627

НАРЭИ/НАРЭКИТ Молдовы представило годовой отчет за 2007 год - \"Рынок услуг электронных коммуникаций: развитие, тенденции, прогн

20 мая, Национальное агентство по регламентированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий (НАРЭКИТ) обнародовало отчет о своей деятельности и развитии рынка услуг электронных коммуникаций в 2007 г. Отчет выставлен на сайте агентства. Как уточнил на пресс-конференции, директор НАРЭКИТ - Серджиу Сытник, в документе используется как старое (Национальное агентство по регламентированию в области электросвязи и информатики (НАРЭИ), так и новое название регламентирующего органа (НАРЭКИТ), хотя в принципе речь идет об одном и том же ведомстве. Ситуация объясняется тем, что работа над отчетом была закончена уже после реорганизации НАРЭИ в НАРЭКИТ. Реорганизация состоялась 14 марта 2008 года, одновременно со вступлением в силу Закона об электронных коммуникациях № 241-XVI от 15 ноября 2007 года. По словам директора НАРЭКИТ, внедрение данного закона, разработанного в соответствии с требованиями новых регулирующих рамок Евросоюза и положениями Плана действий «Республика Молдова - Европейский Союз», стало событием огромного значения, как для самого регулирующего органа, так и для всех поставщиков сетей и услуг электронных коммуникаций. Документ предусматривает упрощение процедуры лицензирования, наделяет агентство дополнительными полномочиями в обеспечении доступа и взаимоподключения сетей и услуг электросвязи, в продвижении лояльной конкуренции на наиболее значимых рынках, содержит другие положения, неотъемлемые для надлежащего функционирования рынка данных услуг. Руководство агентства считает, что новый закон не только придаст импульс развитию рынка, но и приблизит его к европейским стандартам, подчеркнул Сытник. Учитывая важность Закона об электронных коммуникациях, в течение прошлого года агентство в основном занималось разработкой проектов новых регламентирующих актов, необходимых для его внедрения. В настоящее время ведется работа по доработке указанных проектов, которые в ближайшее время будут выставлены на открытое обсуждение. Речь идет о проектах положений об идентификации и анализе наиболее значимых рынков в области электронных коммуникаций и назначении поставщиков сетей и/или услуг электронных коммуникаций с доминирующим положением на данном рынке; о режиме общего разрешения и выдачи лицензий на использование ограниченных ресурсов для предоставления сетей и услуг электронных коммуникаций; о ведении раздельного бухгалтерского учета; о механизме предоставления универсальной услуги, а также о других документах, которые будут приняты в 2008 году. Этот процесс планируется провести в условиях максимальной открытости и прозрачности, подчеркнул Сытник. Он уточнил, что для этого агентство уже приступило к работе по разработке нового сайта, а также автоматизированного «Публичного реестра поставщиков сетей и услуг электросвязи», свободный доступ к которому будут иметь все посетители сайта НАРЭКИТ. Обнародованный сегодня отчет отображает полную картину развития рынка услуг электронных коммуникаций, где сохраняются тенденции роста на всех его сегментах. Достигнутые в прошлом году результаты по большинству показателей - абоненты, объем продаж, инвестиции, плотность услуг и др. - существенно превысили аналогичные параметры 2006 года. Например, общий объем продаж на рынке услуг электронных коммуникаций возрос в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 20,2% и превысил 5,4 млрд. леев, что составляет 10,1% по отношению к объему внутреннего валового продукта страны. Наиболее значимый рост достигнут в области мобильной телефонии, где оборот увеличился на 26% и составил два миллиарда 377,2 миллионов леев. Это на 41,5 млн. леев больше, чем общий объем продаж, зарегистрированный в секторе фиксированной телефонии. Впервые в своей короткой истории молдавская мобильная телефония опередила по объему годовых продаж сектор фиксированной связи. Аналогичные тенденции роста характерны и для осуществленных в 2007 г. капиталовложений в данный сектор. Их объем увеличился по сравнению с 2006 г. на 28% и достиг одного миллиарда 926,5 млн. леев в год. Самые большие инвестиции - в размере 1 млрд. 158,6 млн. леев - вложены в мобильную телефонию, а в сектор аудиовизуальных услуг объем инвестиций за год практически удвоился и составил 44,7 млн. леев.