1806

РУМЫНЫ ВЕЛИКИЙ НАРОД С ВЕЛИКОЙ ИСТОРИЕЙ!

Элиаде Мирча. От Залмоксиса до Чингиз-ханаГлава 1. Даки и волкиРЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ИМЕНСогласно Страбону, изначально даки назывались "daoi". Традиция,установленная Эзихиусом, сообщает, что "daos" - фригийское наименование"волка". П. Кречмер объяснил это слово, как производное от корня "dhau":"давить", "сжимать", "душить". Оттого же корня происходит имя лидийцаКаидаулеса, имя фракийского бога войны Кандаона, илирийское "dhaunos"(полк), бог Даунус и др. Название города Даоус-дава, расположенного в НижнейМоэзии, между Дунаем и Aэмycoм, буквально означает "поселение волков".Итак, издавна даки называли себя "волками" или "подобными волкам",похожими на волков. Страбон сообщает, что закаспийские кочевники-скифы такженосили имя "daoi". Латинские авторы называли их "Dahac", а некоторыегреческие историки "daai". Их этническое имя с большой вероятностью восходитк иранскому слову "dahae" - "волк". Однако подобные имена не былиисключением среди индоевропейцев. К югу от Каспийского моря простираласьHyrcania, на восточно-иранском диалекте - Vehrkana, на западно-иранском -буквально - "страна волков" (от иранского корня "veheka" - волк). Кочевыеплемена, заселявшие эту территорию, греко-латинские авторы именовали-"hyrkanoi" - волки. Во Фригии было известно племя Orka (Orkoi).Вспомним о ликейцах Аркадии, а также о Ликии (Lycaonia) в Малой Азии,не говоря уж об аркадском Zеus Lykaios и Аполлоне Ликагенете. Это последнеепрозвище Аполлона означает "рожденный волчицей", вернее, рожденный богинейЛето, принявшей облик волчицы.Имя самнитского племени - луканс - происходит (по ГераклитуПонтийскому)от Lycos-волк. Их соседи, ирпины, обязаны своим наименованиемслову "hirpus", самнитскому "волку". На склонах горы Соракте селилисьсоранские ирпы, "волки Соры". По традиции, переданной Сервиусом, оракулзавещал соранским ирпам жить, "как волки", т. е. захватывая добычу. Этоплемя не облагалось налогами и не подвергалось воинскому набору (Плиний),поскольку считалось, что один из их ритуалов, совершаемых дважды в год(хождение босиком по раскаленным углям), обеспечивает плодородие края. Этотшаманский ритуал, подобно "волчьему образу жизни", свидетельствует одовольно архаичных религиозных представлениях.Можно привести и другие примеры. Заметим лишь, что племена, носящие имяволка, встречались и в довольно отдаленных регионах, таких, как Испания(Лоукентиой и Лукенес в кельто-иберийской Калеции), Ирландия и Англия. Этотфеномен, однако, не ограничивается лишь индоевропейской цивилизацией.Тот факт, что народ получает свое этническое имя от того или иногоживотного, всегда имел религиозный смысл. Вернее, его нельзя расцениватьиначе, как выражение архаической религиозной концепции. В интересующем насслучае допустимо существование нескольких гипотез. Во-первых, можнопредположить, что народ получил имя от бога или мифологического предка,являвшегося в облике волка. В центральной Азии известно несколько вариантовмифа, согласно которому волк женился на принцессе, и от этого бракапроизошел либо народ, либо правящая династия. Однако у даков мы не найдем ниодного упоминания такого рода.Вторая гипотеза допускает, что даки позаимствовали имя у какой-тогруппы беженцев, будь то иммигранты из других областей или молодые люди,преследуемые законом и потому живущие подобно волкам или гайдукам, промышляядобычей вокруг поселений. Подобное явление получило множество свидетельствуже в глубокой древности и просуществовало до Средних веков. Важно провестиразличие между: 1) юношами, вынужденными на весь период инициации скрыватьсяв далеке от селений и промышлять добычей; 2) иммигрантами, ищущими новыеземли для заселения; 3) теми, кто находился вне закона и спасался бегством.Однако все они вели себя как "волки", их называли "волками", или онипользовались защитой бога-волка.В период инициации лакедемонийский юноша (couros) в течение года жилкак волк: он скрывался в горах, стремясь не поручаться никому на глаза. Умногих индо-европейских народов иммигранты, ссыльные и беглецы именовались"волками".В Законах Эдуарда Исповедника (около 1000 г. н. э.) говорится, чтоссыльный обязан носить маску с изображением волчьей морды (wolfhеde). Волкбыл символом беглеца, и многочисленные боги-защитники ссыльных и изгнанниковнаделялись качествами волка или носили его имя. Например, Зевс Лукорейскийили Аполлон Ликейский. Ромулус и Ремус, дети бога-волка Марса, вскормленныеКапитолийской волчицей, также были беглецами. Согласно легенде, Ромулусосновал на Капитолии прибежище для ссыльных и изгнанников. Сервий сообщает,что этот asylum находился под зашитой бога Лукориса. Лукорис жеидентифицируется с дельфийским Ликореусом, богом-волком.