428

Молдавский президент: Молдавия – пример новой модели урегулирования конфликтов

"Лекала и трафареты, используемые в других конфликтных зонах, абсолютно бесполезны в Молдавии. Молдавия по самой природе не приемлет асимметричных и "обкатанных" решений, это не зона конкуренции, не арена столкновения амбиций, это - территория сотрудничества и компромисса", - заявил 9 февраля 2008 года президент Молдавии Владимир Воронин, выступая на 44-й конференции по вопросам безопасности в Мюнхене. Об этом сообщает пресс-служба президента Молдавии, которая опубликовала полный текст выступления Воронина в Мюнхене на официальном сайте молдавского президента."Сотрудничество, компромисс и диалог всегда требуют большей изобретательности, большего новаторства, чем противостояние и менторские поучения. И тот факт, что на этот значительный шаг новизны оказались способны практически все сопосредники урегулирования приднестровского конфликта, создает важнейшую предпосылку для конструктивной развязки всей этой непростой ситуации", - считает Воронин."Молдавия, конечно же, обладает рядом сложно совместимых обликов, идентичностей. Это страна Юго-Восточной Европы, в то же время это восточно-европейская страна, это страна, которую можно отнести и к Балканскому региону, и одновременно к странам Черноморского бассейна. Молдавия - член СНГ и ГУАМ, и в то же время - государство, активно стремящееся в Европейский союз. Молдавия совмещает латино-романское культурное наследие с наследием славянским и тюркским. Десятки национальностей и языков гармонично уживаются в Молдавии, и ни разу нашу страну не потрясали межэтнические конфликты (Межэтнические конфликты "потрясали" территорию Молдавской ССР (МССР) при распаде Советского Союза в начале 1990-х гг. и стали одной из причин молдавско-приднестровского вооруженного конфликта и образования на территории бывшей МССР двух самостоятельных, существующих по сей день государственных образований - Приднестровской Молдавской Республики и Республики Молдова. Достаточно вспомнить повлекший человеческие жертвы "поход на Гагаузию" активистов Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии, организованный премьер-министром Молдавии Мирчей Друком в октябре 1990 года и плакаты с надписью "Хороший гагауз - мертвый гагауз", висевшие на здании парламента Молдавии в тот период, а также закрытие русских школ, увольнения по этническому признаку, избиения и убийства граждан, не владевших молдавским языком, лозунги "Русских - за Днестр, евреев - в Днестр", "Молдавия - для молдаван", "Чемодан - вокзал - Россия", призывы "мыть кишиневский асфальт русской кровью", звучавшие не только на митингах, но и в молдавских СМИ того периода - прим. ИА REGNUM). Это означает лишь одно - сколь бы ни были различны облики Молдавии, ясно, что это - Европа. Причем Европа в ее пусть миниатюрном, но одновременно хрестоматийном воплощении - мозаичная, строящаяся на совмещении ценностей, на толерантности и открытости. Подобная самооценка - это уже ответственный шаг вперед", - заявил президент Молдавии."Следует признать, что политика евротерапии оказалась для Молдавии самым полезным лекарством. Она консолидировала общество, повысила его иммунитет к любым внешним воздействиям, - считает Воронин. - Достаточно упомянуть, что миссия Европейского союза на приднестровском участке молдавско-украинской границы, солидарные действия Молдавии и Украины принципиально изменили сам контекст урегулирования. За два года приднестровский регион и его экономика практически вошли в русло легальной внешней торговли, а предоставление Молдавии автономных торговых преференций со стороны ЕС позволяет теперь и приднестровскому региону существенно нарастить свой экономический потенциал (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением 3 марта 2006 года украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Из дружественных ПМР государств, в основном Российской Федерации, с марта 2006 года в республику начала поступать гуманитарная помощь в виде продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и финансовых средств. 8 декабря 2006 года руководители транспортных ведомств России, Украины и Молдавии подписали протокол о возобновлении движения пассажирских поездов между Россией и Молдавией через приднестровский участок железной дороги. 16 декабря 2006 года в Тирасполь прибыл первый за 9 месяцев пассажирский поезд № 65/66 "Москва - Кишинев". В соответствии с транзитным протоколом Приднестровье может осуществлять внешнеэкономическую деятельность на основе Московского меморандума 1997 года, но в то же время она должна быть транспарентна для стран-участниц, стран-посредников и стран-наблюдателей в переговорном процессе по вопросу приднестровского урегулирования. Согласно данному протоколу, приднестровская сторона обязана предоставлять статистические данные о работе своих таможенно-пограничных органов России, Украине, Молдавии, США и ЕС - прим. ИА REGNUM)."