Выбросим польский патриотизм на свалку истории.
Я хотел бы присоединиться к дискуссии 'Что такое для вас патриотизм' с критикой патриотизма как идеи нерациональной, а потому не позволяющей людям принимать трезвые решения. По-моему, патриотизм, будучи нерациональным, понижает уровень жизни людей. Они остаются в бедной и консервативной Польше вместо того, чтобы уехать туда, где им и их детям было бы лучше. Из-за этого в Польше ничего не меняется, потому что угроза обезлюживания этой страны все еще слишком мала, а только она могла бы вызвать реальные политические перемены. Когда нет патриотизма, государства являются лишь обычными поставщиками услуг, таких, как образование или транспорт. Они конкурируют между собой, борются за граждан. Некоторые более либеральны, поэтому притягивают людей творческих. Другие же более консервативны и тоже имеют своих сторонников. Перемена государства, в котором живешь, не является чем-то страшным, если языковой барьер не составляет для вас проблемы. Проблема Польши в том, что мы можем выбирать только из одного государства, другие языковые регионы, хотя бы немецкий или французский, предоставляют настоящий выбор. Если кто консервативен и не любит французского беспорядка, то может жить в богатой, чистенькой, либеральной Женеве. Немцы не только могут выбирать между разными землями в своей стране (например, более католическая Бавария или же либеральный Север), в их распоряжении такие налоговые оазисы или такие острова, как Мальорка, в наши дни весьма онемечившаяся. Поляки располагают, кроме своей родной страны, польскими кварталами в Ирландии, Великобритании, Голландии т.д. е Маловато, конечно, но, несмотря на это, польская диаспора за границей имеет гигантский размеры - более 20 миллионов человек, то есть треть населения покинула границы нашей страны. Однако эти цифры не убеждают. Мои собеседники впадают в ярость всякий раз, как я подвергаю сомнению смысл и цель польской государственности, и спрашиваю, способны ли мы как народ к самоопределению. Вчера я писал о Ломже, бывшей столице губернии, городе, центр которого и общественные здания почти так же красивы, как варшавские, и заметил, что наше правительство должно вывесить белый флаг. Потому что в Ломже в некоторых областях было хуже, чем в Румынии. И сильно засомневался в качестве польской государственности, глядя на историю города Ломжи, его упадка во времена I Речи Посполитой, а затем быстрого развития в эпоху разделов. Я убеждал, что очередной период процветания для этого города может начаться, когда польская государственность исчезнет на этих землях. Я возбуждал пораженческие настроения по отношению к политической элите нашего народа и ее способности к нормальному управлению. По моему мнению, оптимизм наших властей основывался исключительно на их незнании, незнании о разнице, цивилизационной пропасти, даже в самом стиле управления (например, в Польше правительство совершенно не сотрудничает с учеными, специалистами в тех областях, относительно которых правительство принимает решения). Я не верю ни в какие перемены, потому что не даже первых ласточек, указывающих направление реформ. Польская политика - это не только политика центральная, но также и, прежде всего, региональная. В моем родном городе, беднеющем и пустеющем год от года, городе почти без промышленности и без рабочих мест, городе с миллионом проблем, самой главной проблемой считаются деревья, которые заслоняют вид на какое-то важное здание. Инвестиции, даже если они есть, используются столько бездарно, что, например, мои читатели сделали бы это лучше, чем бестолковые 'специалисты', оплачиваемые деньгами налогоплательщиков. В Польше не будет быстрых перемен к лучшему. Наша политическая элита, а это десятки тысяч людей по всей стране, слишком мало видела и знает. Я вижу, как молодежь покидает целые регионы Польши. Лет через двадцать это приведет к упадку целых городов и регионов страны. Вот я и бью тревогу, втопчем, это глас вопиющего в пустыне - поднимите белый флаг. Это призыв к отрезвлению - наша политическая элита просто не годится для правления страной. Право на критику включает также право требовать прервать неудачное правление, проанализировать заново смысл польской государственности. Ведь во многих регионах страны хуже, чем в Румынии, зачем же продолжать? Я не хочу быть патриотом. Мне просто хочется жить в стране, в которой у меня будет высокая зарплата и соответственный уровень услуг со стороны государства. Я хочу от политиков безопасности, здравоохранения, общественного транспорта, экономики, свободной от монополий. В Польше все, что предлагает гражданам государство, находится на трагически низком уровне. В школах ученикам промывают мозги национально-мученической жвачкой, обрывочной историей, имеющей мало общего с реальными событиями. Учат о польской веротерпимости при Ягеллонах, замалчивая преследования, которые имели место в конце существования Речи Посполитой. Не учат о том, что в XX веке польская армия дважды вторгалась на чешскую территорию, сначала вместе с Гитлером, потом вместе с коммунистическими странами. Не учат, что разделы Польши были спасением для преследуемых религиозных меньшинств, а Польша по окончании эпохи разделов стала страной религиозного террора, при котором отступничество от католицизма каралось смертью или изгнанием. Не учат о польском антисемитизме, который еще 40 лет тому назад очистил польскую науку от ученых неправильной национальности, а кое-где доходил до погромов. Мы должны отбросить всякие патриотизмы. Мы должны безжалостно и холодно голосовать ногами. Мы должны руководствоваться рассудком, а не эмоциями, и убеждать в этом наших сограждан. Государство - это своеобразная монополия, и, лишь эмигрируя еще более массово, мы можем эту подорвать эту монопольную позицию по отношению к нам, гражданам. Только тогда государство почувствует, что уже не обладает монополией на своих граждан. Мы должны разбить патриотизм на кусочки и стать прагматичными космополитами без всяких чувств. Иначе мы навсегда останемся рабами этой земли, с ее бедностью, в том числе и интеллектуальной, с ее журналистами-националистами, приукрашивающими серую действительность, с ее радиостанциями, сеющими антисемитизм, с ее необразованными, провинциальными политиками и псевдодемократией, в которой только что возникшие партии не имеют никаких шансов в конкуренции с правительственными партиями, которые получают миллионные дотации. Я всего лишь хочу жить в стране, где экономикой руководят люди, имеющие соответствующий опыт, соответствующее образование, благодаря чему я буду хотя бы знать, что дела идут в правильном направлении. А не так, как сейчас. Нами постоянно правят политики, вытащенные из утиля. У них менталитет шляхтичей, гигантское эго и такое же самолюбие, но обычно нулевой уровень профессионализма. Впрочем, речь даже не идет о том, чтобы они управляли. Сегодня правят ученые, в тиши своих кабинетов ведущие исследования, пишущие для правительства и органов самоуправления рапорт за рапортом, анализ за анализом - я видел это своими глазами, работая в Великобритании. Польская экономика не опирается на науку, а что уж говорить о польской политике... Эта страна бедна. Чуть богаче Румынии или Болгарии. Но уже Чехия и Эстония имеют ВВП почти в полтора раза выше, чем Польша. Разница в развитии увеличивается, потому что как нам, с 6% ростом ВВП, догнать страны с 11% ростом? Но мы даже не знаем об этом - нас обманывают манипуляторы от СМИ, журналисты, штукатурящие и припудривающие все, к чему они прикасаются. В Польше так трудно писать свою собственную правду, в которую веришь. Свобода слова - это также право задавать вопросы. Сомневаться в мифах, созданных политиками, контролирующими польские общественные СМИ (а также и частные через систему концессий), определяющими школьную программу. Это они потчуют нас мифами. Мифом польской культуры, которой, практически, уже не существует. Трудно назвать польской космополитическую и маргинальную независимую культуру. Осталась коммерция да правительственная программа, обернутая