Тайное оружие Австрии
Аналогичный нашему кризис пережило виноделие Австрии в 1985 г. За ночь оно потеряло свои экспортные рынки из-за разразившегося в Европе скандала. В австрийских винах был обнаружен диэтиленгликоль (компонент антифриза), который добавляли некоторые производители, чтобы вина были слаще. Хотя этим грешили и немцы и итальянцы, однако двери захлопнулись только перед австрийцами. На ренессанс им потребовалось 10 лет. Виноград на территории Австрии выращивается с VII века до н.э. Культурное виноградарство началось с приходом на эти земли римлян. В VIII в. Карл Великий ввел кадастр виноградников и упорядочил сорта винограда. Первое документальное упоминание о местном ботритизированном вине сделано еще в 1526 г. В конце XVIII в. Кайзер Йозеф II разрешил производителям продавать вина и другие продукты по своему усмотрению. Так появились хойригеры – заведения, торгующие винами собственного изготовления из урожая последнего сезона (это вино называется хойригером). «Открытие сезона» обозначается вывешиванием перед дверью охапки сосновых веток. И до 1985-го года большей частью потребляемые на внутреннем рынке местные вина были дешевыми, их пили в тавернах. Во второй половине XIX в. виноградники пострадали от оидиума и филлоксеры. Тем не менее, в 1860 г. здесь была открыта первая в мире школа виноградарства. В 1985-м – в год начала кризиса – был принят самый строгий винный закон в мире. За 10 лет Австрия сумела трансформироваться из довольно-таки посредственной винопроизводящей страны в великого производителя (так считают специалисты). При этом имея всего 50 тыс. га виноградников и производя ежегодно в среднем 250 млн литров вина, что составляет лишь 1% от мирового объема. Но австрийские вина известны и зачастую дорого продаются. Винный эксперт и журналист Даррелл Джозеф, в докладе на конференции «In` wine» (в рамках выставки «ExpoVin Moldova` 2008») рассказал, как кризис стал отправной точкой на пути к успеху. Ряд производителей – потомственные виноделы взялись за восстановление репутации отрасли. Они начали с исследований, экспериментов с сортами винограда на различных почвах, выделения специфичных виноградарских зон, стали изготавливать качественные вина и задумались, как об этом заявить миру? Правительство тоже осознало важность поддержки винного экспорта. В 1986 г. был создан Совет по экспорту вин и специальный фонд для этих целей. Ежегодный бюджет продвижения, аккумулируемый в данном фонде, составляет 7 млн евро. Из этой суммы 2,5 млн перечисляют производители (по 50 евро в год с гектара виноградников), остальные поступают от государства (50% - от федерального правительства и 50% - от земельных органов управления).В первую очередь было решено сделать всю отрасль более профессиональной, т.к. основные производители австрийских вин – фермеры, которые не только выращивают виноград и делают из него вино, но и занимаются другими видами сельского хозяйства. Для них проводились обучающие курсы, в том числе и по маркетингу. Новое поколение виноделов начало ездить за рубеж на стажировки, внедрять новые технологии, развивать производство вин с наименованием по месту происхождения. Они учитывали требования рынка. Совет по экспорту приглашает закупщиков из разных стран, представляет их винопроизводителям. Гостям демонстрируют сочетание местных вин с гастрономией. Также организовываются туры международных экспертов по винодельческим регионам Австрии. Кроме того, совет занимается выпуском рекламной и информационной печатной продукции, проводит промоакции, организует национальные и международные дегустации, выставки и ярмарки. Эти программы действуют постоянно. В 1991 г. была основана Австрийская винная академия. И спустя годы, специалисты были поражены тем, что произошло с австрийскими сухими винами. Например, во Франции у «Шардоне» была большая история, а здесь ее не было, и вдруг она возникла. Появились великие белые вина, в том числе десертные, особенно «Рислинг». Начали производиться и заслуживающие внимания красные. Теперь подключается маркетинг, и говорит миру: «Посмотрите, какие у нас есть красные вина высокого качества». Однако, как подчеркнул Даррелл Джозеф, нет стремления показать того, чего на самом деле нет. В Австрии выделены четыре винные области (Бургенланд, Штирия, Нижняя Австрия и Вена), которые подразделяются на 21 регион. Лучшие вина вырабатывают из винограда, выращенного примерно на широте Бургундии. Вино №1 на внутреннем рынке – белое сортовое сухое «Gruner veltliner», его любят представители