Наконец, третья гипотеза, способная прояснить загадку имени даков,основана на возможности ритуального превращения в волка. Подобноепревращение могло быть связано либо непосредственно с ликантропией - широкораспространенным феноменом, чаще всего, однако, встречавшимся вкарпатско-балканской зоне, - либо с ритуальным подражанием поведению ивнешнему виду волка. Ритуальное подражание волку характеризуется обрядомвоинской инициации и, как следствие, возникновением Manner-bunde, тайныхвоинских союзов. У нас есть основания предполагать, что эти ритуалы иверования, перекликающиеся с военной идеологией, сделали возможнымуподобление волкам беглецов, ссыльных и изгнанников. Для того, чтобы выжить,эти молодые люди, оказавшиеся вне закона, вели себя подобно бандамразбойников, иными словами, как настоящие "волки".ВОИНСКИЕ ИНИЦИАЦИИ: РИТУАЛЬНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ В ЗВЕРЯВ своих исследованиях Лили Вайзср, Отто Хефлер, Штиг Викандер, ГеоВиденгрен, X. Жанмэр и Ж. Дюмезиль значительно расширили наше представлениеоб индоевропейских воинских братствах и особенно их религиозной идеологии иритуалах инициации. В германской среде эти братства просуществовали до концаVolkerwanderung (переселения народов). У иранцев они засвидетельствованы ужево времена Заратустры, есть упоминание о воинских братствах и в ведическихтекстах, так что, несомненно, они существовали уже в индо-иранскую эпоху. Ж.Дюмезиль доказал присутствие определенных воинских инициативных обрядов укельтов и романцев, а X. Жанмэр обнаружил следы подобных ритуалов улакедемонийцсв. По-видимому, индоевропейские народы разделяли общую системуверований и ритуалов, характерных для воинских братств молодых людей (нижемы увидим, происходила ли инициация всех юношей или только представителейопределенного класса).Суть воинской инициации заключалась в ритуальном превращении молодоговоина в волка. Речь шла не только о храбрости, физической силе или умениивыносить лишения, но и о магическом религиозном опыте, радикальным образомменявшем жизнь испытуемого. Он должен был преодолеть свой человеческий обликв порыве агрессивной, устрашающей ярости, уподоблявшей его бешеному хищнику.Древние германцы называли воинов-зверей berserkir, буквально, "воины в шкуре(serkr) медведя". Другое их имя ulfhedhnar, "люди в волчьей шкуре". Набронзовой табличке из Торслунда изображен воин, переодевающийся в шкуруволка. Итак, следует учесть два момента: 1) чтобы стать воином, необходимомагически уподобиться поведением волку; 2) ритуально надевалась волчья шкуралибо с целью принять облик хищника, либо ради символического обозначенияпревращения в "волка".Для нашего исследования важно, что превращение в волка осуществлялосьпутем ритуального надевания шкуры, предшествовавшего или следовавшего зарадикальным изменением поведения. Все то время, что воин находился в шкуреживотного, он не был человеком, а непосредственно - хищником: он не толькостановился жестоким непобедимым воином, охваченным furor heroicus, но иизбавлялся от любого человеческого проявления, иными словами, он больше нечувствовал себя связанным с законами и обычаями людей. Молодые воины недовольствовались лишь правом обворовывать и терроризировать поселения впериод ритуальных сборищ, но даже питались человеческим мясом. Вера вритуальную или экстатическую ликантропию засвидетельствована как у членовтайных североамериканских и африканских сообществ, так и у германцев,греков, иранцев и индийцев. В том, что имела место реальная ликантропия,связанная с людоедством, нет ни малейшего сомнения. Африканские группы"леопардов" служат лучшим тому подтверждением. Однако подобные спорадическиеслучаи ликантропии сами по себе не могут объяснить появление и устойчивостьверы в "людей-волков". Скорее наоборот, существование братств молодыхлюдей-воинов или колдунов, надевавших или нет волчьи шкуры и ведущих себяподобно хищникам, могло объяснить распространение веры в ликантропию.