включены требования, обеспечивающие такую прослеживаемость посредством заполнения учетной документации и предоставления виноградно-винодельческих деклараций. До сих пор производители вели журналы входа сырья и используемых продуктов (спирта, сахара, сусла), выхода готовой продукции и регистрации технологических процессов. Но эти журналы не упоминались в Законе о винограде и вине. В изменениях к нему появилась ст.26-6 «Виноградно-винодельческие журналы учета». В ней отражен учет, который ведется в ЕС: журнал входа–выхода вин и продукции на основе сусла и вина, журнал учета технологических процессов, журнал учета входа-выхода используемых продуктов, журнал учета розлива, журнал учета количества и качества принятого винограда, журнал учета «vin taranesc». В общем, объединение «входа» и «выхода» дает лучшую прослеживаемость, а производителям придется меньше вести журналов.
0