660

Православный глас Приднестровья

О том, что православие сегодня едва ли не главная сила, которая позволяет большинству населения стран постсоветского пространства осознать и ощутить своё историческое и культурное единство, говорят многие. Различные политические силы, к счастью, не вытравили из понимания русских, украинцев, белорусов и молдаван Приднестровья духовного родства. Увы, как отмечают сами представители духовенства, РПЦ ныне переживает не лучшие времена. Сказываются: и атеистическое воспитание, и финансовая активность заокеанских сект, и чрезмерная увлеченность неискушенных душ астрологами, экстрасенсами, восточной экзотикой… В такой ситуации любые модернистские ухищрения в борьбе за умы скорее приведут к противоположному результату. Но эта ортодоксальная позиция по защите духовных традиций от модных веяний, конечно, не означает, что у священнослужителей нет желания преодолеть заслон псевдокультуры и бездуховности. Так, 8 лет назад в Приднестровье возникло вокальное трио «Южный глас». А составили его профессиональные музыканты, друзья со студенческих лет диаконы Дмитрий Коваль (бас) и Вячеслав Лукановский (баритон), а так же певчий архиерейского хора Евгений Лысый (тенор). Все трое питали искреннюю любовь к древним распевам в богослужении и хотели поделиться этим чувством с аудиторией не только в храме, но и за его пределами. И хотя сегодня невозможно отрицать миссионерский вклад трио (вряд ли найдется человек, который, услышав «Южный глас» не проникся бы симпатией к православию), первоначально о таком значении своих трудов, участники коллектива не помышляли. Следует сразу сказать, что к тому времени, когда контрабасист (Дмитрий), тромбонист (Евгений) и пианист (Вячеслав) стали певчими церковного хора (с 1994 – по 1996 год) за плечами музыкантов, уже был богатый творческий путь. Дмитрий, например, пробовал себя в арт-роке, а Вячеслав отдавал предпочтение джазу. Самое интересное, что вокалом профессионально никто из них не занимался. Сегодня в это непросто поверить. Название коллектива говорит о преобладании в творчестве греческих, грузинских, болгарских, сербских и молдо-влахийских распевов. «…Мы любим исполнять канонические песнопения древних церквей, - говорит диакон Дмитрий и поясняет, - дело в том, что мелодика и ритм богослужебных песнопений передают не только саму атмосферу того времени, но главное - дух и глубину веры. А последнее не может не ощутить современный, даже невоцерковленный слушатель». В течение нескольких лет о «Южном гласе», знали, пожалуй, лишь в Тираспольско-Дубоссарской епархии. Собственно гастрольный путь (если только можно употребить это выражение) начался в мае 2003 года с выступления в Троицком соборе-музее города Серпухова. Выступление произвело глубокое впечатление на слушателей, среди которых оказались и первые меценаты – директор одной из московских фирм Сергей Анчухин и врач Владимир Антонов. Предложив свою помощь в записи компакт- диска, они, таким образом, способствовали появлению первого собрания богослужебных песнопений под названием «Приднестровье – край православный». Диск с таким символичным названием был записан в том же году на кишиневской студии «Лайф-рекордс». Большая часть тиража, который составил 1000 экземпляров, была распространена в России. По качеству студийной работы результат оказался удачным (что же касается исполнения и содержания, то иным он оказаться и не мог). Сам факт, что альбом целиком состоял из богослужебных песнопений (за исключением авторской баллады «Там, за лесом»), если кого-то и способен был разочаровать, то лишь тех, кто такого пения никогда не слышал. В 2005 году увидел свет второй компакт-диск «Возлюблю Тя, Господи», репертуар которого также был посвящен литургическим песнопениям. Выпущен он был уже в Москве, при содействии патриотического фонда «Связь поколений». И снова запись распространилась преимущественно по российским монастырям и храмам. В Тирасполе приобрести её можно было в свечной лавке при Соборе Рождества Христова. Вероятно, есть несколько причин, по которым столь удивительное явление, как «Южный глас» в течение семи лет оставалось фактически не замеченным широкой приднестровской общественностью. Так уж сложилось: мы привыкли не замечать того, что рядом и восхищаться тем, что недоступно. Кроме того, есть своего рода стереотип: в церкви поют всегда хорошо, а к хорошему, как известно, быстро привыкают. И