Мы видим, как на примере Молдавии возникает новая модель урегулирования конфликтов, новый механизм восстановления суверенитета и территориальной целостности, - продолжил Воронин. - Эту модель можно было бы назвать урегулированием через евромодернизацию. Когда политика европейской интеграции совпадает с внутриполитическим выбором, когда демократия и права человека становятся будничным спросом большинства членов общества, когда отношения конфликтующих сторон все больше и больше рассматриваются сквозь призму сотрудничества и взаимного доверия - это уже, согласитесь, серьезное преимущество и безусловный фактор безопасности"."Республика Молдова - это нейтральное государство. Наш нейтралитет надежно закреплен его Конституцией. В то же время Республика Молдова активно и плодотворно сотрудничает с НАТО по целому ряду направлений - от партнерства во имя мира до индивидуального плана действий, - отметил молдавский президент. - Республика Молдова с уважением относится к странам, избравшим интеграцию в НАТО в качестве средства обеспечения своей национальной безопасности. Каждая страна сама для себя определяет важность участия либо неучастия в военно-политических союзах. Тем более что никто, как известно, в эти союзы не завлекает, это всегда суверенное решение. Вместе с этим хочу особо подчеркнуть, что пути и модели обеспечения безопасности не исчерпываются только участием в военных блоках. Сам европейский опыт предлагает нам целый спектр подходов. Пример таких стран Европейского союза, как Ирландия, Швеция, Австрия, Финляндия, Кипр и Мальта, свидетельствует о том, что нейтралитет также может являться серьезной гарантией стабильности и безопасности. В этом контексте дальнейшее практическое развитие закрепленного Конституцией нейтралитета Республики Молдова, запрет на размещение на территории нашей страны вооруженных сил и военных объектов других стран могут иметь весьма конструктивную перспективу. Нет, Молдавии не нужны внешнеполитические гарантии нейтрального статуса, мы очень хорошо понимаем, что таких гарантий не бывает. Республика Молдова в первую очередь нуждается в международном признании своего нейтралитета, открытом и уважительном отношении к конституционному выбору молдавского народа со стороны Российской Федерации, Украины, Европейского союза и США. Убежден, что последовательное отстаивание именно этой логики может не только стать еще одним фактором региональной безопасности на долгую перспективу, но и надежным условием мирного решения приднестровского вопроса. Демилитаризация конфликтующих сторон, объединение их человеческих ресурсов, трансформация вооруженных сил в профессиональные контингенты, готовые к исполнению исключительно миротворческих функций, - это тот особый путь развития принципов безопасности, который определяется нашим нейтральным выбором. Я неоднократно отстаивал один весьма принципиальный тезис и готов повторить его и в этой аудитории: вооруженные силы объединенной Молдавии могут иметь смысл и идейное наполнение только как силы миротворческие, как силы, готовые по просьбе международных организаций приходить на помощь, проявлять солидарность с другими странами и народами"."Уже очевидно, что именно в таком формате действий все стороны и сопосредники, участвующие в разрешении конфликта, ощущают себя комфортно. Трудно переоценить тот факт, что и Российская Федерация, и Украина, и Европейский союз, и США исходят из того, что решить приднестровскую проблему можно только на принципах территориальной целостности и суверенитета Республики Молдова. Все едины во мнении, что Приднестровье должно обрести надежно гарантированный статус в рамках единой страны. Все больший и больший интерес вызывает не столько нынешнее проблемное положение в Молдавии, которое с каждым днем кажется все более и более преодолимым, сколько та новая обстановка, которая возникнет после объединения. Демократическая страна с либеральным законодательством, страна, получившая асимметричный доступ на рынки Европейского союза, сохранившая зону свободной торговли с СНГ, активно модернизирующая свою правовую систему по общеевропейским лекалам, сохраняющая свое национальное, культурное и языковое разнообразие, - это ли не место для интересных инвестиций в экономику и гуманитарную сферу? Это ли не то новое пространство многостороннего сотрудничества, в котором мы все так заинтересованы? Полагаю, что это так. Более того, я убежден, что у такого подхода не может быть серьезных оппонентов", - заключил Владимир Воронин.
0