2154

Чем хороша Молдова?

Молдова должна повысить свою привлекательность в глазах туристовТекст: Анна ОбскаяНедавно беседовала с корреспондентом итальянского туристического журнала. Он признался: «Мне нравится у вас в Молдове. Страна не потеряла самобытность, и в то же время такая современная. Люди открытые. Но…» Этих «но» было несколько.А именно три: дорогие авиа-билеты, гостиницы и отсутствие литературы на английском о Кишинёве, о разных достопримечательностях — не просто гиды, а информация о конкретных населённых пунктах или объектах.За те 400 евро, что заплатил итальянец в оба конца, он мог бы дважды совершить перелёт в Вену. А если пользоваться скидками, то и трижды.Гостиницы обходятся интуристу примерно в такую же сумму, как номер в отеле в странах золотого миллиарда.О туристической литературе пока приходится только мечтать. Кроме скудных гидов, десятка брошюр с краткой информацией и журнала «Moldova Turistika» ничего нет. Хотя в любой другой стране подобной литературы — горы.Министр культуры и туризма Молдовы Артур Козма тоже недоволен. Он считает, что цены — одна из причин, тормозящих развитие отрасли: «Нелогично, когда 60 процентов стоимости турпакета в Молдову составляет цена авиабилета. В других странах это 20 процентов, максимум — 30. Я понимаю наши авиакомпании: нет туристов — дороже билеты. Но нет туристов, потому что мало рейсов. Замкнутый круг. Кому-то надо его разорвать. Я говорил с господином Византом (руководитель Государственного Агентства гражданской авиации — прим. авт.), надо искать какие-то формы, надо приглашать западные компании, которые по минимальной цене будут обеспечивать пассажирские авиаперевозки. И если мы этот круг не разорвём, о каком туризме можно говорить? Не может турист позволить себе выложить за поездку в Молдову 300-400 евро, когда в Европе перелёт (я сейчас говорю о дешёвой поездке) стоит 25-30 евро. А у нас 300-400 евро!»,- возмущается Козма.Та же ситуация и с гостиницами. Они уютные, гостеприимные, но в большинстве своём маленькие, а потому на количестве приезжающих не заработать. Приходится поднимать цены.Отсутствие достаточной литературы упирается в недостаток средств. Денег в Фонде поддержки развития туризма, образованного не так давно — кот наплакал. Всего 400 тысяч леев в год. И в минкульте ломают голову: на выставку международную потратить или купить литературу? Для примера, в Прибалтийских странах на туризм ежегодно расходуют миллион евро, в Румынии — 7 миллионов евро, в Турции — 35 миллионов евро, в Греции — 150 миллионов евро. Мы, конечно, не Греция и не Турция. Но 400 тысяч леев — меньше сорока тысяч долларов — это смешно.Мало, что изменилось за этот год и в таких раскрученных туристических местах как Сахарна, Ципова. Не появилось и новых маршрутов. Потому что инфраструктура не позволяет. В Ципова, например, ехать желательно на танке, так как дороги там разбиты. В Сахарну, пока доедешь, - душа наизнанку. Туалетов там нет. Руки помыть негде. В Сахарне — грязь, мусор, в ларьках — сомнительного качества закуски.Перед глазами — красивейшие пейзажи Ципова и скальный монастырь с восьмивековой историей, и когда туда попадаешь — плевать на разбитую дорогу. А может, провести воскресенье в старообрядческом селе Кунича? Живописном, где в выходные в центре села секонд-хэнд продают, а подъехать к монастырю невозможно, - нужно в гору идти пешком. А оно всё равно уникально, трогательно, незабываемо. Стоящие в лесах храмы монастыря Курки, разбросанные по территории стройматериалы, - перестают смущать, когда монах показывает трапезную или подвалы-хранилища, рассказывает о тайном подземном ходе и иконах, которые проявлялись всегда сквозь краску, сколько б раз не замазывали лики святых. А малюсенькая, возвышающаяся над землей лишь крышей, церковь в Каушанах! Это же единственное, что осталось от столицы завоевателей. Там лики до сих пор смотрят пустыми глазницами на редкого туриста: турки выкололи святым глаза, когда лошади — а церковь была превращена в конюшню, - пали всего за одну ночь. Но в эту церковь, чтобы попасть, нужно договариваться, искать «женщину, у которой ключ».