главное, церковная музыка должна способствовать молитве, а не отвлекать от неё – это правило. В 2006 году по приглашению митрополита Чешских земель и Словакии Христофора трио побывало в Праге. Причем выступления проходили не только в православных храмах, но и в католических монастырях. В одном из таких монастырей проходил вечер русской культуры. Помимо собственно богослужебных песнопений, на нем в исполнении «Южного гласа» прозвучали русские и украинские народные песни. Любопытно, что и католиков, и протестантов, как показал опыт гастролей в западных странах, гораздо больше интересуют духовные песнопения, нежели народные. Для Швеции, например, сегодня характерен интерес к русской культуре как таковой. Когда в конце декабря 2007 года коллектив выступал в Стокгольме, наибольшее число концертов проходило именно в протестантских храмах. Примечателен и тот факт, что в некоторых лютеранских приходах висели православные иконы. Приднестровье (если говорить о светской среде) обратило внимание на трио в конце осени 2005 года, когда в Городском дворце культуры состоялась презентация второго аудио-альбома «Возлюблю Тя, Господи». А в минувшем году 27 ноября в Тирасполе «Южный глас» презентовал свой новый диск «Избранные народные песни», выпущенный при поддержке главы паломнической миссии подворья Валаамского монастыря Николая Митрохина и депутата Государственной Думы РФ Виталия Богданова. Участники творческого коллектива представили на суд слушателей русские, украинские и молдавские народные песни в авторской аранжировке. Среди них «Ой там, на гори» (знакомая по мультфильму «Жил-был пес»), «Однозвучно гремит колокольчик», «Думы мои, думы», «Как пойду я на быструю речку», «Ах ты, степь широкая», «Ла мулць ань»… Все песни исполняются а capella (без инструментального сопровождения), поэтому сравнить их с эстрадным вариантом просто невозможно. Эта грань непреодолима! Диакон Дмитрий Коваль считает, что большинство людей на постсоветском пространстве сегодня оказались не только не привычны к церковным песнопениям, что, учитывая 80 лет государственного атеизма, вполне понятно, но и отвыкли от восприятия народной музыки в чистом виде. Разумеется, фольклорные корни дали весьма разнообразную поросль. И право на существование имеют все ветви древа. Да и создается разная музыка для разных ситуаций. Но те, кто думают, что Верка Сердючка – это всё, на что оказалась способна украинская культура, ошибаются. Самое печальное, что потребитель подобного рода псевдонародности подчас просто не имеет с чем сравнивать. Так вот, «Южный глас» - открывает мир народной песни во всей её подлинной и первозданной глубине. 12 декабря 2007 г. тираспольчане в очередной раз имели возможность убедиться в этом. Как писали о концерте в прессе, «прекрасное смешение голосов тенора, баритона и баса придавало исполнению особую торжественность и возвышенность… С уверенностью можно сказать: никого из присутствующих в зале не оставили равнодушными эти поистине божественные голоса». В программе впервые исполнялись песни, написанные современными композиторами. Особенно трогательно прозвучала «Выйду ночью в поле с конем». Авторы этого широко известного произведения - продюсер группы «Любэ» композитор Игорь Матвиенко и поэт Александр Шаганов. Композиция являет собой классический пример превращения талантливой авторской песни в народную. Вообще, отношение к тенденциям в современной музыкальной культуре у «Южного гласа» неоднозначное. Так, неприемлемым для себя отец Дмитрий считает соединение в музыке несоединимого по сути. Типичный и наиболее популярный пример – такие группы как «Энигма», «Эра», «Грегориан». Их хиты приобрели мировую известность благодаря использованию грегорианских песнопений вкупе с мистическими (а подчас явно антихристианскими) текстами, электронным звучанием, ритмичными зарисовками и медитативным фоном. Едва ли католическая церковь одобряет подобные эксперименты... Как писал православный богослов Андрей Кураев: «Победа Церкви над язычеством Римской империи была победой серьезности над легкомыслием, честности над религиозным китчем. Однако в современном мире вновь торжествует идеал религиозной всеядности». Отец Андрей сокрушается, что большинство верующих в России в соцопросах отмечают свою принадлежность к РПЦ, а на деле «если подойти к человеку на улице и спросить: что именно за последние годы Вы узнали о православии – в ответ будет тишина…».
0