447

ТРАНЗИТНЫЙ ИМИДЖ МОЛДОВЫ

Среди крупнейших экспортеров Молдовы в первой десятке фигурирует компания «Farmexpo». Ее место рядом с известными производителями металла, растительного масла, алкогольных напитков или швейных изделий вызывает удивление. Что это за компания, какую продукцию поставляет на зарубежные рынки в таких объемах, что сумела пробиться в число главных экспортеров страны?- Справедливости ради следует сразу уточнить, что мы не совсем экспортеры, - начал беседу с корреспондентом «ЛП» директор «Farmexpo» Сергей Рябов. - Мы занимаемся обслуживанием грузов, следующих транзитом через территорию Молдовы. Это включает в себя приемку, таможенное оформление, сортировку, маркировку, комплектацию группажей товаров по распоряжению заказчика с последующей отправкой груза в адрес получателя. В основном это строительные материалы, техника, оборудование, комплектующие. Собственниками товара мы при этом ни на одной стадии не являемся. Экономическая целесообразность такого бизнеса в том, что заказчик получает возможность выбора наиболее оптимального пути и способа доставки товара одному или нескольким клиентам. Например, в Молдову доставляется большая партия груза, здесь она разбивается на несколько частей и отправляется дальше по разным направлениям. При этом могут использоваться различные виды транспорта и комбинированные способы доставки.Сегодня у Молдовы, считает Сергей Рябов, появилась уникальная возможность стать привлекательным транзитным центром и зарабатывать на этом. Страна занимает стратегически выгодное географическое положение на стыке Евросоюза и СНГ, что дает возможность пропускать через ее территорию огромные потоки грузов как с Запада на Восток, так и с Севера на Юг. И не просто «пропускать», а обрабатывать их, расширяя спектр услуг и наращивая «добавленную стоимость» перевозок. Например, из Европы до Молдовы грузы могут доставляться только автомобилями, соответствующими стандартам Euro-3 и выше. А дальше в страны СНГ можно везти транспортом любой модификации и характеристик. Такая же ситуация с авиаперевозками. Возможность использования территории Молдовы в качестве «перевалочного пункта» для грузов с использованием транспорта разной категории давно уже подметили и иностранные партнеры. Как заметил Сергей Рябов, еще в 1998 году инвестор из Венгрии рассматривал возможность создания в нашей стране транзитного хаба для доставки сюда медикаментов из Европы с последующей дистрибуцией их по всем странам СНГ. А в прошлом году аналогичный вариант прорабатывала крупная китайская компания, поставляющая в Европу ламинированные плиты для изготовления мебели и отделки помещений. В последнем случае годовые обороты составили бы минимум $50 млн. Но в конечном итоге инвесторы отказались от своих планов в Молдове. Почему?- Конкретных причин я не знаю, но могу предположить, что здесь сказались сразу несколько факторов, - говорит Сергей Рябов. – Одна из главных проблем Молдовы – слабая привязка к основным транспортным магистралям Европы. Свою роль играет и то, что нашу страну недостаточно еще знают за рубежом. Многие перевозчики плохо себе представляют, чем они могут столкнуться в Молдове: с каким уровнем сервиса, качеством дорог, процедурой прохождения таможни и т.д. Сказывается и неурегулированность конфликта в Приднестровье. Совокупность этих и других факторов не позволяет пока Молдове стать по-настоящему привлекательной страной для транзита. Общий объем таких операций молдавскими компаниями можно оценить суммой в $1 млрд, что в десятки раз меньше годовых объемов перевалки грузов одним только морским портом Одессы. Транзитная обработка грузов «прижилась» в Молдове преимущественно в зоне свободного предпринимательства «Экспо-бизнес-Кишинэу». Два года назад другой резидент этой зоны – фирма «Ларедонакс» - даже возглавил рейтинг крупнейших экспортеров Молдовы. Постоянно присутствует среди лидеров молдавского экспорта еще одна компания с аналогичным профилем деятельности – «Вамкомплекс». Которая тоже зарегистрирована в «Экспо-бизнес-Кишинэу». Режим свободной зоны дает возможность хранить и обрабатывать грузы в течение определенного времени, что проблематично на остальной территории страны. Но необходимость транзита через ЗСП имеет и свою негативную сторону. «Во многих европейских странах, в частности Румынии и Прибалтике, применяется единая разовая ставка сбора на единицу транспорта при транзите грузов, - говорит Сергей Рябов. – У нас же отдельно надо платить за экологию, за проезд по дорогам, за таможенное оформление и т.д. Причем сбор за таможенное оформление нам приходится платить четыре раза – сначала при въезде в страну и на территорию ЗСП, затем – при выезде. Сумма получается внушительная. Если мы хотим привлекать в страну транзитные грузы, выиграть конкурентную борьбу можно только за счет грамотной тарифной политики. Это тем более актуально, что Украина, например, активно модернизирует свою дорожную инфраструктуру, создает все условия для обслуживания транзитного транспорта. Румыния, как член ЕС, тоже должна соответствовать самым высоким стандартам в этой сфере. Поэтому нам тоже необходимо строить хорошие дороги и сопутствующую инфраструктуру, но не менее важно уже сегодня грамотно выстроить тарифную политику, чтобы продвигать транзитный имидж Молдовы. Информация в мире бизнеса распространяется очень быстро. Если один проедет через нашу территорию и останется доволен качеством услуг и расценками, другой, то очень скоро по их рекомендации к нам поедут и остальные. Это скажется не только на улучшении имиджа Молдовы в международном плане, но и на росте интереса к нашей экономике и местной продукции. Ведь рано или поздно у производителей возникает вполне естественный вопрос: зачем везти туда товары и там их обрабатывать, если выгоднее там на месте их производить? ».В правительстве Молдовы давно лелеют мечту превратить страну в логистический центр. Решению этой задачи должны способствовать строительство многофункционального порта в Джурджулешть и транзитного хаба для авиаперевозок в Мэркулешть. Но это еще не все. Нужны автоматизированные склады с компьютерным учетом товаров. Без серьезных инвестиций эту проблему не решить: для оснащения склада площадью 1000 кв. м полуавтоматизированной системой хранения и учета грузов требуется не менее 1 млн евро. Нужны еще соответствующие европейским требованиям законы, регулирующие транзитные перевозки и оказание логистических услуг. У нас пока нет логистики в полном понимании этого слова, считает директор «Farmexpo», есть только отдельные ее элементы, Молдова должна стремиться к тому, чтобы перевозчики могли получить в пути весь спектр услуг самого высокого качества. Это касается питания и отдыха водителей, технического обслуживания автомобилей, безопасности, быстрого прохождения таможенного контроля, докучливой дорожной полиции на каждом километре и т.д. И конечно, возможности проведения всех необходимых операций по обработке грузов. «В обслуживании транзитных грузов очень важно создать климат доверия с клиентами, - подводит итог нашей беседе Сергей Рябов. - Чтобы у них не было ни капли сомнения, что с этой работой лучше всех справишься именно ты. Эту задачу и предстоит прежде всего решить Молдове, если она хочет стать международно признанным центром для транзита грузов».
0