Румынский патриархат "не считает Молдавию отдельным государством": Молдавия за неделю
Молдавия - Румыния: "Решение о переводе молдавского языка на латиницу было антинациональным и абсурдным"Провокационные заявления руководства Румынии, "церковная экспансия", истерия в бухарестской и проунионистской кишинёвской прессе - всё это элементы "большого наезда" на государственность Республики Молдова, пишет "Пульс". Президент Румынии Траян Бэсеску, выступая перед студентами университета "Нижний Дунай" в городе Галаць, заявил буквально следующее: "румыны с обоих берегов Прута не будут долгое время разделены и объединятся в рамках ЕС". Далее румынский лидер обрисовал картину библейского Страшного суда, правда - очень локального, а скорее - озвучил синопсис зреющего в его голове хоррора из сериала "Ночь оживших мертвецов", отмечает издание. Цитируем: "Риббентроп и Молотов встанут из могил от негодования, что намеченной ими границы уже не существует". Правда, восстанет ли из могилы также нацистский маршал Антонеску - от радости, - президент Бэсеску так и не сообщил. "Мы разделённый народ! Позже или раньше, всё равно мы будем вместе, пусть даже в составе Европейского Союза", - заключил президент Румынии. Господин Бэсеску так часто повторяет эту фразу, что возникает невольная мысль: а может это какое вудуистское заклинание из ритуала оживления Риббентропа и Молотова? - пишет газета. Если серьёзно, такой, мягко говоря, утилитарно-экспансионистский подход - и к европейскому членству Румынии, и к европейским устремлениям Кишинёва, пусть оценивают в Брюсселе, продолжает "Пульс". Это, в конце концов, не такой уж и сложный вопрос, отмечает издание. Для того ли Румынию принимали в ЕС, чтобы она получала новые рычаги для реализации территориальных претензий к независимым государствам, в частности - к Молдавии? Но, если память не изменяет, Брюссель уже высказался по этому поводу, причём - довольно резко, пишет газета. Агрессивная реакция Бухареста на высказывания Кальмана Мижея, официального представителя Брюсселя, не оставляла сомнений в том, что румынские власти пренебрегут его рекомендациями. Так и вышло, отмечает издание. Траян Бэсеску на той же встрече в Галаце в очередной раз объявил, что будет выдавать румынское гражданство жителям "Бессарабии" безо всяких ограничений и по ускоренной схеме. Это - совершенно недопустимый вызов, который эксцентричный румынский лидер бросил объединённой Европе, частью которой является сама Румыния, пишет газета.О том, что в "европейской Румынии" пренебрежительно относятся к европейским правилам, писалось не раз, и не два, пишет "Пульс". Характерно и другое: обычно игнорирование Бухарестом канонов, на которых стоит и стоять будет Европейский Союз, так или иначе, связано либо с государством Республика Молдова, либо с теми или иными элементами молдавской идентичности, отмечает издание. Скажем - с молдавским языком. Буквально на днях посол Румынии в Молдавии господин Теодореску на пресс-конференции в очередной раз заявил, что такого языка не существует в природе. При этом он несколько туманно ссылался на "европейскую суверенность" Румынии, которая и не позволяет, дескать, признавать молдавский язык. Если исходить из этой логики, то Бухаресту должно было показаться, как минимум, странным, что ЕС внёс молдавский язык в реестр европейских языков, наравне с румынским, пишет газета.Железобетонная позиция Румынии по названию государственного языка Республики Молдова, зафиксированного в Конституции страны, могла быть заметно смягчена в глазах Брюсселя, признай Бухарест хотя бы молдавский этнос, продолжает "Пульс". Но и в этом вопросе румынские власти проявляют удивительную для европейского государства некомпромиссность, пишет газета. Единственным признаком, который служит в современной Европе безошибочным признаком существования того или иного этноса, является национальная самоидентификация граждан. Очевидно, что Бухарест, отказывая молдаванам в праве на существование, идёт поперек европейский правил, отмечает издание. Вот вам и вся "европейская суверенность" Румынии, подводит итог газета.