740

Кишинев упорно пытается набросить удавку на Гагаузию

План Кишинёва был предельно прост, но весьма коварен. Во-первых, уходя из власти, Георгий Табунщик оставлял своему, неугодному Кишинёву, сменщику неподъёмный долг, тяжёлым грузом «висящий» на бюджете Гагаузии. Во-вторых, Кишинев вследствие этого надеялся получить в свои руки очень крепкую «ниточку», дёргая за которую смог бы управлять новым башканом по своем усмотрению.Если при исследовании событий новейшей истории молдавско-гагаузских отношений отбросить прочь всякую ложную «политкорректность» и оперировать только общеизвестными фактами, то невозможно не признать, что Кишинев всегда рассматривал и продолжает рассматривать Гагаузию не иначе, как «зону повышенного риска».Дескать, кто их знает, этих непокорных и слишком независимых гагаузов, что им завтра придёт в голову, чего они ещё могут потребовать для себя в плане расширения своих автономных прав и свобод? Сегодня они вроде бы спокойны, потому что находятся под неусыпным контролем Центра, но вот завтра, не дай Бог, мало ли что может случиться!? - примерно так рассуждает высшее руководство Республики Молдова с момента образования Гагаузской автономии и по сей день.Давно подмечено, что состояние спокойствия или тревоги в кишинёвских коридорах власти по поводу автономии напрямую зависит от результатов и уровня контроля Центра за ситуацией в Гагаузии.Как считают в Кишиневе, если в Комрате у власти «свои», значит, беспокоиться не о чем. А вот, напротив, если к власти в Гагаузии приходят «случайные и непроверенные» люди, вроде Дмитрия Кройтора или Михаила Формузала, то в Кишинёве тут же, почти автоматически, запускается давно отлаженный механизм по их дискредитации, а затем предпринимаются прямые попытки по их устранению.Для борьбы с «неправильным» руководством Гагаузской автономии Кишинёву сегодня, в отличие от прошлых лет, больше не нужны толпы пьяных волонтёров с железными прутами в руках. Сегодня у Центра для этих целей имеются гораздо более эффективные способы и средства. Одним из таких изощренных средств, позволяющим Центру «и честь соблюсти, и интерес приобрести», является «финансовое удушение» АТО Гагауз Ери.Ещё в то время, когда Георгий Табунщик досиживал последний год в кресле башкана Гагаузии, а шансы на его переизбрание таяли буквально на глазах, предусмотрительное кишинёвское «начальство» настоятельно посоветовало ему набрать как можно больше кредитов, причём с самыми грабительскими процентами.План Кишинёва был предельно прост, но весьма коварен. Во-первых, уходя из власти, Георгий Табунщик оставлял своему, неугодному Кишинёву, сменщику неподъёмный долг, тяжёлым грузом «висящий» на бюджете Гагаузии. Во-вторых, Кишинев вследствие этого надеялся получить в свои руки очень крепкую «ниточку», дёргая за которую смог бы управлять новым башканом по своем усмотрению.В случае, если он проявит должную гибкость и покорность, Центр может «милостиво» помочь ему погасить задолженность перед банками. Если же новичок проявит самостоятельность и вздумает «брыкаться», в такой помощи ему будет отказано и он с первых же дней своей работы в должности башкана окажется недееспособным, поскольку в одиночку справится с полученным «в наследство» огромными финансовыми обязательствами ему окажется не по силам. Вследствие этого быстро наступит паралич местной экономики, разрастется экономический и социальный кризис, новоизбранное руководство автономии «на волне народного возмущения» будет смещено и в Комрате восстановится «старый режим», угодный Кишиневу. Поэтому вовсе неудивительно, что, когда Михаил Формузал на выборах башкана Гагаузии одержал убедительную победу, многие ангажированные Кишиневом «аналитики», в полном соответствии с описанным выше сценарием, в один голос предрекали ему скорый и бесславный уход из власти. Да и сам экс-башкан Георгий Табунщик, зорко приглядываясь к каждому шагу Формузала, отнюдь не торопился покидать пределы автономии и даже вплоть до апреля 2007 года преспокойно продолжал жить в резиденции башкана, надеясь, по-видимому, что его вот-вот снова призовут во власть. Однако, случилось кое-что такое, чего никто из тех, кто усердно копал новому башкану и всей Гагаузии глубокую «долговую яму», никак не ожидал. В течение всего 2007 года Михаил Формузал день в день исправно выплачивал не только проценты по всем оставленным ему Табунщиком кредитам, но и погашал сами эти кредиты, одновременно выполняя все обязательства перед бюджетной сферой автономии.