2376

"Гура Кэйнарулуй" – особый случай

Компания Rusnac-MoldAqua, выпускающая минеральную воду и прохладительные напитки под торговыми марками Gura Cainarului, AquaLife, Letto, Joy’s и Ivan Cvasov, организовала пресс-тур для отечественных СМИ. В рамках этого нестандартного для Молдовы события журналисты смогли ознакомиться с предприятием и задать его руководителям любые вопросы.Согласно статистическим данным в 2007 году в РМ было произведено минеральных вод и прохладительных напитков на сумму 275,7 млн леев. Доля продукции Rusnac-MoldAqua SRL в этом объеме составила 189, 9 млн леев (68,9%). В 2006 г., соответственно, 212,9 млн и 137,7 млн леев (64,7%), в 2005 г. – 180,1 млн и 80,4 млн. леев (44,6%). То есть компания планомерно увеличивает не только объемы производства и реализации, но и свою рыночную долю. В общем объеме производства продукции Rusnac-MoldAqua на долю минеральной воды приходится 72,8%. Из них 90,3% приходится на газированную воду и 9,7% на негазированную. В последние годы, правда, отмечается рост интереса потребителей именно к негазированной воде. Соответственно, на предприятии увеличивается ее производство. В 2005 году рост составил 32%, в 2006 г. - 56%, в 2007 г. – 68%.В среднем за час предприятие способно выпустить порядка 46 тыс. литров продукции. Только производство минеральной воды составляет 80 млн литров в год. Из них 96,5% разливается в наиболее популярную тару - полуторалитровые ПЭТ-бутылки, 3,5% - в полулитровые ПЭТ-бутылки. В общем объеме производства 70% приходится на воду ТМ Gura Cainarului.Предприятие создано в 1994 году на территории бывшего консервного цеха в селе Гура Кэйнарулуй тремя соучредителями, гражданами РМ. Оно приватизировало землю возле села, на которой находится родниковая зона. При этом сами родники в соответствии с действующим законодательством принадлежат государству. Rusnac-MoldAqua платит налог за использование природного ресурса, т.е. воды. Сумма этих платежей составляет более 1,6 млн леев в год. В 2003 году началась серьезная модернизация компании. У немецкой фирмы-производителя оборудования для пищевой индустрии Krones AG закупили первую линию розлива минеральной воды. Ее мощность – 12 тыс. бутылок в час. Тогда же компания первой среди молдавских производителей начала применять полипропиленовую этикетку. В 2004 году была запущена новая химическая лаборатория. В 2006 году куплена ещё одна линия Krones - уникальная в своем роде - мощностью 18 тыс. бутылок в час. В том же году на предприятии была установлена новая, ультрасовременная водоподготовка для прохладительных напитков. В результате компания приступила к выпуску напитков линейки Joy's и начала готовиться к запуску сокосодержащих напитков класса «премиум» - Letto. В 2007 году специалисты немецкой фирмы Dohler (мировой лидер в производстве технологического оборудования) установили новую сироповарню для прохладительных напитков. А также закуплено высокотехнологичное оборудование немецкого и чешского производства для новой микробиологической лаборатории. Только инвестиции в лаборатории составили порядка 500 тыс. евро.Компания первой из молдавских производителей минеральной воды и прохладительных напитков прошла сертификацию по системе ISO 22000:2005, что говорит о высоком уровне контроля безопасности и качества продукции. Так, например, на протяжении всего производственного цикла продукция контактирует только с пищевым полипропиленом и нержавеющей сталью. В соответствии с процедурами НАССР, на пяти контрольно-критических точках производства (родники, накопление, купаж, розлив и хранение) организованы зоны строжайшего технологического контроля.Производственные цеха - современные, аккуратные и чистые помещения. Особо обращает на себя внимание продуманность и компактность расположения линий: ни одного лишнего метра пространства, но вместе с тем и не тесно. Начальник производства компании Евгений Балабан в этой связи говорит о сотрудничестве с немцами, вторая линия на 18 тыс. бутылок уникальна даже для Krones - авторитетнейшего в мире производителя такого оборудования.Дополнениями к линиям стоят последние нововведения: автоматы для наклейки государственных торговых марок. «Намучились с отладкой, - сетуют специалисты предприятия, - а куда деваться? Многие клеят марки вручную, но это невозможно при наших объемах. Пришлось бы привлекать население всех окрестных сел".