Спорный аэропорт
На заседании парламента в четверг спикер Мариан Лупу напомнил коллегам, что 23 июня отмечается 18-я годовщина принятия декларации о суверенитете. Собственно, новейшая история молдавского парламентаризма началась именно тогда. Поздравив друг друга с политическим совершеннолетием, перешли к работе. Думитру Дьяков по-прежнему настаивает на том, чтобы глава Национального банка Леонид Талмач дал внятное разъяснение, что же происходит с валютой: «Такие слушания надо провести перед каникулами. Всем понятно, что сегодняшний курс доллара поддерживается искусственно. Рост цен и укрепление лея ведет к обнищанию народа. Если г-н Талмач не может справиться с ситуацией, ему следует уйти в отставку. Надо прислушиваться не только к рекомендациям Вашингтона, но и к голосам простых граждан». В свою очередь, Владимир Филат предложил отметить незаметно прошедшую годовщину налоговой амнистии и прочих революционных президентских инициатив. По его мнению, также до конца текущей сессии нужно обязать правительство представить специальный рапорт. Как шел (и идет) процесс, сколько средств легализовано, как прошло списание долгов. А главное, как все эти меры повлияли на состояние экономики республики? Напротив, Вячеслав Унтилэ больше озабочен победами и поражениями на Евро-2008. Депутат смотрел в среду трансляцию полуфинала и остался крайне недоволен качеством телесигнала. «Вместо матча зрители 20 минут слушали музыку», - недоволен г-н Унтилэ. В этом, по его мнению, «видна рука президента Воронина», потому как права на трансляцию отдали не общественному каналу «Молдова-1», а частному «Прайму» явно с ведома главы государства. Александру Олейник не понимает, почему в Молдове не продлеваются загранпаспорта. Наверняка для того, чтобы быстрее израсходовать 10 млн бланков! - полагает он. В общем, все как обычно. Зато слушания законопроекта о создании международного свободного аэропорта Мэркулешть прошло по незапланированному сценарию. Сразу стало понятно, что закон «несколько» спорный: спикер покинул зал заседаний, оставив на хозяйстве своего заместителя Марию Постойко, которая намного суровее относится к словесным потокам оппозиции. Кстати, любителям юридического юмора можно посоветовать скачать его с сайта парламента: такого сырого законопроекта не было давно. Итак, международный свободный аэропорт создается в целях ускорения развития воздушных перевозок, авиационных услуг, промышленного производства и внешнеторговой деятельности. К сожалению, технико-экономические обоснования отсутствуют, а все планы свелись к 7,4 млн леев – это стоимость первоначальных проектов по созданию и обустройству аэропорта общей площадью в 265,2 га. Участок остается в собственности государства, но управлять им будет некий генеральный инвестор. А мониторингом деятельности аэропорта займется специальный представитель правительства. Резиденты могут оказывать аэропортовские услуги и воздушные перевозки, заниматься оптовой торговлей, промышленным производством экспортных товаров, переработкой сельхозпродукции, сортировкой, упаковкой и маркировкой транзитных товаров и пр. Чем не ЗСП? На территории устанавливается режим обязательного декларирования ввозимых и вывозимых товаров и услуг. Здесь не применяется режим квотирования и лицензирования импорта и экспорта. Внешнеторговая деятельность резидентов, а также деятельность в пределах аэропорта, не подпадают под влияние ограничений по внешней торговле, включая запрет либо ограничение импорта или экспорта. Конечно, кроме ограничений, утвержденных властями Молдовы, или резолюций ООН или ВТО. По мнению минэкономики, отличий от ЗСП масса, транспортные потоки с запада на восток постоянно растут, и грех не воспользоваться благоприятной конъюнктурой. Хорошо, что сохранена аэропортовская инфраструктура, работает высокопрофессиональный коллектив. Еще аэропорт будет располагать аэродромом двойного назначения, осуществляя свою деятельность исходя из требований обороны, национальной безопасности и международных обязательств РМ. В выигрыше и гражданский персонал, планируется создание тысячи новых рабочих мест. По самым скромным подсчетам разработчиков проекта. «Группа заинтересованных лиц желает создать вторую черную дыру, по примеру Приднестровья», - так прокомментировал проект Ион Гуцу. - «В чьем сейфе находятся расчеты экономической эффективности? Мы