Все местные примэрии и бюджетные организации получали положенные им деньги в срок. Даже в условиях жесточайшей засухи 2007 года, когда десятки тысяч людей в Гагаузии остались без урожая, все попытки подтолкнуть их к акциям протеста против новой власти автономии оказались напрасны. Народ Гагаузии и в трудный час был солидарен со своим новым башканом и не утратил веру в его способность вытащить регион из кризиса. Но и после этого попытки Кишинёва опутать Гагаузию долговыми тенетами не прекратились. После долгих и целенаправленных поисков, из пыльных недр кишиневских архивов был извлечен на свет давно забытый, но сегодня вновь оказавшийся очень нужным центральным властям документ.Несколько дней назад руководство Гагаузии получило прелюбопытнейшее официальное письмо от Министерства финансов Республики Молдова за подписью самого министра Михаила Поп, в котором было сказано: «…Настоящим, доводим до вашего сведения, что в соответствии с Меморандумом-Соглашением об инициировании процедуры постизоляции долгов, подписанным между Советом Кредиторов и АО «Кирсово», 31 декабря 2007 наступил срок выполнения платёжных обязательств предприятия АО «Кирсово» перед государственным бюджетом в сумме 143610, 46 долларов США (включая основную сумму кредита 83 837, 00 долларов США и проценты 59773,46 долларов США).В то же время обращаем ваше внимание на то, что на счетах Министерства Финансов не были зарегистрированы платежи, в соответствии с графиком погашения задолженности перед Министерством Финансов, согласно вышеуказанного соглашения:- платёж сроком оплаты 31 марта 2007, на общую сумму в 123736,21 дол. США- платёж сроком оплаты 30 июня 2007 на общую сумму 146876,60 дол.США- платёж сроком оплаты 30 сентября 2007 на общую сумму 145 431,58 дол.США.Принимая во внимание вышеизложенное, просим принять соответствующие меры и осуществить оплату указанных сумм на счёт Министерства Финансов в соответствии со следующими реквизитами…В случае, если финансовые средства не будут оплачены в государственный бюджет в кратчайшие сроки, Министерство Финансов будет вынуждено рассмотреть возможность покрытия данных обязательств согласно с положениями 2.10 Соглашении между Министерством Финансов РМ, АТО Гагаузия и Винзаводом «Кирсово» об обеспечении Государственной гарантии от 25 апреля 1996 года, согласно которой «в случае непогашения задолженности заёмщика перед Гарантом, АТО Гагаузия возместит потери Гаранта за счёт текущих доходов бюджета Гагаузии и субвенции из государственного бюджета».Если перевести эту бюрократическую писанину на общечеловеческий язык, то становится понятным, что Кирсовский винзавод должен рассчитаться по взятому много лет назад кредиту.Да вот в чём беда: новый владелец этого винзавода настолько «успешно» освоил взятый кредит, что сегодня денег для возврата долга у него просто нет.Прекрасно зная об этом, руководство Министерства финансов РМ предъявляет руководству Гагаузии ультиматум: Если АО «Кирсово» не заплатит кредит, то долг будет возмещён за счёт бюджета автономии. Причём формальным основанием для таких, убийственных для Гагаузии, действий Центра служит договор, подписанный бывшим башканом Георгием Тубунщиком, в котором он даёт гарантии возврата кредита за счет средств бюджета автономии, то есть за счёт гагаузских налогоплательщиков.