В 2007 г. число пользователей мобильной телефонии выросло на 38,6% и достигло 1 миллион 882,8 тыс., а плотность данного вида услуг увеличилась до 55%. В секторе фиксированной телефонной связи число абонентов увеличилось на 6%, составив 1 млн. 79 тыс., а плотность услуг составила 31,5%. Темпы роста мобильной телефонии обусловлены в основном увеличением мощностей первых двух операторов - «Orange Moldova» и «MOLDCELL», вступлением на рынок двух новых операторов - «UNITE» и «EVENTIS», а также усилением конкуренции на данном сегменте рынка. Уступка позиций фиксированной телефонией объясняется зрелостью данного рынка, а также таким явлением как замена фиксированной телефонии на мобильную, которое в 2008 г. станет еще более ощутимым. Сытник отметил, что и на 2008 год агентство прогнозирует такой же рост сектора мобильной телефонии. Агентство считает, что в т.г. плотность мобильной телефонии может превысить 68-70%. В своих прогнозах агентство исходит из предположения, что многие операторы сотовой связи расширят свои возможности и предложения, в частности по предоставлению услуг мобильной связи третьего поколения (3G) которые включают услуги IP TV, видео по запросу, мултимедийные приложения со скоростью доступа в Интернет до 2 Mbps. В этом контексте С. Сытник уточнил, что агентство намерено объявить об открытии приема заявлений на получении индивидуальных лицензий на предоставление услуг сотовой мобильной телефонной связи третьего поколения 3G сразу после того, как Правительство примет соответствующее постановление(читайте сразу следом, следующую новость).В другой связи Серджиу Сытник заявил, что на фоне стремительного роста рынка мобильной телефонии показатели рынка услуг по передаче данных и доступа в Интернет не оправдали надежд агентства. Достаточно отметить, что в 2007 г. доля услуг доступа в Интернет в общей структуре рынка услуг электронных коммуникаций сократилась с 4,36% до 4,2%, общая плотность данных услуг в расчете на сто жителей составила 3,22%, а плотность широкополосных Интернет-услуг - всего 1,38%. В 2007 г. число интернет-абонентов выросло на 85,3% и превысило 729,4 тыс., из которых 674,8 тыс. - пользователи мобильного Интернета. Остальные 54,7 тыс. - пользователи услуг фиксированного доступа к интернету посредством dial-up (обычная телефонная линия) и на основе широкополосных технологий (со скоростью превышающей 128 Kб/с).Количество подключений к всемирной сети, в том числе по мобильному интернету на основе технологии GPRS, в 2007 г. удвоилось и превысило 1 млн.Сложившееся положение дел вызвано в основном отсутствием эффективной конкуренции на рынке, что в свою очередь является причиной сохранения высоких тарифов на Интернет-услуги и их слабого развития. Вместе с тем, директор агентства считает, что в 2008 году ситуация в этой сфере должна измениться. Прежде всего, из-за динамичного увеличения спроса на услуги доступа в Интернет. Есть и другие предпосылки для стремительного роста данного рынка. Одна из них заключается в том, что новый Закон об электронных коммуникациях наделяет агентство правом применения необходимых инструментов для предупреждения и разрешения возникающих споров между поставщиками с доминирующим положением на рынке и альтернативными операторами. Это позволит агентству продвигать принципы лояльной и справедливой конкуренции, в результате чего выиграет рынок и пользователи услуг электронных коммуникаций, отметил Серджиу Сытник. Для этого НАРЭКИТ намерено конструктивно сотрудничать с Национальным агентством по защите конкуренции.Также, НАРЭИ должно завершить процесс внедрения услуги портативности телефонного номера, который позволит абонентам сохранить свой номер телефона, независимо от оператора или вида телефонии (фиксированная или мобильная). В заключение С.Сытник выразил надежду на то, что отчет агентства поможет всем заинтересованным лицам лучше узнать ситуацию и тенденции рынка услуг электронных коммуникаций, а также ознакомится с дальнейшими планами и проектами ведомства. Отчет 2007 выставлен на Интернет-сайте агентства www.anrceti.md. 1,01 Mb (ro)
0