всех поколений. Грюнер вельтлинер - основной сорт, его еще называют тайным оружием. Он занимает примерно треть виноградных плантаций (в Нижней Австрии – половину площадей), выращивается на скалистых почвах и дает высокий урожай. Аромат вина нежный, с оттенками экзотических и цитрусовых фруктов, иногда ягод, с нотками перца, во вкусе присутствуют растительный и легкий минеральный тона. «Грюнер вельтлинер» последние несколько лет весьма популярен в Нью-Йорке. Второй по значимости сорт – Вельшрислинг – «визитка» Бургенланда и Штирии. Вино из него – легкое, с ярким цветочно-фруктовым ароматом, где выделяется зеленое яблоко, во вкусе присутствуют минеральность и цитрусовый нюанс. Из ягод позднего сбора, подвяленных, изготавливают «трокенберенауслезе» - великолепное десертное вино с ароматом персика и абрикоса. Также очень распространен Мюллер-тургау (основные посадки в Нижней Австрии и Бургенланде). Из него получаются вина с мускатными и цветочными тонами. В топ австрийских вин входят «Рислинг», «Шардоне» и «Совиньон-блан». Говорят, что здешнее «Шардоне» не уступает бургундскому, а «Совиньон-блан» отличается оттенками можжевельника. Кстати, а августе нынешнего года в Австрии (г. Грац, Штирия) пройдет всемирный конгресс по Совиньону. Красные вина из местного сорта Блауер цвайгель привлекают ароматом красных ягод – вишни, черешни и черемухи, которые присутствуют и во вкусе с оттенком перца. Цвет вина очень темный с лиловым оттенком. Блауфренкиш (голубой франконский) передает в аромате одноименному вину нотки черных ягод (ежевики, смородины и черной черешни). Его вкус – танинный, с приятной кислинкой. Из винограда сорта Блауер португизер (голубой португальский) изготавливают вина с невысоким содержанием спирта, т.к. ягоды не набирают много сахара, и легким фруктовым ароматом, во вкусе присутствует кислинка. Вино из сорта Сен-лоран – с ароматом и вкусом кислой вишни, со смолистым нюансом. Виноград красных сортов выращивается в Бургенланде. Этот регион - на юге страны, на границе с Венгрией, где находится единственное в Европе степное озеро Нойзидлерзе - знаменит и десертными винами из винограда, пораженного благородной плесенью. Для этого созданы идеальные природные условия: лето жаркое и засушливое, но озеро смягчает климат, обволакивая виноградники туманами. Сегодня австрийские вина пользуются спросом. Вообще успех страны на международном рынке во многом зависит от того, что ее виноделы могут сделать с международными сортами винограда. В Австрии Рислинг оказался основным. По сравнению с винами из Рислинга других стран, качество австрийских лучше. Известный винный критик Дженсис Робинсон (Великобритания) в «слепых» сравнительных дегустациях «Рислинги» из Австрии оценила выше, чем из Германии и Франции. Авторитетный журнал «The wine advocate», который издает Роберт Паркер, провел дегустацию 260 австрийских вин, из которых 80 образцов набрали 90 и более баллов по 100-балльной шкале. Необходимо пояснить, что 90-94 балла означают выдающееся вино, обладающее ярким характером и стилем, 95-100 – великое вино, классика виноделия на все времена. Наивысшие оценки получили «Грюнер вельтлинер», «Рислинг», десертные и несколько красных. Около 80% производимых в Австрии вин выпивается на родине. Поэтому виноделам удалось пережить период эмбарго. На внутреннем рынке популярны и сухие и сладкие вина. Достаточно много изготавливается «ice-wine». Поколение в возрасте от 20 до 40 лет охотно принимает вина из других стран – Чили, Аргентины, Австралии. Молдавских там пока нет. В магазинах со скидками сухие вина приличного качества продаются по ценам от 2 до 2,99 евро за бутылку. За хорошее качество нужно заплатить порядка 4 евро. Следующая ступень – 7,99 и 8,99 евро. Премиум-класс стоит в диапазоне 20-30 евро. В 2007 г. потребление вина в стране составило 265 млн литров. А экспортирован рекордный объем – 56 млн литров на сумму $165 млн (в 2006 г. – 51,6 млн л на $127,3 млн), из которых 35,8 млн л - вина в бутылках на $143,9 млн. Отмечается рост поставок последнего, а отгрузки наливом снижаются. Главным экспортным рынком для австрийских вин является Германия (39,5 млн л). За ней по убывающей следуют Швейцария, США, страны Северной Европы, немного реализуют в Азии и во Франции. Австрийские вина присутствуют в небольших количествах в Великобритании, для того чтобы виноделы могли использовать этот факт для имиджа. В декабре прошлого года австрийцы смогли «выбить» из ЕС дополнительно 20 млн евро на развитие виноградно-винодельческой отрасли.