В очень давний и в высшей степени принципиальный спор о том, имеет ли право на существование молдавский язык, которого (по мнению не только бухарестских политиков определенного сорта, но даже и отдельных, чересчур заумных личностей из румынского научного мира, без серьезных оснований на то называющих себя "учеными лингвистами", одержимых манией возрождения "Великой Румынии"), якобы вообще "не существует в природе", на днях была внесена, вроде бы, полная ясность: уважаемый в равной степени как в Бухаресте, так и в Кишиневе, Европейский союз официально признал факт существования молдавского языка, пишет "Коммерсант Plus". Спорить с этим решением Бухаресту очень трудно, да и небезопасно, отмечает издание. Ведь на сей раз такой вердикт вынесен не русскими, не молдаванами, а самими западноевропейцами, мнение которых до недавнего времени было в Румынии непререкаемо.Ясно, что подчеркнуто политкорректные чиновники Евросоюза в своём решении руководствовались конституционным названием государственного языка Республики Молдова, продолжает "Коммерсант Plus". Раз записано в Конституции Молдавии, что её государственный язык называется молдавским, то какие же тут, спрашивается, могут быть споры и сомнения? А уж, с каким другим языком он схож или даже идентичен - это уже сугубо специфическая сфера деятельности профессиональных лингвистов, а вовсе не политиков. Нарастающая же активность румынских политиков и ангажированных ученых из-за Прута в вопросе о наименовании языка далеко не случайна. Утверждая, что молдавского языка "не существует в природе", они одновременно утверждают также и то, что не существует и самого молдавского народа. Тот факт, что некоторые всё-таки упорно именуют себя молдаванами, а свой язык - молдавским, рассматривается ими лишь как некое "недоразумение", как следствие "антирумынской" политики Москвы времен Иосифа Сталина. Румынские политики и "ученые" и сегодня по-прежнему считают, что молдаване якобы говорят на неком диалекте румынского языка, а "молдавский язык" является не чем иным, как "искусственным языком, созданным по приказу Сталина для доказательства обоснованности отторжения Бессарабии от Румынии". Отсюда неизменно следует весьма подловатый "логический вывод" с чётким политическим подтекстом о необходимости объединения Молдавии с "матерью-родиной Румынией", дабы все румыны "жили и процветали" в одном едином румынском государстве. Таким образом, всё время подогреваемый Бухарестом спор о том, имеют ли молдаване право на свой язык, каждый раз перерастает из сугубо научной лингвистической дискуссии в дискуссию политическую, что не может (и не должно!) не вызывать вполне оправданной настороженности и соответствующей негативной реакции со стороны официального Кишинева, отмечает издание.Учитывая это немаловажное обстоятельство, нельзя не согласиться с известным западным экспертом Владом Сокором, который совершенно справедливо считает: "Вне зависимости от научной истины, выбор названия языка - всегда политическое решение. А главным критерием этих политических решений должен быть во всех случаях демократический выбор граждан государства", пишет "Коммерсант Plus". Исторический выбор этот, как известно, молдавским народом был сделан, отмечает издание. Причём сделан он был и не сегодня, и даже не вчера, а много веков тому назад. Тогда, когда никто и нигде в мире ещё ничего не знал и не слышал о "румынах" и румынском языке по той элементарной причине, что их просто не существовало. Но как справедливо отметил глава союза "Свободная Россия", политический эксперт Модест Колеров, главный удар по молдавской идентичности нанесла всё-таки вовсе не Румыния, а сама молдавская политическая элита, "тихой сапой" протащив в 1989 году через Верховный Совет МССР закон, согласно которому молдавскому языку была "милостиво возвращена" латинская графика". Странное заявление это о каком-то её "возврате" было, безусловно, совершенно абсурдным с исторической точки зрения и абсолютно немотивированным научно, поскольку молдавский язык всегда опирался на кириллицу, а