КООПЕРАЦИЯ С ПРИЦЕЛОМ НА ЭКСПОРТ
На прошлой неделе Национальная федерация сельхозпроизводителей Молдовы «AGROinform» и Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности провели конференцию «Маркетинговые кооперативы — решение для доступа на рынки».Об эволюции кооперирования на предпринимательской основе при поддержке AGROinform участникам конференции рассказал вице-директор этой организации Юрий Хурмузаки. Динамика выглядит привлекательно. Так, к маю 2007 AGROinform курировал 14 кооперативов с общей численностью 470 членов, в т.ч. восемь маркетинговых и шесть предпринимательских кооперативов. А к маю 2008 г. - 22 кооператива с 844 членами, 12 кооперативов одной и 10 другой специализации. В 2005-2006 гг. объем чистых продаж маркетинговых кооперативов составлял 5,7 млн, экспорт - 438 тыс. леев, в 2007 г., соответственно, 10,7 млн и 1 млн леев. Предпринимательские кооперативы сельхозпроизводителей в 2006 г. оказали услуг на сумму 2,4 млн леев и инвестировали в развитие производства 387 тыс. леев, в 2007 г. - 3,5 млн и 2,9 млн леев, соответственно.Маркетинговые кооперативы фокусируются на продаже фруктов, овощей, картофеля, зерновых, молока. Основной мотив сельхозпроизводителей (в основном крестьянских хозяйств) для создания таких кооперативов — это суммирование объемов производимой продукции, т.е. формирование достаточно крупных товарных партий, унификация товара по параметрам качества, закупка оборудования по упаковке, хранению и реализация товара, в основном, за рубеж или на промпереработку. Предпринимательские кооперативы специализируются на снабжении (в основном, своих членов) производственными ресурсами, предоставлении механизированных услугам по более низким тарифам. Снижения затрат на снабжение членам таких кооперативов удается добиться за счет увеличения партий приобретаемых товаров. Однако и кооперативы, называющиеся маркетинговыми, также используются их членами для закупки семян, ахрохимии и дизтоплива по более выгодным ценам. А некоторые предпринимательские кооперативы, например такие, как кооператив «Vita Lact» специализируются на заготовках и продажах, в данном случае — молока. Судя по характеру деятельности, деление кооперативов на маркетинговые и предпринимательские достаточно условно. Да и регулируется их деятельность одним законом.Двойственность, как считают отдельные эксперты, происходит из того, что исторически кооперирование на предпринимательских началах в Молдове насаждали два разных полюса влияния. Один — европейская программа TACIS, внедрявшая в конце 90-х гг. проект «AGROinform», одной из задач которого было формирование в сельской местности сети маркетинговых групп мелких фермеров. По окончании проекта его сгруппированные бенефициарии объединились в ассоциацию AGROinform, которая впоследствии стала федерацией. Теперь финансово-техническую помощь этой федерации и через нее — объединяющимся фермерам, оказывают шведские (SIDA, SCC) и голландские (ICCO, NOVIB) доноры, посредством специальных программ по кооперированию. Другой полюс — американские структуры USAID и CNFA, которые стимулировали у мелких частных землевладельцев тягу к объединению через свои программы развития кооперирования (PFCP) и агробизнеса (PFAP). В рамках этих программ доноры оказывали аграрникам содействие — грантами — при образовании кооперативов. Причем, в отличие от маркетингового уклона AGROinform, эти программы делали акцент на производственных аспектах, таких как механизация кооперативов, оснащение их холодильным оборудованием. Кстати, материально-техническая база многих предпринимательских кооперативов по заготовке и продаже молока была сформирована именно благодаря финансированию со стороны USAID/CNFA. Кроме того, при содействии американских доноров был разработан законопроект о предпринимательских кооперативах, который впоследствии стал законом.Однако с 2004 года основная масса средств со стороны USAID/CNFA стала поступать сельским предпринимателям по альтернативному направлению - развитие агробизнеса. В 2005 г. формализованная поддержка кооперативов американскими донорами фактически завершилась. С традиционным результатом — созданием общественной организации, Федерации предпринимательских кооперативов «Agroejida», в которую вошло более сотни членов.