516

Минсельхоз будет реорганизован

В начале июня эта идея обсуждалась на заседании в президентуре. В минувшую среду этот вопрос министр сельского хозяйства Анатолий Городенко попытался вынести на обсуждение правительства. Предполагается, что новый минсельхоз, по примеру аналогичных структур в странах ЕС, будет разрабатывать секторальную политику и нормативную базу в агропромышленном комплексе, координировать диалог между властными структурами и агробизнесом, а так же осуществлять надзор и администрирование смежных областей. Существует несколько версий толкования того, что инициаторы реорганизации подразумевают под смежными областями. Первая версия — в Евросоюзе развитие агропромышленного комплекса идет рука об руку с сельским развитием, значит и в Молдове так тому и быть, в сельском развитии минсельхоз поучаствует. Каким образом — пока неясно. По второй версии, смежники — это подведомственные министерству структуры: отраслевые НИИ и агентства. В пользу большей правдоподобности этой версии свидетельствует тот факт, что на заседании в президентуре глава государства объявил об очередной реорганизации сельскохозяйственной науки. Проекты слияния отраслевых институтов уже разработаны. Не исключено, что новый минсельхоз усилит влияние на укрупненные научные центры. Более того, на заседании в президентуре был обозначен формат реструктуризации минсельхоза. В частности, речь шла о создании Агентства санитарной ветеринарии и обеспечения безопасности продукции животноводства со штатной численностью 2263 единиц, Агентства фитосанитарии - 300 сотрудников и Генерального сельскохозяйственного инспектората - 140 сотрудников. В последний предположительно войдут два контролирующих подразделения минсельхоза и госорган по защите прав потребителей. Предполагалось, что эти структурные изменения позволят сократить аппарат министерства и подведомственных организаций на 588 работников. Однако информационная справка минсельхоза, посвященная реструктуризации, содержит иные сведения: число занятых в государственной санитарно-ветеринарной службе сократится на 800 человек, фитосанитарной службе — на 80 человек. Создание генерального инспектората высвободит 22 работника. Вероятно, это будут сотрудники центрального аппарата министерства. Но в министерской справке упомянуто не только сокращение, но и приращение кадров. За счет формирования Агентства по платежам и интервенциям в сельском хозяйстве, в его центральном офисе и территориальных представительствах будет трудиться 70 человек. Создание этого агентства предусматривает Концепция системы субсидирования сельхозпроизводителей на 2008-2015 гг. А в качестве идеологического базиса реструктуризации министерства упоминаются Национальная стратегия развития (2008-2011 гг.) и Стратегия устойчивого развития АПК (2008-2015 гг.). Предыдущая реорганизация минсельхоза проходила в два этапа, на протяжении 2004-2005 гг. Ее суть, по большей части, состояла в радикальном сокращении штатов. На первом этапе (тогда он представлялся единственным) штатное расписание минсельхоза сократилось вдвое – с 166 до 83. «Кадровый прорыв» удалось совершить благодаря выведению из состава министерства некоторых отраслевых подразделений, в частности департаментов виноградарства/виноделия и табаководства, путем преобразования их в отдельные агентства. Но менее чем через год глава государства поставил перед новым кабинетом министров этапную задачу – оптимизировать структуру госучреждений и сократить штаты на 70%. Минсельхоз с новым министром во главе не мог оставаться в стороне от этой кампании. Как следствие, штат министерства численно сократился до 68 человек. А прежний список подразделений (12 управлений, три департамента) пополнился двумя новыми – аграрной политики и консолидации. В результате такой коррекции организационный принцип построения министерства стал больше походить на современный функциональный (европейский), чем на старый советский — отраслевой. Однако среди функций минсельхоза заметно возрос удельный вес контролирующих прерогатив. Международные доноры итогами модернизации министерства — да и вообще реформой публичного управления, частью которой была реорганизация минсельхоза — оказались недовольны. Поэтому молдавские власти практически сразу после обновления структуры минсельхоза обратились в UNDP и USAID/CNFA за помощью и предложениями по оптимизации деятельности минсельхоза. Отчасти эта инициатива была продиктована необходимостью реализовать на практике план евроинтеграции Молдовы, желанием руководства республики возобновить плодотворный диалог с международными финансовыми организациями. USAID откликнулось на призыв о помощи. Эксперты американского агентства идентифицировали шесть европейских стран, опыт которых в управлении сельским хозяйством представляет интерес для Молдовы. В некоторые из этих стран съездили сотрудники молдавского минсельхоза. Другие страны прислали в Кишинев своих советников. Один из советников аппарата Правительства РМ обобщил их рекомендации в проекте о том, как реорганизовать минсельхоз с учетом европейской перспективы. Эксперты донорских проектов утверждают, что этот документ лег в основу нынешнего плана реорганизации министерства. Опыт Словении — один из отобранных примеров — Молдове не пригодился. На долю аграрного сектора в Словении приходится всего несколько процентов ВВП, основа словенского сельского хозяйства – агротуризм. В этой стране считают, что продовольственная безопасность – это когда есть деньги, на которые в случае необходимости можно будет закупить стратегические продукты питания за рубежом. У нас эта идея тоже рассматривалась в качестве перспективной, но только до продовольственного кризиса последних лет. Другой опыт – литовский – нам гораздо ближе. Это сохранение значительной доли агропрома в экономике. Литва по этому показателю лидирует в странах Балтии. Повышение эффективности литовского сельского хозяйства обеспечивается за счет больших субсидий ЕС. И мощной структуры минсельхоза, который эти субсидии распределяет. Если предположить, что в какой-то неблизкой перспективе и Молдова станет частью некого еврорегиона, то «литовский вариант» развития аграрного сектора, возможно, осуществится и у нас. Проблема состоит в том, что макроэкономическая и международная политическая ситуация в современном мире меняется слишком быстро. Вот и в Молдове теперь новое правительство, новые приоритеты. И новый план реструктуризации минсельхоза.
0