Иранские тексты часто упоминают о "волках на двух ногах", т. е. очленах определенных Mannerbunde. В Denkart даже утверждается, что "волки надвух ногах вредоносней, чем волки на четырех". Другие тексты называют их"Keresa", воры, бродяги, промышляющие по ночам. Особенно подчеркивается тотфакт, что они питаются трупами, при этом не исключается возможностьнастоящих каннибаличсских пиршеств. Однако в данном случае, похоже, речьидет о расхожем клише, используемом сторонниками Заратустры в полемике счленами этих Mannerbunde, которые в угоду своим церемониалам терроризировалисела, и чей образ жизни полярно отличается от быта остальных иранскихкрестьян и пастухов. Во всяком случае, встречаются упоминания об этихэкстатических оргиях, о некоем пьянящем напитке, облегчавшем превращение взверя. Среди прародителей ахеменидов фигурировало семейство Saka haumavarka.Бартоломе и Викандер так интерпретируют это имя: "Те, кто превращаются вволков (varka), в момент экстаза, вызванного сомой (hauma)".Вообще-то, вплоть до XIX века молодые люди приносили на свои пирушкиукраденные или отнятые продукты, особенно - горячительные напитки.ДУБИНКИ И ЗНАМЕНАОтличительными признаками этих иранских Mannerbunde служили"окровавленные дубинки" и знамена (drafsa). Как пишет Викандер,окровавленная дубинка служила в определенном ритуале для церемониальногозаклания быка. Дубинка стала символом иранских воинов-волков. Она -образцовое орудие древнего разбойника. Как и в случае с другими древнимиинструментами, дубинка сохранила свое ритуальное назначение и после того,как ее боевая функция перешла к другим, более современным орудиям. Крометого, дубинка продолжала использоваться в качестве орудия крестьянами ипастухами. Так, румынские крестьяне применяли ее на протяжении всегоСредневековья вплоть до новых времен. Даже сегодня она используется вмолодецких играх (calugarii), в которых заметны следы инициативных ритуалов.Отметим еще одно пересечение между иранцами и даками. По традиции,переданной в Шах-наме, на персидском знамени было изображение волка.Настенное изображение в Туркестане воспроизводит флаг с изображением волкаили дракона с волчьей головой. В партскую эпоху на северо-западе Ирана и вАрмении привилегированные подразделения армии назывались "драконами" иносили знамена в форме дракона. Также известно, что на знамени даков былоизображение волка с головой дракона. Вполне возможно, что изображение dracoна знаменах римской армии времен поздней империи возникло под влияниемпартов или даков.Напомним, что дракон присутствует и на знаменах германцев. Кроме того,волк изображен на скипетре, обнаруженном на "shipburial" (кладбище кораблей)в Саттон Ху: он символизировал легендарного предка королевской фамилии.Добавим, что в германской ономастике очень распространена тема Wulf-Wolf.Если принять во внимание всеостальные контексты, в которых волк играет важную роль в германскоймифологии и ритуалах (berserkir, Mannerbunde, вурдалаки и др.), можнозаключить, что хотя этот религиозный комплекс и общего индоевропейскогопроисхождения, прямые параллели прослеживаются между иранцами, траками игерманцами. Добавим к этому, что знамена с изображением волчьей головызасвидетельствованы у Ту-Кью, ответвлении племен Хьонг-Ну. Они верили, чтоведут свой род от мифической волчицы. Каждый год вождь племени Ту-Кьюприносил жертву Волчице в пещере, где она, по преданию, разрешилась отбремени. Члены охраны правящего рода назывались "волками" и во времясражения носили знамя с позолоченным изображением волчицы. Как мы сказали,миф о происхождении рода от волчицы или волка был широко распространен утурецко-татарских народов. Этот факт важен для понимания единой основыразличных религиозных концепций, рассмотренных в этой главе."ДАКИ" - ВОИНСКОЕ БРАТСТВОВозвращаясь к дакам, можно предположить, что их этническое наименованиепроисходит, в конечном счете, от ритуального эпитета одного из воинскихбратств. Этапы процесса, в результате которого ритуальное групповое имястало именем целого народа, нам неизвестны. (Впрочем, мы так же мало знаем ио других европейских племенах, носивших имя волка). Однако мы можемпредложить две гипотезы: 1) благодаря огваге и свирепости юношей, проходящихобряд инициации, их ритуальный эпитет - "волки" -был перенесен на все племя;2) ритуальное имя группы молодых пришельцев-завоевателей было усвоенопобежденными аборигенами. В последнем случае можно предположить, что этизавоеватели стали затем военной аристократией и ведущим классом. Нанастоящей стадии исследований трудно оказать предпочтение той или инойверсии. Однако очевидно, что потребовалось значительное время, прежде чемритуальное имя группы преобразовалось в имя народа. Если принять во вниманиепервую гипотезу, прозвище маленького племени могло распространиться и насоседние племена по мере того, как выкристаллизовывались более широкиеполитические организации. Во втором случае необходимо учитывать симбиозпобедителей-пришельцев и покоренных местных жителей - процесс более илименее продолжительный, и завершившийся фатальной ассимиляцией пришельцев.