вовсе не на чуждую ему латиницу, пишет газета. Принятое под сильным влиянием со стороны культивирующего унионистские иллюзии Бухареста, это решение, фактически, создавало для румынизаторов всех мастей по обе стороны Прута чрезвычайно выгодный в стратегическом плане плацдарм для дальнейшего наступления не только на позиции молдавской национальной идентичности, но и, что самое важное, на молдавскую суверенную государственность. Абсолютно прав Модест Колеров и в том, что "именно тогда, в 1989 году, молдавская политическая элита, представленная коалицией национал-радикалов и национал-коммунистов, совершила акт, близкий к национально-культурному самоубийству", пишет газета. Поэтому правы все те честные и неангажированные Бухарестом молдавские историки - патриоты, которые считают, что было бы исторически справедливым, оправданным и правомерным, если бы в 2009 году официальный Кишинев праздновал не только 650-летие молдавской государственности, но и юбилей молдавской кириллицы, на которой исполнены все дошедшие до нас документы молдавских господарей, в том числе и Штефана чел Маре, продолжает "Коммерсант Plus". На кириллице, кстати, исполнена и надпись на известной "большой печати" этого великого молдавского господаря. Крайне трагически "аукается" сегодня недальновидное, более того - антинациональное, по определению, решение той части молдавской политической элиты, которая без совета со всем молдавским народом приняла решение о переводе молдавского языка на латиницу, то есть, говоря начистоту, фактически превратила его в румынский язык, пишет газета.Впрочем, если часть голосовавших за это решение депутатов ВС МССР, действительно, "не ведала, что творит", то главные организаторы и вдохновители этого черного дела были целиком и полностью "в курсе", пишет "Коммерсант Plus". А курс они, как всем сегодня известно, твёрдо держали на скорейшую унию с Румынией, потому и расчищали ей дорогу, в том числе и в общественном сознании, отмечает издание. В этой связи стоит вспомнить, что даже такой коренной молдаванин, как Мирча Снегур, бывший секретарь ЦК КПМ-КПСС, странным образом преисполнившийся "великорумынскими идеями", в своём интервью зарубежным журналистам в сентябре 1991 года с предельной откровенностью заявил о "временном характере" молдавской независимой государственности, за которой, как он был уверен, уже вскоре последует её непременное воссоединение с Румынией. Так что какие-либо "случайности и недоразумения" при принятии решения о переводе языка молдавского народа с исконной кириллицы на чуждую ему латиницу, абсолютно исключаются. Всё было предварительно хорошо продумано и просчитано в Бухаресте, а затем "доведено" до его агентов и адептов в Кишиневе, водрузивших над молодой Республикой Молдова не исторически достоверное знамя Штефана чел Маре, а румынский триколор. Единственное, что сорвало преступные планы унионистов так это лишь упорное и мужественное сопротивление им со стороны той части молдавского народа, которая проживает в Приднестровье. Именно они, молдаване-патриоты Транснистрии, фактически спасли тогда едва вставшую на ноги независимую Республику Молдова от той печальной участи, которая постигла в 1918 году её предшественницу - Молдавскую Демократическую Республику, отмечает издание.Известно, что истинно национальным настроением молдавского народа является его стремление сохранить и развить свою историю, свою культуру, свой язык, на котором разговаривали его предки и 650 лет тому назад, продолжает "Коммерсант Plus". В то же время, некоторые запрутские политики и их идеологическая обслуга, а также их ангажированные приспешники в Молдавии изо всех сил пытаются доказать, что никакого молдавского языка не существует, а следовательно, нет и никаких молдаван. Для того чтобы понять, с какой это стати Бухарест и его агентуру в Кишиневе так сильно волнует вопрос о названии языка, на котором говорят молдаване, много ума не надо. Учитывая, что румынская политическая элита и её тайная и явная агентура в самой Молдавии по-прежнему возлагают большие надежды на возможность реализации своих унионистских планов, совершенно понятно, во что обойдётся властям Молдавии любая уступка в вопросе о национальной идентичности молдавского народа и его праве на язык своих предков, подводит итог издание.