Клуб кинопутешественников :-)
Довольно долгое время в Европе существовал миф о "невинности" народов Африки, незнакомых с "пороками цивилизации" (к которым часто относят и гомосексуальные отношения). Английский историк Э. Гиббон в своей "Истории упадка и крушения Римской империи" (The History of the Decline and Fall of the Roman Empire), говоря о гомосексуальных отношениях, пишет: "Я полагаю и надеюсь, что негры в их собственной стране были свободны от этого морального мора". Однако позднее исследователи Бартон и Ливингстон не раз отмечали "безнравственность" африканских аборигенов - это напрямую свидетельствует о том, что "грех, не называемый среди христиан," существовал и среди "неиспорченных" африканцев. Эти утверждения являются одними из многих доказательств существования некогда богатейшей гомосексуальной культуры у народов Африки.Самой ранней иллюстрацией существования гомосексуальных отношений на африканском континенте являются древние картины на скале Сан (Зимбабве). Датированные несколькими тысячелетиями до нашей эры, эти картины изображают "вопиющие сексуальные сцены" между двумя мужчинами.Изучая традиционные обычаи африканских народов, в них также можно обнаружить немало гомосексуальных элементов, которые наиболее часто встречаются в ритуалах.РитуалыКак правило, у первобытных народов мальчик не мог стать полноправным членом племени, не пройдя через ритуал инициации - "посвящения в мужчины". В племени ndembu (Замбия) воин, руководивший обрядом инициации мальчиков, назывался "мужем новичков", а сами посвящаемые - "старшими женами". Одним из этапов "посвящения в мужчины" у ndembu был оральный контакт "мужа новичков" со "старшими женами".Гомосексуальный контакт использовался в обрядах африканских племен не только для посвящения мальчиков в мужчины, но и для различного рода ворожбы. На языке народности bantu (Габон, Камерун, Конго) гомосексуальное общение называлось "bian nku’ma" или "делающее богатым". Согласно немецкому этнографу Гюнтеру Тессману (Gunther Tessman) bantu полагали, что гомосексуальное поведение может принести удачу и богатство. Особенно это касалось активных гомосексуалов.Третий полТак как гомосексуальные отношения осуждаются многими религиями, в некоторых странах Африки это вынудило гомосексуалов составлять особые категории лиц, не причисляющих себя к какому-либо полу. В городе Момбаса (Кения), таких людей называют mashoga. В целом mashoga подобны индийским хиджрам. Как правило, они носят женскую одежду и выступают на свадьбах: танцуют chagkacha (откровенный женский танец) и играют на pembe (женский музыкальный инструмент). По утверждению этнографа Дональда Данхема (Donald Donham) некоторые мужчины племени maale (Эфиопия) также придерживаются женской модели поведения. Избравшие этот путь называют себя ashtime или wobo, одеваются как женщины и имеют сексуальные отношения с мужчинами. Данхем пишет о том, как излагают концепцию третьего пола сами wobo: "Бог создал меня wobo. Если бы я был мужчиной, я мог бы жениться и зачать детей. Если я был женщиной, я мог бы выйти замуж и родить детей. Но я - wobo; я не могу сделать ни того, ни другого".Добрачный опытДевственность в Африке чрезвычайно ценили. Африканские традиции предписывают девушке сохранять девственность до замужества. Поэтому родители, как правило, ограничивают общение достигших полового созревания девочек со сверстниками противоположного пола. Это создает ситуацию, когда в силу недоступности половых отношений с женщиной до брака, африканские юноши вынуждены "набираться опыта" друг с другом.Американский антрополог Мелвилл Херсковиц (Melville Herskovitz), изучавший в 1930-е годы культуру и обычаи народа fon (Бенин), сообщает, что юноши этого народа "…находят удовлетворение в близкой дружбе между собой. Молодой человек может взять другого "как женщину" - эти отношения называются gaglgo. Иногда они сохраняются на протяжении всей жизни пары". Бельгийский миссионер Густав Холстирт (Gustave Hulstaert) в своих воспоминаниях пишет о мальчиках племени bafia (Конго), игравших в игру gembankango. Эта игра, по словам миссионера, неизменно заканчивалась "предосудительными сценами".Другой миссионер - Иоганн Ирл (Johann Irle) рассказывает о существовавшем в племени herero (Намибия) обычае oupanga. Фактически это был гомосексуальный союз, в который вступали неженатые юноши herero. Помимо утех молодые люди, вступившие в oupanga, поддерживали друг друга на войне и охоте. Когда Ирл, пытаясь наставить дикарей на путь истинный, сказал, что гомосексуальные действия в Библии называются "противоестественными", herero ответили ему, что для них и для их предков обычай oupanga всегда был делом обычным и естественным.Мальчики-женыКак утверждает английский антрополог Эдвард Эванс-Причард (Edward Evans-Pritchard), среди мужчин племени azande (Центральноафриканская Республика) "считалось весьма разумным спать с мальчиками, когда женщины недоступны". У народа azande секс между мужчиной и мальчиком, как правило, имел место во время военных действий или перед консультацией оракула - для желающего пообщаться с духами секс с женщинами на некоторое время объявлялся табу. Но, как утверждает Эванс-Причард, мужчины azande вступали в отношения с мальчиками не только из-за ритуальных запретов, но также и "потому, что некоторые любили их". Эванс-Причард пишет: "Воины azande платили семьям мальчиков такой же выкуп как за невесту-девушку… Когда мальчик взрослел, он в свою очередь также брал себе мальчика-жену. После этого его "муж" брал себе нового мальчика-жену… Если другой мужчина вступал в сексуальную связь с мальчиком, его "муж" мог обвинить соблазнителя в прелюбодеянии".К концу двадцатого столетия традиция гомосексуального брака в племени azande практически полностью исчезла.XXI векГомосексуальные элементы издавна занимали значительное место в культуре народов Африки, но в прошлом веке большинство гомосексуальных традиций практически полностью исчезли, ввиду изменившейся степени общественного принятия. Предубеждение по отношению к гомосексуальности было привнесено в Африку вместе с религией - христианством и исламом. Широкое распространение на африканском континенте этих религий приводит к тому, что забываются существовавшие в течение многих веков традиции и ритуалы.В XXI веке многие африканцы придерживаются такого же взгляда на свою культуру и историю, что и Э.Гиббон, и рассматривают гомосексуальность, как негативный элемент, привнесенный в их культуру вместе с цивилизацией. На сегодняшний день гомосексуальные отношения противозаконны в большинстве африканских стран. www.gay.ru