ВЛАДИМИР МИНИН: «УМЕЙТЕ УВЛЕКАТЬ, А НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ»
Концерт Московского государственного академического камерного хора под управлением Владимира Минина, состоявшийся 2 июня в Национальном театре оперы и балета – первый совместный проект Национальной филармонии им. Сергея Лункевича, компании «Ивентика» и «Финкомбанка». Проект рассчитан на год, в течение которого нас ждут концерты звезд классического искусства мирового уровня. Сергей Букин, руководитель компании «Ивентика»: «В ближайшие 12 месяцев мы организуем гастроли театра Олега Табакова с несколькими спектаклями, Большой драматический театр имени Товстоногова, королевы испанской песни Изабель Пантоха, которая выступит с симфоническим оркестром филармонии (оркестр с певицей совершил большой тур по Испании), нашего соотечественника Раду Поклитару с одной из постановок в Большом театре. Есть еще несколько проектов, о которых пока говорить не буду, скажу только, что один из них – самый грандиозный – завершит год. Художественным руководителем компании «Ивентика» является Елена Федько, которая определяет художественные ценности многих проектов. В ней работают режиссеры – воспитанники Елены Федько, руководитель Сергей Букин – экономист. Основным видом деятельности компании является организация корпоративных мероприятий – как способ зарабатывания денег, но главная страсть – организация культурных проектов. Из дневника директора филармонии Александра Федько: «Художественный руководитель и главный дирижер хоровой капеллы «Дойна» Владимир Минин – блестящий музыкант-хормейстер, гениальный организатор и руководитель хора, но сложный человек. При нем хор достиг идеального звучания и выделялся среди подобных хоров союзных республик. Ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств МССР. Мы с ним очень дружили на почве общих устремлений и идеалов в искусстве и в жизни». Сложный человек Владимир Минин на встрече с журналистами не соответствовал такому определению. Скорее – наоборот. И в этой простоте заключалось подлинное величие. В следующем году ему исполнится 80 лет. Сейчас выглядит на 60. Свою «Дойну» давно не слышал: «Что бы память ни сохранила, это будет устаревшая оценка». Свое определение совершенного хорового исполнения начал так: «Думаю, что есть некоторая доля преувеличения насчет совершенного исполнения нами, потому что бывают концерты более удачные, бывают менее удачные, бывают просто неудачные. Что касается смысла слова «совершенное», это может быть несколько лучше, чем делают некоторые соседи. Видите ли, вокальное искусство, как никакое другое, очень консервативно. И дирижеры хора – народ тоже консервативный. Под этим определением я имею в виду отсутствие любознательности. В чем оно заключается? Казалось бы: посмотри, что делает сосед, загляни к нему на репетицию, послушай его концерты, пластинки. И ты будешь на этом учиться. Но в этом смысле мы – консервативны. И есть определенным образом сложившаяся у каждого хормейстера своя исполнительская эстетика. И кроме этой сформированной эстетики человек другую не воспринимает, потому что это, как говорится, не мой театр. Справедливо ли это? Справедливо. Потому что не могут быть все театры и хоры одинаковы. С другой стороны исполнительская эстетика – величина переменная, потому что меняется эстетика слушательская, и ты должен этой эстетике соответствовать. То есть твоя эстетика должна постоянно эволюционировать, и тогда ты будешь на уровне того восприятия, которое сегодня существует в слушательской среде. Совершенное исполнение – это ведь не только совершенное владение хором, вокальное мастерство, но и соответствие тем запросам, которые существуют у зрителя».«Раньше на последнем месте было министерство коммунального хозяйства, иначе говоря – унитаз, а на предпоследнем месте – министерство культуры. Теперь они поменялись местами. И хоровое искусство сегодня загублено действиями, которые начались очень давно, еще в прошлом веке, еще в наркомпросе. Я, обучаясь в первом классе обычной ленинградской школы, к счастью не попал под эту косу. У нас преподавала музыку выпускница смольного института благородных девиц, она, видимо, сердцем принимала революцию и нас воспитывала не только в нужном духе, но и в музыке давала много полезного».