Беспорядок, который в 1991 году начали румынские секретные службы в Республике Молдова, постоянно поддерживал состояние политического конфликта на уровне национальной принадлежности. Об этом говорится в статье, опубликованной в газете Moldova Suverana. Статья цитирует журналиста Михая Конциу, который в конце прошлой недели публично признался, что с 1998 по 2005 годы был агентом Службы внешней информации Румынии по Республике Молдова и раскрыл свой статус после предательства со стороны вышестоящих чинов. В опубликованном материале, последнем из серии на эту тематику, Конциу обещает представить в будущем другие разоблачения с вескими доказательствами. По его утверждениям, главная проблема Службы внешней информации Румынии, спровоцировавшей дипломатические катастрофы в молдавско-румынских отношениях, заключается в том, что вся собранная в Молдавии информация просеивалась сквозь сито прорумынских суждений местных информаторов, интеллектуалов и нескольких политиков. Как заявил Михай Конциу, некоторые лидеры прорумынского движения Молдавии бесстыдно манипулируют наивностью рядовых людей. Так называемая независимая и прорумынская пресса Республики Молдова продвигает ложную идею, что в напряженности в молдавско-румынских отношениях якобы виноват президент Владимир Воронин. Конциу утверждает, что из-за деятельности румынских спецслужб президент Воронин оказался в крайне деликатной ситуации - он вынужден позиционировать страну под легитимной защитой от конфликтной ситуации, созданной и поддерживаемой румынскими спецагентами в Республике Молдова. В завершение материала Конциу поставил точку в отношениях с Румынией, поскольку она его предала, и заявил, что вернется на страницы Moldova Suverana в рубрике под другим форматом, пообещав со временем предложить еще более сенсационные сведения.Официальная партийно-государственная пресса Молдавии с упоением пересказывает откровения бывшего секретного агента секретных служб Румынии некоего Михая Концю, который поведал о том, как секретные денежные фонды этих служб секретным же образом исчезали в Кишиневе, пишут "Молдавские ведомости". А исчезали они потому, утверждает Концю, что их, если называть вещи своими именами, разворовывали офицеры, присланные в Кишинев из Бухареста, и их местные агенты. Ничего необычного в этой ситуации нет, отмечает издание. Нечто подобное давно описано в художественной литературе, например, в романе Джона Ле Карре "Наш человек в Панаме", герой которого - английский шпион - слал в Лондон шифровки о подготовке очередного госпереворота в Латинской Америке, а выделявшиеся на подготовку оного фунты благополучно спускал в казино. Необычно то, что откровения Концю с таким упоением перепевает коммунистическая пресса, пишет газета. А ведь если взглянуть в корень, то получается, что коммунисты со всеми их хвалеными спецслужбами прошляпили такого "крота" под самым своим носом, отмечает издание. На протяжении нескольких лет этот самый румынский агент, который и зимой, и летом ходит по Кишиневу нестриженный, в белых штанах и в кожаной жилетке, встречался с местной творческой братией, открыто работая на виду у молдавской контрразведки, и ему за это ничего не было, пишет газета. Этот агент внедрился в святая святых - президентский медиа-холдинг, где мог легко разнюхать все секреты "кишиневского двора" и механизмы его функционирования. И это еще не все: а где гарантия, что этот Концю и по сей день не работает на румынские спецслужбы, уже под прикрытием ведущего автора правительственно-коммунистической газеты Moldova Suverana? - отмечает издание.Еще раньше молдавская контрразведка "прохлопала" еще одного "казачка", засланного не куда-нибудь, а в самую что ни на есть администрацию президента, и не на какую-нибудь третьестепенную техническую должность, а советником главы государства по особым поручениям, продолжают "Молдавские ведомости". Речь идет о Серджиу Мокану, который, едва покинув аппарат президента, тут же достал из кармана свой румынский паспорт и помахал им на глазах у публики на пресс-конференции в Кишиневе, отмечает издание. Тщательнее надо, товарищи СИБовцы, тщательнее! - подводит итог газета.