Пенсионная реформа – 2
Правительство инициировало вторую за годы независимости пенсионную реформу. Уже к осени должны быть сформированы ее стратегические направления. В рамках проекта, финансируемого Всемирным банком, рабочая группа приступила к изучению зарубежного опыта функционирования пенсионных систем. В июне прошел цикл семинаров, посвященных проблемам социальной защиты в связи с демографическими изменениями в странах Восточной Европы и бывших советских республиках. Представители Польши, Румынии, Болгарии, Македонии и Словакии рассказали о своих пенсионных системах. Собственный взгляд на решение проблемы представили эксперты ВБ. В условиях старения населения размеры пенсий, выплачиваемых все большему числу пожилых людей из взносов, отчисляемых все меньшим числом работников, будут неизменно сокращаться. Как этого избежать? Один из вариантов - трехступенчатая модель социальной защиты, реализованная в Российской Федерации. Единая социальная, или базовая, часть пенсии обеспечивается только трансфертами из госбюджета. За счет персонифицированных страховых взносов обеспечивается дифференциация размера страховой части пенсионных выплат. И, наконец, добровольное пенсионное страхование. Для того чтобы частные пенсии смогли полностью или частично заменить собой государственную систему пенсионного обеспечения, потребуется развитая инфраструктура финансового рынка, включая должный надзор и регулирование, считают эксперты ВБ. Для многих постсоветских стран это пока сложная задача. Но переход к накопительным схемам и создание условий для появления частных пенсионных фондов - задача первостепенная. «Количество плательщиков пенсионных взносов в большинстве стран региона значительно сократилось, и недавнее оживление экономического роста в некоторых странах пока не смогло обратить эту тенденцию вспять. Такая ситуация заставит правительства подумать о том, чтобы ввести тот или иной вариант единой социальной пенсии, не предполагающий уплату взносов. Потенциальная неплатежеспособность нынешних пенсионных систем усугубляется двумя факторами. Во-первых, системы пенсионного обеспечения в странах региона поддерживают большее количество пожилых людей при меньшем числе плательщиков взносов. Поэтому основным источником финансирования неизбежно становятся не взносы, а государственные трансферты. Хотя общие поступления в систему идут в виде отчислений из текущих поступлений, связь между индивидуальными отчислениями и общими государственными доходами отсутствует. Во-вторых, в ряде стран для того, чтобы получить право на пенсию, требуется длительный стаж уплаты взносов. Поскольку охват пенсионной системой существенно сократился, становится практически неизбежной ситуация, при которой многие люди достигнут пенсионного возраста, так и не накопив прав на пенсионное обеспечение. Во многих странах было бы целесообразно отказаться от системы “квази-взносов”, для которой характерны высокие административные издержки, и ввести социальные пенсии, не предполагающие отчислений. Такие пенсии могли бы предоставляться всем гражданам, достигшим определенного возраста, и финансироваться из бюджетных доходов (так же, как сегодня государство финансирует часть пенсий из своего бюджета)», предлагают иностранные эксперты. Этот вариант мог бы стать актуальным для стран с переходной экономикой, поскольку «размер взносов устанавливается произвольно, вне рыночных условий функционирования предприятий. Поэтому привязка пенсий к заработной плате представляется менее оправданной, чем в той экономике, где заработная плата определяется рынком. Благодаря такому изменению государство сможет корректировать размер пенсии и возраст, в котором она будет предоставляться. А административных издержек, связанных со сбором и учетом, можно будет избежать. Пенсии могут финансироваться с помощью наименее затратного и наиболее действенного механизма налогообложения», говорится в докладе. Во что обойдется социальная пенсия? Если бы все жители стран Восточной Европы и бывшего СССР в возрасте 65 лет и старше получали пенсии, совокупный размер которых в 2005 и 2025 гг. составил бы 10% подушевого ВВП, то социальная пенсия для большинства стран была бы доступной по средствам, особенно в качестве замены нынешних пенсионных расходов, считают эксперты ВБ. Можно было бы подвергнуть сомнению достаточность суммы пособия, соответствующего 10% подушевого ВВП, однако опыт стран Азии показывает, что даже небольшая социальная пенсия важна для поддержания уровня жизни получателей. Сумму социальной пенсии можно корректировать. В этом случае страны, избравшие социальную пенсию в качестве единственного вида государственных пенсионных расходов, смогли бы несколько увеличить ее размер. Там, где государственная пенсия дополняет собой другие пенсионные расходы, сумму можно сдерживать тремя способами. Во-первых, можно поднять возраст, дающий право на получение пенсии. Во-вторых, для ограничения числа получателей можно включить в условия получения социальной пенсии требование проводить оценку нуждаемости и дохода или использовать балльную методику оценки нуждаемости. В-третьих, сам размер пенсии может корректироваться с учетом бюджетных возможностей. Итак, ситуация в целом не выглядит безнадежной: авторы исследования пришли к выводу, что «удар» по государственным расходам может быть относительно небольшим, если будут реализованы хорошо продуманные меры в сфере пенсионного обеспечения. Речь идет о повышении и введении единого пенсионного возраста для мужчин и женщин (благодаря чему также может вырасти показатель экономической активности населения) и введении индексации пенсий с учетом инфляции потребительских цен (а не инфляции заработной платы). Для индексации пенсий в Молдове по-прежнему применяют смешанный подход, используя темпы инфляции и рост заработной платы. Переход к индексации по темпам инфляции приблизит их к международным стандартам и обеспечит экономию средств для компенсации последствий старения населения. «Помимо установления единого возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин и повышения его до 65 лет, а также введения механизма индексации пенсий по темпам инфляции, странам необходимо проанализировать стратегии пенсионного обеспечения. Хотя социальная пенсия имеет ряд преимуществ, вводить ее следует наряду с общим анализом системы пенсионного обеспечения (и в том числе того, когда и каким образом внедрять систему добровольных пенсионных сбережений). Использование этого инструмента нужно тесно координировать с деятельностью системы социальной помощи, - задача, которую многие страны региона пока не решили». Это лишь один из потенциальных сценариев, представленный молдавскому правительству. В недавнем исследовании, которое проводилось ЕС, доказано, что в среднем 47% прогнозируемых демографических изменений можно смягчить благодаря пересмотру политики, главным образом – изменению пенсионного возраста и размера пенсионных выплат. В период с 2000 до 2025 гг. доля населения в возрасте старше 65 лет в таких непохожих странах, как Албания, Азербайджан, Чехия, Казахстан, Македония, Молдова, Польша, Словакия и Словения, вырастет почти на 60%. При простейшем допущении, что пенсионные расходы возрастут пропорционально увеличению доли этого населения, рост пенсионных расходов может составить до 22% от ВВП. Таким образом, пенсионные расходы могут достичь уровня, превышающего показатель многих стран ЕС. Видимо, правительству придется в ходе пенсионной реформы учесть рекомендации ВБ.