Таким образом, действующее руководство Гагаузии, а также весь гагаузский народ были поставлены перед фактом: из бюджета маленькой и небогатой автономии в любой момент Центр может забрать очень значительную для неё сумму - около 30 миллионов леев. Сделать это ему проще простого, поскольку все казначейские счета Гагаузии находятся в Минфине РМ.Чтобы стало понятно, что это за кредит и откуда он взялся, надо заглянуть в «Постановление Правительства Республики Молдова «О предоставлении гарантии по инвестиционному кредиту» №89 от 14,02,1996 года», в котором сказано:«…В целях более полного и эффективного использования сырьевых ресурсов юга республики, внедрения новых технологий по их переработке в соответствии с требованиями рынков сбыта Правительство Республики Молдова постановляет:Уполномочить Министерство Финансов выступить гарантом по внешнему кредиту в сумме 2,437 млн. долларов США, предоставленному винзаводу «Кирсово» фирмой «TMCI PADOVAN» (Италия) на 3 года с процентной ставкой 8,5% с оплатой 5% от суммы гарантированного кредита, которые будут перечислены в фонд риска Министерства Финансов до подписания кредитного соглашения».Подписано это постановление, как и положено, премьер-министром Республики Молдова Андреем Сангели. Как видно из этого документа, о каких-либо финансовых «гарантиях» по обеспечению возврата кредита, полученного винзаводом «Кирсово», со стороны бюджета Гагаузской автономии, в нём нет ни единого слова.Совершенно очевидно, что никто не уполномочивал господина Табунщика подписывать финансовую гарантию частной компании от имени Гагаузии. Нет и решения о наделении его такими полномочиями ни Исполкома Гагаузии, ни Народного Собрания Гагаузии.Так что, как тут ни крути, но получается, что мы имеем дело в данном случае с явным (и, к сожалению, далеко не единственным!) превышением должностных полномочий со стороны экс-башкана Георгия Табунщика.Однако, вряд ли стоит беспокоиться за его судьбу. Прокурору Гагаузии, занятому неустанной «борьбой с гидрой коррупции», явно некогда заниматься какими-то «мелочами» в размере «всего» тридцати миллионов леев. Нет никаких сомнений, что он «не обнаружит» никакого нарушения закона также и со стороны всем известного депутата, председателя фракции коммунистов в Народном Собрании Гагаузии Ильи Павловича Чолака, который так «освоил»» на своем винзаводе десятки миллионов леев, что теперь никто не может понять, куда же, собственно говоря, они делись. Гагаузия очень маленькая, и поэтому многие люди часто видят, как депутат Илья Чолак вместе с прокурором и еще несколькими товарищами по Партии коммунистов допоздна засиживаются в кабинете Председателя НСГ Степана Есира. Что они там делают и решают – известно только им самим. Может быть, продолжают «бороться с коррупцией» в сверхурочное время, взяв на себя повышенные обязательства. Может быть, думают о повышении уровня законности. Кто его знает, какой именно «большой секрет» имеется у этой «маленькой такой компании».Но вот только настоящие виновники расхищения кирсовского кредита сегодня преспокойно гуляют на свободе. Очень, конечно же, хотелось бы знать, кому и сколько досталось «сладких кусочков» от многомиллионного кредитного пирога. Но это станет возможным лишь в том случае, если отдельные лица, причастные к «освоению кредита», будут освобождены от депутатского иммунитета. Случиться же это может только в том случае, если прокуратура снимет, наконец, свои «розовые очки», увидит упомянутую «кредитную историю» и всех её участников в подлинном цвете, а затем займётся делом. Тогда, пожалуй, практические результаты её работы будут видны не только в бумажных отчетах, но и в реальной жизни.Сколько ещё таких «неожиданных радостей» в финансовой сфере ждёт Гагаузию, не знает никто. За прошлые годы горе-руководители автономии успели столько наворовать, что платить по их долгам придётся и нашим внукам.