Межцерковное противостояние: Румынский патриархат "не считает Молдавию отдельным государством"Переговоры Русской и Румынской православных церквей кончились ничем: стороны так и не выяснили, чьей канонической территорией является Молдавия, пишет "Независимая Молдова". Судьба трех епархий, учрежденных РумПЦ на территории Украины, Молдавии и Приднестровья, по-прежнему остается под вопросом. 23 ноября в Болгарии в монастыре Троян завершилась встреча представителей Русской и Румынской православных церквей. Основной темой переговоров стало недавнее решение синода Румынской православной церкви (РумПЦ) учредить три епархии на территории Украины и Молдавии, вызвавшее негодование Московской патриархии. РПЦ расценила происходящее как вторжение на ее каноническую территорию.Первая с 1992 года официальная встреча началась нервно: румыны попросили покинуть переговоры иерарха Болгарской православной церкви митрополита Ловчанского Гавриила, который присутствовал на них как представитель принимающей стороны (в свое время архимандрит возглавлял подворье Болгарской православной церкви в Москве), продолжает "Независимая Молдова". В итоге тот вышел из зала. Но и после этого обстановка оставалась накаленной, отмечает издание. Как и следовало ожидать, переговоры ни к чему не привели: каждая из сторон осталась при своем мнении, пишет газета. Румынская делегация настаивала, что Молдавия "никогда не входила в каноническую территорию РПЦ" и поэтому обвинения Московского патриархата "беспочвенны". Представители Русской православной церкви привезли с собой "все исторические документы, которые свидетельствуют, что ни в XIX веке, когда территория Молдавии находилась в составе Русской православной церкви, ни после Второй мировой войны не было никаких посягательств Румынской церкви на то, что молдавская территория является ее канонической территорией", сообщил участник делегации РПЦ епископ Егорьевский Марк. Представители Московского патриархата также заявили, что существование Бессарабской митрополии (она находится под юрисдикцией РумПЦ) "разрушает канонический порядок на территории Молдавии. Кроме того, прозвучали слова о том, что священников в Бессарабскую митрополию зазывают обещаниями денег, которые выплачивает им румынское государство, отмечает издание.Иерархи румынской церкви считают, что Молдавия - это часть Румынии, а апостольские каноны и решения Соборов "устарели", пишет "Независимая Молдова". "Решение иерархов Румынской православной церкви вносит раздор не только в православную церковь Молдавии, но и сеет недоверие и даже неприязнь между молдавским и румынским народами, и атакует устои православного мира, - сказал епископ Бельцкий Маркел, участник делегации Русской православной церкви на переговорах в монастыре Троян. - Такие интервенции редко встречаются в исторической практике. Православному человеку, православному архиерею, не говоря уже о целом Синоде, такой дух дерзости чужд. Мы призываем людей к сохранению спокойствия, к принятию взвешенных решений в самые сложные моменты. И вдруг принимается решение, которое ставит под сомнение целостность нашего государства, раскалывает общество, ставит под сомнение устои православной церкви. Безусловно, это в первую очередь политическая проблема. Решение о создании Бессарабской митрополии, которая была признана только Румынской патриархией и узаконена на территории Республика Молдова под давлением европейского суда, носит на себе печать, в первую очередь, политического характера. В нашей православной Республике Молдова, где более 93 процентов населения исповедуют православную веру, достаточно успешно разворачивает свою деятельность Православная церковь Молдавии. Спрашивается, какими неполитическими причинами вызвана попытка дублировать церковные структуры? Зачем нужно, чтобы население Молдавии перешло под юрисдикцию Бухареста? Боюсь, что это попытка воплотить давнюю мечту унионистов о присоединении к Румынии. Очень важно учесть, что в Республике Молдова совершенно другая система служения священнослужителей по сравнению с Румынской. Наша церковь отделена от государства, а вот в Румынии эта церковь внесена в состав государства. Священнослужители получают зарплату из государственного бюджета и становятся проводниками политики румынского государства"."