Борьба за бухгалтерские таланты
На прошлой неделе Ассоциация профессиональных бухгалтеров и аудиторов (ACAP) – член Международной федерации бухгалтеров (IFAC) и Ассоциация присяжных сертифицированных бухгалтеров (АССА) провели конференцию на тему: «Привлекайте, формируйте и удерживайте лучших профессионалов и лидеров в области бухгалтерии и финансов: рынок труда в Республике Молдова». Главный вызов для участников конференции – отношение к бухгалтеру, как к продукту, который надо продвигать и выгодно продавать. Кому-то такой подход покажется обидным, но это пока не станут ясны его преимущества. Например, то, что профессия развивается, быть бухгалтером становится все интереснее и престижнее, и, наконец, бухгалтера высоко ценят. Следует отметить, однако, что это касается не бухгалтеров вообще, а только лучших представителей профессии. «Всякая развивающаяся экономика теряет специалистов. Количество профессионалов в области финансов и учета растет непропорционально развитию компаний», - говорится в распространенном организаторами пресс-релизе. Какие ресурсы использовать компаниям для удержания и развития профессионалов и что должны делать все причастные к решению этой проблемы – от университетов до профессиональных организаций, – чтобы предложить работодателям профессионалов с потенциалом лидера? По мнению Исполнительного директора АСАР Марины Шелару, участникам конференции удалось ответить на эти вопросы. «В странах Центральной и Восточной Европы профиль деятельности бухгалтеров стал меняться только в последние пять лет, - сказала директор офиса АССА для Румынии, Болгарии и Молдовы Андрея Маня. – Если раньше бухгалтер, отчитываясь, констатировал финансовую ситуацию, то сейчас он вовлечен в процесс принятия стратегических решений, он становится одной из центральных фигур в бизнесе». Важно не только найти и привлечь, но удержать профессионала, способного принимать решения в своей области, в условиях, когда рынок труда все более расширяется, считает она. Для бухгалтера с сертификатом АССА, например, не существует границ, и это еще один вызов работодателям: лучшие специалисты находят работу за рубежом и уезжают из страны. «Сегодня в республике спрос на специалистов в области бухучета, финансов и аудита опережает предложение, - утверждает менеджер рекрутинговой фирмы HR-Consulting Федор Макарь. – Вторая тенденция – это повышенный спрос на топ-менеджеров, а также менеджеров среднего звена. Мы называем это «спросом на навыки» и объясняем приходом в национальную экономику иностранных инвестиций, развитием предприятий. Крупному бизнесу нужны специалисты с опытом работы, которые смогут не только вести бухучет, но и составлять бюджет, делать прогнозы и осуществлять финансовый менеджмент». Такого специалиста не подготовишь на бухгалтерских курсах, считает декан факультета «Бухгалтерский учет» Экономической академии, доктор хабилитат экономических наук Виорел Цуркану. У Академии хорошие связи с работодателями. Среди «постоянных клиентов» факультета «Бухгалтерский учет» фирмы «Элита-5», «Ионел», «Витанта», «Кармез». В KPMG-Молдова работают преимущественно выпускники Академии. На этих предприятиях будущие бухгалтеры проходят практику и остаются. Можно сказать, работодатели ставят задачу: «нам нужен специалист, который соединил бы в себе юриста, финансиста, экономиста, маркетолога и бухгалтера», - а вуз ее выполняет. Изменились программы обучения бухгалтеров. «Мы готовим не простых учетчиков, а специалистов со знаниями в области экономики, финансов, менеджмента и права, - говорит Виорел Цуркану. – На факультете понимают, что современному бухгалтеру трудно сделать карьеру без знания иностранных языков, правил деловой корреспонденции и информационных технологий». Правда, не все наши выпускники готовы играть роль лидера в бизнесе. Некоторые учатся для диплома, многие по окончании вуза идут работать на малые предприятия. Но примерно 20% молодых специалистов по окончании Академии успешно работают в крупных компаниях, а 10% начинают накапливать трудовой стаж и опыт еще в период обучения, говорит он. Достаточно ли потенциальных лидеров, если в этом году, например, Академия выпустила 960 специалистов, а ограничения по приему на контрактное обучение продолжаются? Нынешние студенты и одновременно будущие лидеры относятся, по классификации социологов, к поколению «Y». На это ссылалась в своем докладе директор по аудиту компании KPMG-Moldova Николета Руссу. «Если для специалистов из поколений «baby-boom» и «X» главный аргумент при выборе места работы – зарплата и статус, то представителей поколения «Y» - людей от 17 до 30 лет – интересует, в первую очередь, рейтинг компании, возможности, которые она дает для развития, карьерного роста, четкие перспективы: «Что я могу сделать для этой компании? Чего я могу достигнуть, работая здесь?» Они мало ограничены в передвижениях и в доступе к информации, они «домашние» и привыкли к «ощущению спины», они динамичны и уверены в себе: «Если не получилось здесь, получится в другом месте». Чтобы строить с ними отношения и удержать их, руководство компании должно учитывать их ценности и отношение к жизни. Оно так и поступает. Тем не менее, аудиторские компании называют «кузницей кадров», «трамплином» для амбициозных профессионалов. «Во всем мире идет борьба за таланты, - говорит Николета Русу. – Ее даже называют войной. В такой ситуации важно понять, как сама компания может воспитывать и мотивировать своих лидеров, чтобы получить наибольшую отдачу от их работы». На молдавском рынке квалифицированного труда складывается ситуация, когда не работодатель выбирает работника, а наоборот, специалист выбирает работодателя. Отечественного специалиста высокого уровня интересуют размер заработной платы, возможность профессионального и карьерного роста, легальность трудоустройство, условия труда и месторасположение офиса, дополнительные бонусы: страховки, премии, оплата отпусков, лечения, мобильной связи, других социальных расходов. И если работодатель не может предложить весь пакет, то хороший бухгалтер получит его в другом месте, говорит Федор Макарь. Бухгалтеры и финансовые директоры меняют «худшее» рабочее место на «лучшее». Подвижность кадров на рынке бухгалтерских услуг растет, на привлечение подходящего кандидата требуется все больше времени. Как его удержать, если другой работодатель может предложить лучшие условия? Вся ситуация способствует предъявлению неадекватных требований со стороны кандидатов. Нередко их амбиции не соответствуют их знаниям и возможностям, степени готовности выполнять возлагаемые на них функции, брать на себя ответственность. Когда долго не встречаются спрос и предложение, когда отсутствует «идеальный» кандидат, работодатель «смягчает» требования, и в этом случае страдает работа. Все это заставляет работодателей пересматривать свое отношение к профессионалам. «Для компаний важно знать, каковы этапы формирования специалиста, что может работодатель предложить бухгалтеру с точки зрения его подготовки, - отметила исполнительный директор АСАР Марина Шелару. – Мы в АСАР занимаемся непрерывной актуализацией знаний членов нашей ассоциации: организуем курсы, встречи и международные конференции. Требование о 40 часах обучения в год – это не прихоть, а реальное требование времени и постоянно меняющихся правовых условий. Работодатель может предоставлять своим специалистам бесплатно абонемент на курсы для бухгалтеров в АСАР, как абонемент в тренажерный зал, например». В последнее время в АСАР обращаются представители иностранных инвесторов для подтверждения квалификации приглашаемого на работу бухгалтера, его членства в национальной ассоциации бухгалтеров, которая является членом международной профессиональной организации. «Для иностранцев такой специалист грамотен априори, - говорит Марина Шелару. – К сожалению, у нас в республике такого понимания еще нет, и мы видим свою задачу в том, чтобы донести его до каждого руководителя». Накануне конференции АСАР заказала маркетинговое исследование рынка бухгалтерских услуг. Одно из косвенных заключений маркетинговой компании, проводившей исследование, относилось к продвижению продукта АСАР на рынке. «Мы задумались: что может быть нашим продуктом, - говорит Марина Шелару, - и пришли к выводу, что это – профессия бухгалтера. Исходя из этого посыла, наша задача – так отшлифовать его, чтобы продавать его как можно дороже». «Мы не можем сделать все сами, - говорит Марина Шелару, - но как член Международной федерации бухгалтеров можем принять самое активное участие во внедрении международных стандартов по обязательствам носителей бухгалтерской профессии в нашей республике». 123 страны мира уже сделали это, их бухгалтеры и аудиторы получили абсолютную свободу передвижения и трудоустройства на огромном пространстве. АСАР начнет с внедрения Декларации об обязательствах для членов ассоциации, и будет рада, если эти стандарты станут популярными в бухгалтерской среде в целом.