Каково сегодня общее число и количество членов предпринимательских/маркетинговых кооперативов, никто не берется судить. Кооперативы создаются и распадаются, формально считаясь действующими. Одни и те же сельхозпроизводители могут быть членами различных кооперативов: через одни снабжаться и обслуживаться, через другие — продавать и консультироваться.С некоторых пор и вплоть до нынешнего года предпринимательские кооперативы воспринимались аграрными элитами Молдовы как что-то временное и не слишком надежное — переходный этап или даже боковая ветвь эволюции агробизнеса. Но в нынешнем году кое-что изменилось: принята Национальная стратегия устойчивого развития агропромышленного комплекса РМ (2008-2015), которая отдала малым и средним агробизнесменам партию первой скрипки в секторальном ансамбле, а помощь им со стороны государства определила в качестве приоритета. Да и доноры — например, в годовом докладе ВБ о мировом развитии, посвященном проблеме сельского хозяйства — начали говорить много лестных слов о ведущей роли мелкого фермерства в преодолении глобального продовольственно-экологического кризиса, в сглаживании неравенства, в борьбе с бедностью и т.п. И федерация AGROinform на эти новые веяния оперативно отреагировала.В резолюции конференции ее участники призывали общественные структуры, донорские проекты и правительство тиражировать в фермерской среде успешный опыт предпринимательских кооперативов, а также выделять им техническую помощь и субсидии.Вместе с тем, отдельные докладчики с трибуны форума в очередной раз высказали парадоксальную при нынешней идеологической конъюнктуре мысль. Размер бизнеса — не самый главный критерий его успешности, самый главный критерий успешности бизнеса — его конкурентоспособность. Но зачастую конкурентоспособность бизнеса повышается по мере его увеличения. И зачастую конкурентоспособность предпринимательского кооператива повышается, когда он становятся крупным агробизнесом небольшого количества членов. Так было в прошлом веке на Западе (например, в США один массовый предпринимательский кооператив трансформировался в крупнейшую компанию по производству и продаже миндаля, принадлежащую узкому кругу совладельцев). Так, вероятно, будет и в Молдове.Примером, отчасти подтверждающим этот вывод, может служить эволюция одного из крупнейших предпринимательских кооперативов в РМ - «Agrostoc». По словам его председателя Игоря Тагадюка, если при его основания в кооператив входили только агромагазины, то теперь наблюдается тренд в сторону увеличения его производственной составляющей: не менее половины от общего числа членов специализируются на сельхозпроизводстве, оказании услуг и первичной переработке. Этот кооператив сегодня занимает твердые позиции на внутреннем рынке пестицидов и семян, а завтра, не исключено, станет крупным оператором на рынке сельхозпродукции. При этом количество членов кооператива уменьшается.Еще более характерный пример - «Moldova Fruct». Пока что это общественная организация — Ассоциация производителей и экспортеров фруктов, объединяющая небольшое количество крупных специализированных фирм. Но, как заявили на недавней презентации ассоциации представители ее руководства, в перспективе «Moldova Fruct» будет преобразована в предпринимательский кооператив с прицелом на экспорт преимущественно яблок в ЕС и страны СНГ. Поэтому в ассоциации принят внутренний стандарт качества, а также строгий порядок подбора и принятия новых членов - репутация превыше всего. Ведь цель у объединения весьма амбициозна — потеснить виноградарей/виноделов на скамейке крупнейших экспортеров отечественного АПК.* * * Импортеры нефтепродуктов обещают снизить цены на дизтопливо для сельхозпроизводителей на период жатвы на 1,2-1,3 лея. Как сообщила пресс-служба минэкономики, в среду на встрече с первым вице-премьером Игорем Додоном компании обязались зарезервировать 15-18 тыс. т для уборки урожая.Сегодня на АЗС цена дизтоплива составляет 15,3-15,34 лея за литр. В начале года она равнялась 11,86 лея. За пять месяцев цены повышались трижды, в том числе два раза в мае.