Хотел бы отметить, что на переговорах румынская делегация даже не пыталась скрыть унионистскую тенденцию, - продолжил епископ Бельцкий Маркел. - Более того, эти настроения доминировали среди членов комиссии Румынского патриархата. Сначала они избегали слов "Республика Молдова" и упорно говорили "Бессарабия". Я попросил употреблять по отношению к нашей стране ее официальное название. Тогда члены румынской делегации перешли к выражению: "Так называемая Республика Молдова". Когда наша делегация заявила, что Румынская православная церковь нарушила апостольские каноны и решения Поместных и Вселенских соборов, то члены румынской делегации очень удивились. Они сказали, что эти каноны устарели (!), и нужно "пересмотреть наше восприятие этих канонов". Они сказали, что каноны были бы актуальны, если бы дело касалось, например, прибалтийских или любых других государств. А так как речь идет о "так называемой Республике Молдова", то здесь совершенно нет места дискуссии - потому что у себя дома они могут позволить себе то, что они пожелают. Я не заметил, чтобы хоть у кого-то из членов румынской делегации вздрогнул хотя бы мускул на лице. Они действительно не считают Республику Молдова отдельным государством. Они действительно верят, что наша независимость - это временное явление, а с нашим суверенитетом можно не считаться. Я думаю, что у нас впереди - большие трудности и большие проблемы. Я призываю всех православных Молдавии быть спокойными и сознательными, не допустить церковного раскола, потому что он неминуемо перейдет и в общество. Православная церковь Молдавии - это исток, связующее звено и фундамент нашего государства. Именно ее сейчас расшатывают иерархи Румынской православной церкви. Для того чтобы преодолеть этот конфликт, необходимо убрать, отодвинуть в сторону всякую политику. Очевидно, что румынские священнослужители попали под действие чрезмерно политизированных государственных властей и просто-напросто выполняют политических заказ. Тем не менее, мы выразили надежду, что кризис будет преодолен совместными усилиями, и что диалог должен быть продолжен. Незнание и молчание может спровоцировать многие неприятности среди прихожан не только молдавской, но и румынской церкви". ("Независимая Молдова")Бухарест с лёгкостью опрокидывает каноны церковные, каноны строгие, выработанные и сформулированные на протяжении веков, пишет "Пульс". Скандал, связанный с открытием румынской патриархией трёх новых приходов так называемой Бессарабской митрополии на территории Молдавии продолжает набирать силу, отмечает издание. 23 ноября в Болгарии в монастыре Троян завершилась встреча представителей Русской и Румынской православных церквей. Завершилась - безрезультатно. Для начала румынские батюшки выставили за дверь болгарского митрополита Ловчанского Гавриила, который присутствовал на переговорах как представитель принимающей стороны. Затем они повергли всех в шок беспочвенным заявлением, что "Молдавия никогда не входила в каноническую территорию Русской Православной Церкви". И добавили: апостольские каноны и решения Соборов "устарели".Это - настоящая бомба, заложенная под мировое православие, продолжает "Пульс". Подобное могли заявлять политики, но никак не священнослужители, отдающие себе отчёт в важности и незыблемости канонов, пишет газета. Впрочем, очень скоро выяснилось, что румынские священники, как раз и озвучивали, ну или как минимум проявляли солидарность с позицией государства, от которого получают зарплату, отмечает издание. Очевидно, что Бухарест, невзирая на европейский статус, не намеревается отказываться от территориальных претензий на территорию "Бессарабии" (а также - на целые области Украины), подводит итог газета.