479

ДОГОВОРИЛИСЬ, НО НЕ НА СЕЙЧАС

В следующем году минфин предлагает сохранить двухступенчатую шкалу подоходного налога для физических лиц (7% и 18%), увеличив размер годового личного освобождения с 6300 до 7200 леев, на иждивенцев – с 1560 до 1680 леев. Ставку взноса в фонд обязательного медицинского страхования предполагается увеличить с 6 до 7%. Минфин считает, что дарение в адрес физического лица надо квалифицировать как доход этого лица и облагать налогом у источника по ставке 15%. Льготы по подоходному налогу, действовавшие для юридических лиц до введения нулевой ставки, предлагается отменить; НДС по инвестициям, финансируемым из госбюджета, не возмещать; исключить двойное налогообложение НДС в случае вывоза товаров в режиме пассивной переработки. Ставки акцизов, установленные в фиксированной сумме и имеющие фиксированную составляющую, планируется проиндексировать, а подакцизное сырье для производства товаров, освобожденных от уплаты акцизов, акцизами не облагать. Если предложения минфина будут приняты, специализированные фирмы получат разрешение на вычет расходов на страхование аудиторских рисков в размере 15% дохода от продажи услуг, а расходы спонсоров и филантропов будут вычитаться не в размере 10% налогооблагаемого дохода, а 0,1% валового дохода. Местный сбор за размещение объектов торговли и услуг будет распространен на банки и страховые компании, а сбор за парковку автомобилей будет взиматься в зависимости от площади парковки. Как и следовало ожидать, у партнеров правительства накопились вопросы, на которые министр финансов Марианна Дурлештяну в своем докладе не ответила. У малого бизнеса, например, самая наболевшая из текущих проблем – налоговые проверки и штрафы. Лидер малых предпринимателей Еуджен Рошкован поинтересовался, не планирует ли минфин изменить систему контроля. «Мы проводим плановые проверки раз в два года, - ответила Марианна Дурлештяну. – В европейских странах есть практика проведения плановых проверок раз в три и даже в пять лет. Но такой режим применяется только к налогоплательщикам, которые заслужили доверие налоговых органов».«Мы внедрили лояльную практику подготовки и публикации плана налоговых проверок на год, - добавил Игорь Додон, - и готовы обсуждать с партнерами любые предложения по совершенствованию системы. Государство не заинтересовано в увеличении числа проверок. Исключить злоупотребления контролеров – наша общая задача». Но в ответ на предложение представителей бизнеса применять наказание не в момент обнаружения ошибки налогоплательщика, а в случаях, когда проверяющий указал на отклонения в учете, а предупрежденный их не исправил, Игорь Додон напомнил: «У нас еще много фирм-«фантомов», в отношении которых требуется оперативность». Представитель профсоюзов предложил изменить шкалу налогообложения доходов физических лиц, в частности, увеличить порог облагаемого по разным ставкам годового дохода (в текущем среднесрочном периоде он составляет 25200 леев, и в планах минфина увеличение его в 2011 году до 27600 леев). По максимальной ставке надо облагать доход от 50 тыс. леев, например. И даже больше. «Действительно, в странах ЕС система предусматривает, что богатые платят за бедных, - сказала министр финансов, - Но мы не можем сегодня идти по этому пути, потому что у нас трудно разграничить, кто бедный, кто богатый. Мы просчитывали разные варианты налогообложения доходов граждан, в том числе переход на единую ставку, но планировать изменения в этой области рано. Сначала надо увидеть эффект от введения нулевой ставки подоходного налога для юридических лиц и других реформ. Эта мера связана и с НДС, и с зарплатами, и с инвестициями в экономику». «По налогу на доходы физических лиц высказываются разные мнения, и в прошлом году правительство обещало рассмотреть возможность введения единой ставки с 2009 года, но обстоятельства таковы, что мы не можем сделать это со следующего года, - сказал Игорь Додон. – Дело не только в потерях бюджета, дело в эффекте. Решать этот вопрос без изменения системы платежей в соцфонд неэффективно». Сегодня налоги на зарплату составляют от 52 до 54% фонда оплаты труда, и это неправильно, увлекся он. Мы рассматриваем разные сценарии. Мне лично нравится идея патроната о регрессивной шкале – в зависимости от темпов роста фонда оплаты труда за год, но готовы ли мы к принципиальной реформе социальных налогов? Я отвечаю: не готовы. Систему надо менять концептуально, пытался убедить партнеров Игорь Додон. Что, например, делать с