Каково бы ни было происхождение эпонима - ритуальный эпитет молодыхвоинов или прозвище группы завоевателей, - даки несомненно знали овзаимосвязи волка и войны: доказательством тому служит изображение на ихзнаменах. Поначалу имя "даки" относилось к одному из фракийских племен насеверо-западе Дакии (Страбон). Имя же "геты" было более распространенным отБалкан до Днестра (где проживали тирогеты), в то время как имя "даки" чащевстречалось на северо-западе, западе и юге (Дакидава на северо-западе Дакии,даурсы в Далмации, даойи и диойи в Родопи и т. д.). Имя "даки",использованное латинскими авторами, чаще применялось в период Буребисты иДецебала, когда единство и политическая организация страны достигли апогея икогда, по словам Страбона, дакийская армия могла мобилизовать 200000человек. Ритуальное военное прозвище окончательно закрепилось в моментмаксимальной политической и военной экспансии регата. Это был триумф молодых"полков". Юлий Цезарь хорошо понимал опасность, которую представляла этановая военная сила, и незадолго до своей насильственной смерти, приступил кподготовке к войне против "волков" на Дунае.Пырван полагал, что имя даков (как, впрочем, и гетов) было скифским;иными словами, оно перешло от иранских завоевателей к фракийскому населениюКарпат. Версия скифского происхождения имени даков хотя и любопытна, однако,на наш взгляд, малодоказательна. Как мы показали, корень "dhau" - "душить" -встречается во фригийском имени волка "daos". Топонимика Дакии сохранилаярко выраженный фракийский элемент даже в районах, заселенных скифами.Впрочем, характерная фракийско-фригийская ономастика на севере Черного моря,там, где скифы расселились в 8 веке, как нельзя лучше доказывает феноменсохранения аутохтонного элемента в условиях власти иранского военногоменьшинства. Сегодня признается более скромная роль скифов в дакийскойкультуре. Даже в трансильванской зоне, где скифы продержались до 4 века, имне удалось изменить местную цивилизацию. Поскольку даки помнили, что ихболее старое имя daoi, не исключено, что у него киммерийское происхождение.И в самом деле, киммерийцы заселяли часть Дакии, в особенности зону Карпат.Киммерийцы были фракийско-фригийским племенем с определенными иранскимичертами. Если мы окажем предпочтение версии иранского происхождения именидаков, необходимо в первую очередь обратить внимание на архаический иранскийэлемент, проявившийся у киммерийцев, а не на более позднее влияние скифов.МИФО-РИТУАЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ ВОЛКАКак бы там ни было, архаичность религиозного комплекса волка невызывает сомнения. Волк присутствует уже в неолитической цивилизации Винчи:были обнаружены не только статуэтки собак-волков, но и примитивные фигурки,изображавшие танцоров в волчьих масках. Что касается последних предметов -то при условии правильности их трактовки, невозможно установить,представляют ли они ритуал воинской инициации (иранского или германскоготипа) или сезонную церемонию, во время которой молодежь надевала волчьимаски. Подобные церемонии до сих пор распространены на Балканах, в Румынии,особенно в 12-дневный период накануне Рождества. Изначально это былицеремонии, связанные с периодическим возвращением мертвых, при этомиспользовались многочисленные маски: коня, козы, волка, медведя и др. Этотритуальный сценарий не относится к религиозному комплексу, который мыисследуем, поэтому не будем на нем останавливаться. В равной мере мы небудем учитывать мифологию и ритуалы, связанные с образом волка на древнемБлижнем Востоке. Нет нужды и возможности подвергать анализу значительныеисследования, уже проделанные Ф. Кретчмаром. Наша задача ограничивается лишьтеми фактами, которые способны объяснить превращение воинского прозвища вэтнический эпоним.