Очередной виток напряженности, возникший после принятия 23 октября священным синодом Румынской православной церкви решения о "реактивации" трех "исторических" епархий (в составе "реактивированной" им же в 1992 году "Бессарабской митрополии") в ее отношениях с Русской Православной Церковью, вполне естественно, вновь актуализировал дискуссии, как о сомнительной каноничности этой церковной структуры, так и о роли, которую играет во всей ее пятнадцатилетней истории политический фактор, пишет интернет-издание Ava.md. Не нужно быть богословом, чтобы заметить, что ссылка на 34-е правило Святых Апостолов, которыми оперируют ее адепты, мягко говоря, некорректна. "34 апостольский канон учреждает этнический принцип для организации церквей, и согласно этому принципу именно Русской церкви нечего искать" в Молдавии, заявил недавно румынской газете Cotidianul советник "Бессарабской митрополии" Влад Кубряков. Но так ли это? - задается вопросом издание. Правило гласит: "Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух". Очевидно, что в данном случае делается упор лишь на слова "всякого народа", имея в виду румынский народ. Однако даже при таком грубом выдергивании из совершенно иного по смыслу контекста, все равно, концы с концами не сходятся, отмечает Ava.md. Разве что, если пойти на явную подмену понятий "народ" и "этнос": мол, коль скоро в Республике Молдова (она же, в интерпретации румынских националистов, бывшая и будущая провинция Бессарабия в составе Румынии) есть люди, идентифицирующие себя как румыны, то у них должна быть своя, Румынская церковь. Но подобное не согласуется не только с современной трактовкой слова "народ" (как совокупности граждан государства, независимо от этнической принадлежности каждого, то есть речь идет о так называемой политической нации), но и с тем, как оно понималось во времена апостолов (население отдельной провинции или даже крупного города), пишет издание. Таким образом, ни 34-е, ни другие восемьдесят четыре правила организации "единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви" не дают оснований для опоры на этнический принцип, отмечает издание.Вера Христова универсальна, и ничего не мешает православным Молдавии, считающим себя румынами, ходить в храмы Кишиневско-Молдавской митрополии в составе Московского патриархата, продолжает Ava.md. В них что, не то же самое духовное окормление происходит, что и в храмах Румынской православной церкви? - пишет издание. Вопрос из категории риторических, потому что собственно церковных, канонических оснований для функционирования "Бессарабской митрополии" как не было, так и нет. Все с самого начала было густо замешано на политике, отмечает Ava.md.В 1992 году внутри Румынской церкви, кстати, отнюдь не все приветствовали намерение восстановить "Бессарабскую митрополию", пишет Ava.md. Звучали голоса, среди тех же специалистов в области канонического права, которые предупреждали о негативных последствиях такого шага, в том числе о неизбежном обострении отношений с Русской Православной Церковью. Увы, вверх взяла пресловутая "политическая целесообразность", выражающаяся в необходимости возрождения "духа румынизма" на "оккупированных румынских территориях". Все это, разумеется, - голая политика, причем националистически окрашенная, но в том-то и дело, что всю недолгую историю этой митрополии ее вплотную сопровождает вполне конкретный, можно сказать, персонифицированный партийно-политический интерес. В Молдавии функционирование "Бессарабской митрополии" отнюдь не случайно напрямую связывают с деятельностью бывшего Народного фронта, ныне Христианско-демократической народной партией (ХДНП) и ее лидерами Юрием Рошкой и уже упомянутым Кубряковым. Последний - не только "митрополичий" советник (входя в данном качестве в состав делегации иерархов Румынского патриархата на переговорах с Московским патриархатом), но возглавляет парламентскую фракцию ХДНП и является ее вице-председателем. Что позволяет ему весьма успешно лоббировать интересы "подведомственной митрополии" в различных инстанциях. Даже в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) ее представлял, где молдавское правительство бездарно проиграло иск, поданный в связи с отказом в регистрации этой церковной структуры. Столь явная связь "Бессарабской митрополии" с названным тандемом позволяет не только наиболее ярым ее противникам, но даже вполне толерантно относящимся к ней людям считать эту митрополию филиалом ХДНП, отмечает Ava.md.