наблюдаем симбиоз двух законов, о порте Джурджулешть и о ЗСП, причем явно низкого качества. Земли минобороны запрещено использовать не по назначению. Зато специальный таможенный режим позволит ввозить в Молдову любые грузы, например, наркотики; возможность реэкспорта приведет к контрабанде оружия. А что за фабрики вы намереваетесь строить в аэропорту?» Даже Иван Калин (ПКРМ) засомневался, может ли парламент принимать закон в таком виде: «Во всяком случае, ко второму чтению его надо существенно изменить». А Вадим Мишин заявил следующее: «Мы не сомневались, что проект вызовет споры, дискуссии были и на заседании профильной комиссии, и внутри фракции. Но этот аэропорт умирал, и в последние годы умирал быстро. Его военная составляющая рано или поздно исчезнет. В Национальной армии ни одно воздушное судно сегодня не выполняет военных функций. На Мэркулешть, за исключением заработной платы, за восемь лет не выделялось ни лея. А взлетно-посадочная полоса у него сейчас даже лучше, чем в Кишиневе. Специалисты аэропорта могут за полгода восстановить завод нестандартного авиационного оборудования, таких в нашем регионе нет. Единственное что юридически законопроект сделан так... позвольте я не буду комментировать». После чего закон приняли в первом чтении. Интересно, что останется в его тексте ко второму чтению? Зато без единого вопроса проголосован во втором чтении закон об ипотеке. Комиссия по экономической политике отклонила более тридцати поправок, предложенных депутатами, согласившись лишь с десятью. В основном закон остался в рамках, установленных кабинетом министров. Разве что уточнили различия между просто недвижимостью и недвижимым имуществом. Также спокойно прошло второе чтение законопроекта о формировании Центра по защите персональных данных. Первоначально комиссия по безопасности снизила зарплату заместителю гендиректора с 6200 до 6 тыс. леев. Но выступивший Николай Бондарчук настоял на более жестком секвестре, директор Центра будет получать 5 тыс., его зам на 10% меньше. Минюст вплотную заинтересовался исполнением судебных решений, в первом чтении приняты дополнения в закон о бюджетной системе и бюджетном процессе. Выяснилось, что с момента направления исполнительного листа в адрес органов центральной и местной власти большое количество решений попросту не выполняется. Не помогает даже блокирование необходимой суммы на банковском счете. Отсюда растет число исков в ЕСПЧ, в 40% решений Европейского суда Молдова признана виновной как раз в части неисполнения судебных решений. А чиновники не несут никакой ответственности. Вот районной совет Кэушень должен был выплатить Вере Жосан 155 тыс. леев, но не захотел, или не смог. Гражданка подала иск в ЕСПЧ, и сумма взыскиваемого долга увеличилась вдвое, до 317 тыс. Теперь решено, что денежные средства будут взыскивать бесспорно, в случае, если виновное учреждение или госструктура за полгода не соизволила самостоятельно урегулировать вопрос. Для бесспорного изъятия будет использоваться до 20% годового бюджета должника. Внесены изменения в закон о правительстве. Они касаются государственных премий, кабинет получил возможность учреждать госпремии, утверждать условия их присуждения, предоставлять президенту проект указа о награждаемых лицах. Документ более чем странный, принимаемый задним числом: выходит, что правительство уже полгода нарушает закон, претенденты на получение госпремии-2008 давно известны. Леонид Бужор тоже выразил недовольство: «По Конституции полномочия по учреждению наград принадлежат президенту. Зато правительство занимается «техническим обеспечением» процесса, документами и отбором участников». Замминистра юстиции Николае Ешану туманно объяснил, что «не надо монополизировать процесс». Тем более что проект согласован с минкультом, минэкономики и Академией наук. * * * Замминистра внутренних дел Андрей Погурский представил информацию, касающуюся запрета использования тонированных стекол автомашин. По его словам аналогичные правила действуют в Германии, Бельгии, Италии и Румынии. Вот и Молдова заботится о безопасности движения. Но как заявила Валентина Стратан, бывает, что производитель сам тонирует стекла. Что делать? По словам замминистра, выход простой, не надо покупать такие авто. И если где-то и установлен предел в 30% тонировки, то в Молдове его не существует, под запретом любое затенение.