Но разве это справедливо, что «крайними» в этой ситуации оказываются не мерзавцы-казнокрады, а простые люди Гагаузии, ими обворованные? Не пора ли уже, наконец, привлечь к ответственности самих воров? Их ведь и искать особо не нужно – они спокойно, не таясь живут среди нас, будучи уверенными в том, что всё у них «куплено и схвачено».То прискорбное обстоятельство, что назвать этих людей виновными и привлечь их к ответственности не позволяют партийные связи и обязательства, это уже не проблема простых людей. Закон ведь писан для всех – и для крестьянина, и для рабочего, и для чиновника-бюрократа. Даже если он сегодня защищен депутатским мандатом. Возвращаясь к вопросу о степени доверия между Центром и Гагаузской автономией, следует отметит, что Кишинёв глубоко ошибается, если надеется, что контроль над руководством Гагаузии гарантирует ему контроль и над самой Гагаузией. Тут кишиневским чиновникам следовало бы вспомнить уроки 3 декабря 2006 года.Имея в Гагаузии стопроцентно «своего» башкана Табунщика и «прикормленное» Народное Собрание, кишинёвское руководство так и не добилось послушания со стороны гагаузского народа. И оно никогда его не добьётся, если будет и впредь делить гагаузов на «послушных» и «непослушных», и выстраивать в соответствии с этим сомнительным критерием свою политику в автономии.В то же время, в самой Гагаузии прекрасно понимают, что благополучие народа автономии во многом зависит от того, насколько сильной и независимой будет Республика Молдова. Поэтому, целостность и независимость страны является для гагаузов важнейшей ценностью.Однако гагаузы не олицетворяют страну с её нынешним руководством. Они готовы защищать молдавское государство, но никто не может отнять у них право иметь своё собственное мнение о его высшем руководстве. И уж вовсе никуда не годится, когда за его критику, за несогласие с его ошибочной политикой Кишинёв пытается наказывать целый народ. На сегодняшний день, несмотря на соглашательское поведение большинства нынешних депутатов НСГ, Центру так и не удалось накинуть на Гагаузию «финансовую удавку». Башкан Михаил Формузал в переговорах с Кишинёвом обоснованно настаивает на том, что бывший глава автономии Табунщик был неправомочен подписывать такие финансовые гарантии, а это значит, что Гагаузия никаких обязательств по данному кредиту не имеет.Формузал заявил, что готов твёрдо отстаивать эту свою позицию до принятия кишинёвскими властями справедливого решения. Нет сомнения в том, что в этом споре он получит поддержку всех жителей Гагаузии, на чьи плечи Центр пытается нагрузить сегодня десятки миллионов леев чужих долгов.Все гагаузы должны понять простую истину: если 16 марта 2008 года большинство действующих депутатов Народного собрания сохранят свои мандаты, значит, виновные в расхищении десятков миллионов леев сохранят свою депутатскую неприкосновенность, а ещё один огромный долг повесят на шею всему народу Гагаузии. Если же в Народном Собрании окажутся подлинные защитники народных интересов, то они не допустят этого беззакония и произвола, спросят с истинных виновных по всей строгости закона.В заключение хотелось бы подчеркнуть одну очень важную мысль: либо республиканский Центр будет рассматривать гагаузов в качестве равноправных граждан, будет уважать их интересы, либо никакого «разговора по душам» между Кишиневом и Комратом не получится.Кишинёв должен прекратить попытки разговаривать с Гагаузией с позиции диктата. Он сам должен проявить к гагаузам полное доверие, потому что без этого на ответное доверие рассчитывать ему не следует. Это пойдёт на пользу и Центру, и автономии.Гагаузы всегда были свободолюбивым народом, а все попытки подчинить их чужой воле приводили к очень нехорошим последствиям. Очень жаль, что высокопоставленные кишинёвские чиновники так плохо знают историю, а потому постоянно игнорируют в отношениях с Гагаузией это важнейшее обстоятельство.Автор: Виталий Кыльчик
0