для маскировки в упаковочку с надписью 'польская культура'. Когда я думаю о польской культуре, я слышу Рубика и его церковную музыку (Петр Рубик - польский виолончелист, композитор, телеведущий, прим. перев.). У меня есть несколько воспоминаний, несколько культовых фильмов, песен. Я далеко обхожу кинотеатры с польскими мученическими фильмами. Я возмущен тем, что школьников заставляют смотреть их, как при минувшем строе. Я по горло сыт государством, которое в области образования не отказалось от тоталитарных корней и привычек. Я не хочу государства, которое навязывает мне самому или моему ребенку католическую религию уже в детском саду или начальной школе, предлагая качестве выбора сотни часов, проведенных бездеятельно в школьном коридоре или клубе. А что с правами иноверцев? Будучи подростком, я не имел доступа даже к альтернативной музыке, чтобы слушать ее, мне приходилось устанавливать антенны на крыше моего дома, для приема радиостанций с территории ФРГ. До сих пор ничего не изменилось, радио в Польше - это все еще либо коммерческая жвачка, либо музыка, пропагандируемая правительственными радиостанциями. В Великобритании в моем квартале я мог выбирать из нескольких пиратских радиостанций, передающих различные направления клубной музыки. С британской перспективы Польша - это все еще страна, слишком многое навязывающая своим гражданам. Польша - просто не либеральная страна. Поэтому здесь нет мероприятий с такой музыкой, какую я люблю, и каких было множество в английском городе, где я жил. В Польше даже клубная культура едва зарождается. Даже ночной концерт, на каких в Англии я бывал два-три раза в неделю, здесь приходится ждать месяцами. Я хочу жить в стране, в которой никто не преследует меня за длинные или короткие волосы. А в Польше по улицам, особенно вечером, надо ходить чутко, всегда готовым к защите. Особенно в маленьких городках нетерпимость даже к другому стилю одежды огромна. Чтобы свободно и без особых опасений ходить по улицам одетым так, как нравится, надо постоянно тренироваться в искусстве единоборств. Я почти 10 лет жил в восточных ландах ГДР, охваченных волной неонацистского насилия, и на меня напали только один раз. А в Польше несколько раз за один год. Мы живем прошлым. Воспоминаниями былых битв и т.д. это не имеет смысла. Давайте выбросим польский патриотизм на свалку истории - сегодня там его место. Научим граждан нашей страны, что они должны жить там, где им удобно, и что это не обязательно Польша. Разрушим миф, которым кормит нас правительство. Мы, поляки, не обязаны жить в Польше. Меня не интересует патриотизм, мученичество, вечное раздирание ран. Я хочу жить в либеральной стране, которая не станет карать меня за личный выбор (например, курение марихуаны). Я хочу жить в стране, где каждый ребенок имеет доступ к информации и знаниям о других религиях или конфессиях. Свою католическую религию я мог сменить на другую, лишь уехав из Польши, только там я получил доступ к соответствующей информации. Я хочу жить в стране, где у меня есть шанс узнать о разных политических идеях и программах разных политических партий. А о таких движениях, как 'Зеленые' или либералы (настоящие, либеральные и в экономике, и в морали), я получил возможность узнать, лишь уехав в ФРГ. Польша - это все еще страна, где при помощи СМИ манипулируют общественным мнением, одним идеологиям дают право голоса, а другие подвергают цензуре. Я думаю, что в Польше люди должны, наконец, получить демократическое право выбирать веру, политические убеждения, музыкальные пристрастия. Сейчас все эти свободы становятся жертвой манипуляторов информацией, польских политиков, не желающих допустить к власти другие политические силы, а также медиа-магнатов, у которых собственные политические убеждения. Польша должна быть свободной страной, с реальными, а не теоретическими гражданскими правами. А среди этих прав есть право выбора и право решения о себе самом. В Польше оно виртуальное, бумажное. Нами все правят политики и медиа-бонзы. А мы должны быть свободны.