484

Молдова-Турция: нестыковка желаний и реалий

Впервые президент Турции Сулейман Демирель посетил Молдову в 1994 году. Тот визит, прежде всего, запомнился обещанием невиданного по тем временам кредита в $35 млн для водоснабжения южных районов республики. Тогда же из уст турецкого президента прозвучало обещание: за короткое время Турция станет главным инвестором Молдовы. Много воды утекло с тех пор. Но не через системы водоснабжения юга – проект до сих пор не доведен до конца. Главным инвестором Молдовы Турция тоже пока не стала. На открытии молдавско-турецкого бизнес-форума в конце прошлой недели президент ТПП Георге Куку сообщил, что в нашей стране зарегистрировано 720 предприятий с участием турецкого капитала. Правда, действующими можно считать только примерно половину из них, а суммарный объем инвестиций из Турции не превышает $30 млн при общем объеме иностранных инвестиций в молдавскую экономику в $1,7 млрд. Несмотря на это, Кишинев и Анкара из года в год строят планы «прорыва» в торговле и инвестиционной деятельности. Очередным подтверждением тому стали итоги бизнес-форума и V-го заседания смешанной межправительственной комиссии, прошедшего в Кишиневе 13 июня. Первый вице-премьер, министр экономики и торговли Игорь Додон, возглавляющий молдавскую часть комиссии, заявил: у нас есть все возможности для того, чтобы к 2010 году увеличить объемы взаимной торговли более, чем в два раза, и довести их до $500 млн.Сопредседатель комиссии от турецкой стороны, государственный министр Кюршад Тюзмен был еще более оптимистичен. Он акцентировал внимание на успехах турецкой экономики и ее усиливающейся роли в регионе. Турция в прошлом году вошла в число 15-ти крупнейших экономик мира, объемы внешней торговли за три последних года практически удвоились и достигли $277 млрд, за счет чего и ВВП на душу населения вырос в два раза и достиг $9,3 тыс. Активизируется инвестиционная деятельность турецких компаний в других странах, особенно в области строительства. В 2007 году строители Турции работали над реализацией 3,5 тыс. проектов в 70 странах мира на общую сумму $105 млрд. «Потенциал и возможности Турции, ее тесные экономические и политические связи как с ЕС, так и с арабским миром и странами СНГ и Азии, отводит нам роль связующего звена в создании зоны сотрудничества трех морей – Средиземного, Черного и Каспийского, - подчеркнул государственный министр Турции. - Мы обязаны сделать эту зону привлекательной для всестороннего сотрудничества, превратить ее в важный региональный центр торговли, транзита, логистики и политической стабильности».Общение с участниками форума показало, что в большинстве своем турецкие и молдавские бизнесмены готовы вносить свой вклад в создание «зоны сотрудничества трех морей». Иначе бы они не пришли на встречу, надеясь найти партнеров, компаньонов или инвесторов. Но как часто бывает в таких ситуациях, интересы сторон далеко не всегда совпадают. А если и находятся точки соприкосновения, то предстоит пройти еще долгий путь до их реализации. Турецкие предприниматели приехали на форум, в основном, в надежде найти новых покупателей для своей продукции. Реже – с целью изучить возможности переноса в Молдову тех или иных производств на основе давальческого сырья. Представители молдавского бизнеса, в свою очередь, видели в гостях, прежде всего, инвесторов, надеясь заинтересовать их своими проектами и заручиться финансовым участием в их реализации. Клавдия Бунеску из сельскохозяйственного предприятия «Минжир-Агро» впервые оказалась на подобном форуме. Ее цель – найти инвестора для уже действующего комплекса по переработке овощей и фруктов. «Мы ежегодно производим продукцию на 15 млн леев, - говорит Бунеску. - У нас есть постоянные покупатели в Румынии, России, других странах. Но мы хотели бы установить новое оборудование, внедрить современные технологии, чтобы выйти на совершенно иной уровень работы. Потому и ищем партнера для создания СП, который мог бы прийти со своим оборудованием и технологиями». Борис Лапти, представляющий агентство «Экоэнергетика», пришел на форум с разработкой принципиально нового двигателя для автомобилей. «Мы хотели бы наладить производство таких двигателей именно в Молдове, чтобы поднять престиж и экономику своей страны, - говорит он. - Но готовы к сотрудничеству с серьезными инвесторами, которые смогут оценить наш продукт и его перспективы». Турецкий бизнес к инвестициям в целом готов. Но не такого плана, на которые надеются Клавдия Бунеску и Борис Лапти. Среди участников форума большинство компаний из Турции представляли автопром, текстильную отрасль, строительство. Их интересует, прежде всего, рабочая сила из Молдовы. Если все сложится, они готовы рассматривать варианты переноса сюда ряда производств по выпуску комплектующих для автомобилей, текстильных изделий. А строительные компании не прочь расширить свою экспансию на молдавский рынок. Тем более, что у Молдовы амбициозные планы по строительству дорожной инфраструктуры, а у турецких компаний в этой сфере тоже богатый опыт и возможности. В Кишиневе Кюршад Тюзмен встретился также с президентом Молдовы Владимиром Ворониным. Он подтвердил интерес турецких предпринимателей к реализации серьезных инвестиционных проектов в строительстве, текстильной промышленности, производстве стекольной тары и керамики. Но у молдавских властей, судя по всему, другое видение роли турецкого бизнеса. Президент ориентировал турецкую сторону, прежде всего, на совместное производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции, которую можно было бы поставлять как на рынки СНГ, так и в страны ЕС. Владимир Воронин считает, что участие нашей страны в зонах свободной торговли в СНГ и Юго-Восточной Европе (CEFTA), а также автономные торговые преференции ЕС дают серьезные преимущества для производства и экспорта такой продукции именно молдавского происхождения. Эти вроде бы не очень заметные нестыковки заставляют думать, что не все между Кишиневом и Анкарой так гладко и однозначно, как может показаться. Турецкий бизнес на самом деле рвется в Молдову (как и в другие соседние страны – этот факт очевиден). Но складывается впечатление, что здесь не очень рады его инвестициям. Есть, правда, исключение из правил – Summa. Руководство этой компании выигрывает тендеры (реконструкция аэропорта), успешно ведет собственный бизнес, вхоже к президенту страны. Но в целом это картину мало меняет. Очевидно, что турецкие компании могли бы стать главными участниками модернизации автодорог – они это умеют делать быстро, качественно и относительно недорого. Но руководство страны охотно ведет переговоры с зарубежными компаниями в этой сфере только из европейских стран. Может, тому причиной участие в финансировании таких проектов ЕБРР и других европейских институтов. А возможно за этим кроются и другие причины. В последнее время не раз приходилось слышать о факторе «мусульманизации». В Молдове, мол, все больше приверженцев этой веры. И они уже хотели бы зарегистрировать свою религиозную общину, построить мечети и т.д. Трудно сказать, что реально мешает приходу в Молдову серьезного турецкого бизнеса. Торговый оборот можно довести до полмиллиарда долларов – у нас и так рынки заполнены помидорами и фруктами из Турции, а магазины – турецкими швейными изделиями и сантехникой. А вот совместное производство, эффективное сотрудничество, серьезные инвестиции пока остаются больше желанием, а не реалиями.
0