В то же время в нынешнем упадке хорового, да и вообще музыкального искусства нет ничего страшного, считает Владимир Минин. «Это закономерный процесс. Вспомните оперу, которая начала зарождаться в начале 17 века. Поначалу она была на очень низком уровне, потом появился Верди, который вывел оперу на самый верх. А кого вы сегодня можете назвать на уровне Верди? Никого. Любой жанр развивается по синусоиде. Сейчас на первый план вышла симфоническая музыка. Хотя композиторов, равновеликих Чайковскому, сегодня нет, но информированность публики заставляет человека тянуться к чему-то, как ему кажется, более высокому. И он хочет слушать симфонический оркестр. Немалую роль, конечно, играет реклама, хорошие продюсеры, которые продвигают и слабые оркестры. Телевидение, которое сегодня может внушить все, что хотите. И если оркестр слабый, все равно скажут, что он замечательный. А молодому человеку не с чем сравнить, и он поневоле верит тому, что говорят с экранов ТВ или вещают по радио. И во всем мире происходит крен классического искусства в сторону от столбовой дороги в какую-то канавку. С другой стороны, у нас уничтожили музыку в школе, значит, маленькому ребенку не сделана прививка от оспы, и оспа к нему пристала в виде плохого музыкального вкуса».Московский государственный академический камерный хор в сезоне 2006-2007 года отметил свое 35-летие. Он создан в 1972 году народным артистом СССР, профессором Владимиром Мининым, который является его бессменным художественным руководителем и дирижером. Именно в исполнении хора возродились на мировом исполнительском уровне запрещенные ранее духовные произведения русских композиторов Чеснокова, Струмского, Гречанинова, культовые сочинения Рахманинова «Всенощное бдение», «Литургия святого Иоанна Златоуста». Репертуар хора очень многообразен, включает в себя русскую народную и классическую музыку, западноевропейскую классику, произведения современных композиторов. Многие выдающиеся композиторы 20 века писали для хора и посвящали ему свои произведения. В последние годы хор под управлением Владимира Минина принимает участие в оперных постановках, в частности, в Цюрихском оперном театре, сотрудничает со знаменитым летним фестивалем оперной музыки в Бреганце (Австрия). Какой стиль руководства вам ближе: демократия или диктатура?- Сделаю маленькое сравнение. Когда вашему ребенку пять лет, вы говорите ему слово «нельзя», или не говорите? И что вырастет из ребенка, если вы позволите ему абсолютно все, что он захочет? Свобода или воля? Воля – это вольница, а свобода – это определенные рамки, в которых есть понятия «можно» и «нельзя». Так же и с хором. Если в начале создания коллектива вы определили эти рамки – а для этого нужно проявление воли руководителя в разных формах – тогда потом будет легче: коллектив уже знает, что такое «можно» и «нельзя». Для меня это идеал – от диктатуры к демократии. На чем держится авторитет руководителя? Либо на должности, либо на личности музыканта. И когда тебе удалось завоевать авторитет музыканта, когда ты умеешь увлекать, а не заставлять, тогда получается то, что надо. ...В декабре 1957 года Владимир Минин закончил аспирантуру у Свешникова. Тогда Артем Лазарев, бывший министр культуры Молдавии, позвонил в министерство культуры СССР с просьбой предоставить руководителя в молдавскую капеллу «Дойна». Свешников порекомендовал Минина, таким образом в апреле 1958 года Владимир Минин попал в Молдавию. Из дневника Александра Федько (декада искусств, Москва 1960 г.): «Когда начала петь новые произведения хоровая капелла «Дойна», в зале воцарилась гробовая тишина, слышен был каждый шорох. Первая часть произвела приятное впечатление. Вторая же часть – классические молдавские произведения, русская и зарубежная классика – произвели фурор совершенством исполнения. «Дойна» стала неузнаваемой, и заслуга в этом, прежде всего, Владимира Минина – ученика Свешникова».