На предприятии работает более 400 человек, в том числе 127 специалистов с профильным высшим образованием. В 2006 г. средняя зарплата на предприятии составляла 2011 леев, в 2007 г. – 3054 лея. Текучесть кадров не превышает 4%. Часть сотрудников ежедневно привозят на работу из Бэлць микроавтобусы компании, жители близлежащих сел добираются на работу самостоятельно. В основном на велосипедах, у проходной для экологичного транспорта эконом-класса оборудован специальный паркинг.Конечно, опыт подобного регионального предприятия для Молдовы редок и поэтому очень важен. Кроме зарплат городского уровня, в социальном активе Rusnac-MoldAqua - порядка 700 тыс. леев, вложенных в инфраструктуру села Гура Кэйнарулуй. Например, в прошлом году компания протянула до своей территории газовую магистраль из Флорешть. Затраты составили 1200 тыс. леев. Это дало возможность жителям села провести газ себе в дома. Еще из финансово-экономических показателей компании можно указать бюджетные платежи: 2005 г. — 8,76 млн, 2006 г. — 25,60 млн, 2007 г. — 23,42 млн леев. Прошлогоднее уменьшение связано с тем, что предприятие заключило с налоговой инспекцией договор, согласно которому в течение 3-х лет часть прибыли Rusnac-MoldAqua должно инвестировать в производство. Взамен оно было освобождено от уплаты налога на прибыль.Если обратиться к истории молдавской экономики новейшего периода, то можно вспомнить, что когда было образовано ИП "Руснак", ставшее затем Rusnac-MoldAqua SRL, на рынке минеральной воды доминировал другой производитель. Каким образом фирма из Гура Кэйнарулуй обрела статус компании №1 на рынке?На предприятии считают, что главное слагаемое успеха – это Вода. "Здесь, на окраине села, выходят на поверхность земли уникальные родники, - рассказывает начальник лаборатории контроля качества предприятия Виктор Рошка, - которые берут начало в Карпатских горах и поступают к нам через систему подземных водоносных пластов Черновицкого бассейна. По данным геологических исследований формирование минеральной воды происходит на глубине более 120 метров. Независимо от времени года и климатических колебаний вода из родника имеет стабильную температуру около 12 ?C. Плюс к этому - сбалансированный и очень стабильный минеральный состав".На вопросы отвечает начальник производства Rusnac-MoldAqua Евгений БалабанПо поводу минерального состава: объясните метаморфозу, которая произошла в последние годы с водой Gura Cainarului. Согласно информации на этикетке, она была лечебно-столовой с минерализацией 2,5-3,5 г/куб. дм. А потом стала просто столовой с минерализацией 2,3.- До прошлого года в Молдове применялся советский ГОСТ, по которому указывались широкие границы минерализации: вдруг на производстве не удастся все время вписываться в параметры. Но одним из достоинств нашей воды является стабильность состава, не зависящая от сезонных и климатических колебаний. Поэтому она всегда содержала и содержит минералов 2,3 г/куб. дм. Другое дело, что в 2007 году было принято постановление Правительства РМ № 934, кстати, гармонизированное с европейским законодательством. В нем точно определено, какая вода является лечебной, какая — природной минеральной, какая — питьевой. И какие показатели производитель должен указывать на этикетке. В соответствии с этими требованиями мы и изменили этикетку. По химическому составу вода Gura Cainarului относится к типу гидрокарбонатно-сульфатных, натриево-кальциево-магниевых вод. Такая минеральная вода пригодна для постоянного – то есть, ежедневного – употребления.Часть потребителей по каким-то причинам утвердились во мнении, что воду с минерализацией выше единицы ежедневно употреблять нельзя?- В нашем законодательстве вода признается лечебной не столько по критерию её минерализации, сколько по наличию высокого содержания микроэлементов, оказывающих выраженное фармакологическое действие. Поэтому не вполне корректно ориентироваться только на показатель минерализации. Обратите внимание: многие европейские производители на этикетке указывают полный состав минеральной воды: сколько кальция, магния, фтора и пр. Ведь по общему объему минералов вода может вписываться в норматив, а по содержанию отдельных элементов – нет. Есть и другой фактор. Предположим, наступает жаркое лето, люди активно теряют не только жидкость, но и необходимые организму минеральные вещества. Или особый контингент потребителей – спортсмены, люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом. Разве можно в таких случаях восстановить солевой баланс водой с низким уровнем содержания минералов? Вопрос, как вы понимаете, риторический.
0