сельским хозяйством, где одни производители платят по стандартным ставкам, а за других часть взносов платит государство? Мы изучаем возможность введения добровольной уплаты социальных взносов в сельхозпроизводстве. Мы готовы к этому в следующем году? Правительство рассматривает вариант создания частных пенсионных фондов. Можем ли мы ставить под удар бюджет соцфонда и весь национальный бюджет в целом? Реализация одновременно нескольких реформ может привести к катастрофе, считает вице-премьер. Министр здравоохранения Лариса Катринич предложила увеличивать ставку платежей в фонд обязательного медицинского страхования хотя бы по 0,25% +0,25% каждый год, а не останавливаться на 7% до 2011-го. «Мы не достигли еще сколько-нибудь заметных изменений в системе здравоохранения, чтобы приостанавливать рост ставки», - сказала она. Но у партнеров другое мнение. Удержания из зарплат граждан растут в полтора раза быстрее, чем сама номинальная заработная плата, посчитали представители профсоюзов. «Мы предлагаем ставки по ОМС не увеличивать и дальше, минимальную зарплату довести до уровня прожиточного минимума и не облагать налогом», - сказала представитель профсоюзов. «В прошлом году мы пришли к компромиссу в трехсторонней комиссии – приостановить рост ставок по платежам в фонд медицинского страхования – и сейчас его выполняем, - отреагировал Игорь Додон. – Мы должны обсудить вопросы накопления и использования средств фонда медицинского страхования, которые интересуют наших партнеров, и предложить новые решения проблем здравоохранения, вплоть до создания частных фондов медицинского страхования». Система несовершенна, ее надо менять. Совсем скоро – в этом году – мы будем готовы представить пакет реформ социальных налогов, пообещал он. Мы положим этот пакет на стол тем, кто придет после нас. Похоже, если бы не обсуждение в трехсторонней комиссии, то ни патронат, ни профсоюзы так и не узнали бы, почему ни одно из направленных ими в минфин предложений не было учтено в основных направлениях налоговой политики на 2009 год и на среднесрочный период – до 2011 гг. Президент Национальной конфедерации патронатов Леонид Череску попенял на минфин за отсутствие официального ответа на предложения «активно участвовавшего в обсуждении налоговой политики патроната». Его поддержал председатель Конфедерации профсоюзов Молдовы Леонид Маня. Согласились объяснить невнимание к партнерам по социальному диалогу сменой министра: за передачей дел упустили из виду. Ведущий заседания вице-премьер и министр экономики и торговли Игорь Додон обещал партнерам официальные ответы и продемонстрировал хорошее знание вопроса, перечислив предложения патроната по памяти и объяснив несвоевременность их реализации. Например, снижать базовую ставку НДС в стране, в которой подавляющая часть налогов платится с импорта, было бы нелогично. Минфин отреагировал на замечание партнеров и вице-премьера почти молниеносно: 2 июня патронат получил письмо с разъяснениями. Кроме введения единой ставки, о которой было много сказано на заседании, патронат предложил вычитать из налогооблагаемой базы по подоходному налогу физических лиц расходы на образование, лечение и приобретение (строительство) жилья. «Надо понимать, что перечисленные вычеты не применяются одновременно с годовыми личными освобождениями и таковыми на иждивенцев», так что этим вопросом в минфине займутся не сейчас: «надо посчитать эффекты от применения системы вычетов вместо годовых освобождений для налогоплательщиков, для бюджета и для налогового администрирования». Вопрос о снижении базовой ставки НДС минфин обещает рассмотреть при подготовке среднесрочного прогноза расходов на 2010–2012 гг. Нулевую ставку НДС на оборудование, к которой предлагают вернуться представители патронатов, можно получить при покупке оборудования в лизинг и при внесении его в уставный капитал предприятия, объясняет минфин. А с этого года введено возмещение НДС по капитальным инвестициям в регионах. Патронат предложил установить в 2009 году ставку платежей в соцфонд в размере 22% с работодателя плюс 5% с работника. Минфин ответил: в среднесрочном прогнозе предусмотрены ставки 29% (22+7) на 2009-й и 28% (21+7) на 2010 год. Без комментариев. Патронаты предлагали, кроме этого, ввести нулевую ставку НДС на товары и услуги по строительству жилья, довести размер годового освобождения до уровня минимальной зарплаты, сохранить ставку по страховой медицине на уровне 2008 года (6%). И освободить патронаты от налога на доход.
0