***Несмотря на массу проблем, перспективы у туристической отрасли Молдовы есть. И многое уже для продвижения нашей страны делается. Министерство культуры и туризма при поддержке туроператоров и частных компаний участвует в международных выставках. В этом году стенд нашей республики был представлен на форумах в Москве, Стамбуле, Берлине, Лондоне. Из столицы Великобритании вернулись с победой: о Молдове будет снять промо-фильм, который покажут в десяти странах мира. В нашу страну приедет группа иностранных журналистов и в зарубежной прессе появятся статьи о Молдове. «Мы продвигаем, поверьте мне, Молдову всеми возможными средствами, участвуем во всех выставках. В том числе, закупаем и прекрасный журнал «Мoldova Turistika», который мы тоже в огромных количествах передаем во все посольства, во все представительства. Нам уже присылали письма из посольства США: «Дайте нам этот журнал!» Сейчас мы готовимся к участию в январе в выставке в Швеции. Также в январе отправимся в Голландию, потом — в Москву… На нашем стенде — флаг, вина, реклама турагентств, сувениры, литература. Посетители проявляют интерес к нашей стране, особенно, к сельскому туризму, нашим винам, нашим прекрасным винным подвалам, к красоте нашей земли», - рассказывает министр культурыСреди завоеваний туристической отрасли страны в этом году — возросшее количество приезжих. На Дни вина в прошлом году к нам прибыло около 35 тысяч иностранных гостей. В этом году — 55 тысяч. Немало людей привлёк в страну и фестиваль «Мадам Баттерфляй». Приезжают и будут ездить на «Мэрцишор». Нужны идеи. Ещё несколько таких крупных событий, несколько успешных выступлений на «Евровидении», ещё одна победа на конкурсе типа «Новая волна», постоянное участие в выставках по туризму — и количество гостей будет расти в геометрической прогрессии.Артур Козма раскрыл свою идею организовать летом (а в это время года ярких событий в стране, кроме фестиваля в Кагуле, нет) конкурс народного танца. В какой форме он будет проходить, какой именно танец нужно исполнить — это уже детали. Главное, привлечь новых туристов, завоевать их сердца и — как результат — заработать на приезжих деньги.Несколько ярких событий ожидает нас в 2008, объявленном Годом династии Кантемиров. В Кишинёве будет установлен памятник Дмитрию Кантемиру, копию которого отправят в подмосковное Царицыно. А 2009-й, подготовка к которому уже началась — 650-летие молдавской государственности. К этой дате планируется отреставрировать Каушанскую церковь и Сорокскую крепость. Полным ходом идёт ремонт монастыря Курки. Во всём великолепии сегодня другая обитель — Каприяны. И дорога к ней отличная, даже смотровая площадка есть!Продвигается вопрос и о создании туристических зон, воспринятый сначала многими с немалой долей скепсиса. Предлагалось облагораживать туристические объекты или красивые ландшафты, а государство взяло на себя обязанность провести к границам такой зоны электричество, воду, дорогу. Пока в Министерстве культуры и туризма обсуждаются проекты двух зон — одна близ Старого Орхея, другая — в Сороках, на Днестре. Возможно, уже в следующем году проекты будут утверждены и появятся в этих местах необходимые для туристов скамеечки, киоски, туалеты, кафе.Может пока туристическая отрасль Молдовы и непрезентабельно выглядит в глазах избалованного отличным сервисом иностранца. Но о нас все, побывавшие в стране, хорошо отзываются. И у Молдовы отличные шансы сделать туризм одной из ведущих отраслей. ( http://www.puls.md/article.php?id=422 )
0