Нынешнее обострение отношений между Русской и Румынской православными церквями, обернувшееся новым ударом по единству и без того не слишком сплоченного православного мира, можно считать своеобразным ответом (еще одним!) на воссоединение Московского Патриархата с Русской православной церковью за границей, пишет Ava.md. Подписание 17 мая 2007 года в московском Храме Христа Спасителя Акта о каноническом общении Русской православной церкви в Отечестве и за границей далеко на всем пришлось по вкусу и в Вашингтоне, и в Брюсселе, отмечает издание. Вот и последовал ответный удар. И, надо полагать, удар не последний в рамках глобального цивилизационного конфликта между миром православия и антихристианским миром секулярных ценностей - конфликта между верой и безверием, между безбожным Западом и потянувшимся к Богу Востоком, медленно и трудно залечивающим нанесенные десятилетиями атеизма раны. Конфликта - при всей условности означенного разделения - по своим сущностным параметрам носящего непримиримый характер. Конфликта, который, быть может, не столь заметен, как прочие, в деталях и регулярно присутствующие в информационном пространстве, но от этого не менее напряженного и судьбоносного. В нем, чаще всего того даже не осознавая, на стороне противников православия активно участвуют разного рода современные "инженеры человеческих душ" - политики, журналисты, представители творческих профессий, ученые. Их антиправославная, в целом антихристианская активность всем знакома, даже привычна. Непривычно и неприятно, когда в этом конфликте, причем по ту сторону баррикад, оказываются представители какой-нибудь православной церкви-сестры. То ли не воспринимая его адекватным образом, то ли, что еще печальнее, воспринимая, но не находя в себе силы для достойного противостояния, подводит итог Ava.md.Молдавия - Россия: "Всем ясно, что не Молдавия завела в тупик вступление в действие ДОВСЕ"В этом году Республика Молдова на двустороннем уровне обсуждала с Российской Федерацией важные вопросы, связанные с процессом приднестровского урегулирования, что вызвало подозрения и определенное недоверие западных партнеров к Кишиневу, пишет "Независимая Молдова". "Действительно, в последнее время Республика Молдова вела активные консультации с Российской Федерацией, но это вовсе не должно служить причиной для подозрений к позиции Кишинева по приднестровской проблеме, - отмечает директор департамента многостороннего сотрудничества Министерства иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) Анатолий Урекяну. - Так, соответствующие переговоры проведены со всеми субъектами, вовлеченными в процесс урегулирования конфликта в равной мере, без предпочтения России перед ОБСЕ, Украиной, США, ЕС. Что касается ОБСЕ, Украины, США и Евросоюза, они сразу поддержали новые подходы Республики Молдова. Цель наших консультаций с Россией - убедить ее поддержать наши подходы по ведению переговоров в формате "5+2". О содержании данных консультаций наши западные партнеры были вовремя и подробно проинформированы. Если сложилось впечатление, что Россия была в какой-то мере более востребованной, то, возможно, из-за нашего интереса решить и другие накопившиеся на двустороннем уровне проблемы. Цель молдавских официальных представителей заключалась в том, чтобы отделить приднестровскую проблему от других двусторонних проблем. Сегодня, как сказал президент Владимир Воронин, между Республикой Молдова и Российской Федерацией нет других проблем, кроме нахождения общего знаменателя в решении приднестровского конфликта. Благодаря э