СОВРЕМЕННЫЕ КЛЕРКИ: ЖИЗНЬ ЗА СТЕКЛОМ
Новое развитие в начале июня получил шпионский скандал вокруг компании Deutsche Telekom. Уже доказано, что служба безопасности концерна и специально нанятые ей детективы на протяжении 2005-2006 гг. вели слежку не только за сотрудниками Deutsche Telekom, но и за независимыми журналистами. Согласно новым данным, такая слежка велась с 2000 года. Между тем, как показывают различные исследования, шпионажем за сотрудниками не брезгует примерно половина компаний Великобритании и США. В России официальной статистики по этому вопросу нет, но эксперты предполагают, что ситуация мало отличается от западной.Радея о своей безопасности, коммерческие компании подчас наяву воплощают для своих сотрудников мрачные реалии жизни за стеклом из антиутопии Замятина «Мы». Согласно различным опросам, от половины до 80% американских организаций используют те или иные методы слежки и контроля за служащими, почти каждая вторая компания просматривает электронную почту своих сотрудников и отслеживает обращение к Интернет-сайтам.Бум шпиономании на Западе начался пару лет назад. Тогда, уловив модный тренд, специализированные фирмы стали активно разрабатывать и выводить на рынок всевозможные устройства для слежки за наемным персоналом. Например, шотландская Trisent в 2006 году разработала систему слежения за перемещениями сотрудников с помощью их мобильного телефона.В поле зрения служб безопасности попадают не только рядовые клерки, но и руководители высшего звена, а предмет интереса корпоративных надзирателей порой не имеет никакого отношения к коммерческой тайне. Многим памятен скандал, разразившийся в концерне Boeing в 2005 году: председателю компании Гарри Стоунсайферу пришлось покинуть свой пост после того, как в руках наблюдательного совета компании оказалась его интимная переписка с одной из подчиненных.Хозяева российских компаний не отстают от своих западных коллег. Как правило, свой пристальный интерес к переписке, а подчас и телефонным переговорам сотрудников они мотивируют желанием защитить свои коммерческие секреты. Ведь, по мнению экспертов, наибольшую угрозу для компаний представляют именно внутренние проникновения. Но нередко нанимателя просто возмущает, что сотрудник не все рабочее время посвящает зарабатыванию денег для своего хозяина, а осмеливается тратить его, например, на развлечения. В 2006 году компания «Евросеть» разослала всем сотрудникам информационное письмо с фотографиями и личными данными сотрудников, которые в рабочее время посещали развлекательные и порнографические ресурсы.Порой руководство организации проверяет переписку просто на предмет лояльности клерков к компании и к начальству. Как рассказала бывший менеджер фармацевтической компании «Роста», сотрудникам грозили различные санкции, если при перлюстрации личной переписки, служба безопасности обнаруживала некомплиментарные отзывы о руководстве.Как пояснил юрист Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Игорь Симонов, Трудовой кодекс РФ напрямую не говорит, должен ли работник все рабочее время посвящать только работе, или может часть его тратить на отдых и развлечения. Поэтому, если работодатель хочет, чтобы компьютер, интернет и рабочий телефон использовались исключительно для работы, он должен прописать это в трудовом договоре.Со слежкой дело обстоит сложнее: российская Конституция гарантирует гражданам тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а уголовный кодекс предусматривает ответственность за сбор и распространение информации о частной жизни граждан. Однако, по мнению г-на Симонова, переписка с использованием служебной электронной почты, равно, как и переговоры по рабочему телефону, скорее всего, не попадают под определение частной жизни, и, с точки зрения буквы закона, работодатель для обеспечения безопасности компании вправе перлюстрировать переписку и, к примеру, устанавливать видеокамеры в рабочих помещениях.Служащие среднего звена, участвующие в тематических опросах, уверены, что маниакальная подозрительность руководства и слежка за сотрудниками - далеко не лучший способ обезопасить компанию. Сотрудники служб безопасности некоторых компаний тоже признают, что если в компании завелся профессиональный «крот», то просмотр электронной почты и ICQ или видеокамера за спиной могут оказаться бессильными. А вот добиться снижения лояльности сотрудника можно запросто и урон от этого будет вполне реальный.Вовсе не обязательно, что обиженные менеджеры разместят персональные данные горе-начальника на сайтах интим-услуг или сайтах, предлагающих продать или купить подержанные автомобили. Просто зачастую атмосфера подозрительности способствует тому, что сотрудники начинают придерживать для себя часть полезной информации, работают спустя рукава, ограничиваясь формальным выполнением задания. Наконец, наиболее талантливые сотрудники покидают компанию либо переходят к прямым конкурентам.Если компания не хочет допустить утечки важных материалов, составляющих коммерческую тайну, то должны быть оформлены соответствующие нормативные документы, которые сотрудник подпишет, устраиваясь на работу. А руководителям, радеющим о лояльности сотрудников к компании и лично к ним, стоит помнить: лояльность работника прямо пропорционально тому, насколько адекватно оплачивается его рабочая сила.