Важно провести различие не только между религиозными комплексами,сконцентрированными вокруг мифологического образа волка, но и междуразличными проявлениями этого комплекса. Все они восходят к религиозномумиру примитивного охотника, в котором доминирует мистическая связь междуохотником и добычей. Как правило, эта связь выражается в образеПовелителя-Бога (или Матери) Зверей. Такое религиозное представление дастобъяснение мифам о происхождении кочевого народа от какого-нибудь хищника(волка, льва, леопарда и др.). Хищник - образцовый охотник. Другой важныйаспект - это ритуал инициации и лежащий в его основе миф: главный Зверьубивал людей, а затем оживлял их уже прошедшими инициацию, т. е.преобразованными в хищников; в конце концов Зверя поймали и убили, и этособытие превратилось в обряд инициации: надевая звериную шкуру, испытуемыйвозрождался не как человеческое существо, а как изначальный Зверь,основатель мистерии. Иными словами, мифический Зверь оживает вместе сиспытуемым. Подобный мифо-ритуальный комплекс вполне определеннозасвидетельствован в африканских охотничьих культурах, однако он встречаетсяи в иных регионах.Схожая концепция проявляется и в инициативных обрядах народностиквакиутл. Инициация мальчиков заключается в повторении одногомифологического события: основателем ритуала считается Волк; его брат Хорек,отыскав однажды в лесу волчат, умертвил их, и, завладев обрядом, принял имяВолка. В помещении, предназначавшемся для обряда инициации, делали вход вформе волчьей норы. Там молодые "хаматса" осуществляли свое превращение вволков: они пожирали трупы, впадая в яростное безумие, набрасывались иискусывали друг друга. Как отмечал Думезиль, поведение молодого "хаматса"напоминает германского berserkir, охваченного бешенством и героическойяростью.Похожий магически-ритуальный комплекс волка лежит в основе различныхManner-bunde и воинских инициации, а также верований, связанных сликантропией и вурдалаками. Воин - совершенный охотник; так же как иохотник, он избирает моделью поведение хищника. Ведя свой род отпрародителя-Волка или превращаясь в результате ритуальной трансформации вхищника, воин становится еще и зверем по рождению. У племени корьак и унекоторых североамериканских племен (квакиутль и др.) танец волкаобязательно исполняется перед отправлением на войну. Тем самым происходитподготовка к сражению путем магического превращения в волка. В этом случаеговорят о коллективном действии - тогда как германский berserkirпревращается в зверя индивидуально.Иными словами, происходит усвоение поведения, характерного для хищника:1) либо в силу происхождения всего рода от мифического Зверя; 2) либо путемнадевания звериной шкуры (повторение изначального мифологического события, врезультате чего происходит уподобление сути зверя); 3) либо в результатешаманской или воинской инициации. Ликантропия и различные верования ввурдалаков - явления сходного порядка, однако они не зависят отрассмотренного религиозно-магического комплекса. Согласно Геродоту, неврыпревращались в волков каждый год. Эта периодичность указывает на возможныеежегодные церемонии, во время которых надевались волчьи шкуры и волчьи маски- по случаю ли инициации юношей или же для обозначения возвращения умерших(впрочем, обе церемонии обычно отмечались одновременно). Большинствонародных верований в вурдалаков связано с индивидуальным превращением взверя. Некоторые случаи можно объяснить "спонтанной инициацией":своеобразным феноменом, при котором забытые ритуальные сценарии неожиданновсплывают на поверхность. Существует также определенная симметрия междуинициацией berserkir и превращением в вурдалаков. Можно заключить, чтолегенды и народные верования, связанные с вурдалаками, тесно соотносятся спроцессом фольклоризации, т. с. проекцией в воображаемый мир конкретныхритуалов шаманской или воинской инициации.ХИЩНИКИ, ОХОТНИКИ, ВОИНЫВ основе этих представлений лежит опыт мистического соединения сволком, независимо от пути его достижения: антропофагии, героической ярости,инициации через надевание шкуры, церемониального пьянства, разбоя или др.Важно, что такое соединение - с волком осуществляется всегда индивидуально,только так можно полностью изменить поведение, превратиться из человека взверя. Возможность этого опыта заложена в мифе-первооснове, и реализуетсячерез его реактуализацию. Согласно этому мифу, волкообразный предок,основатель таинства инициации, Верховный шаман или Первый Воин, совершилопределенные действия, которые впоследствии послужили парадигматическимимоделями для подражания. В волка превращается лишь тот, кто преодолеваетсамого себя и временную реальность, становится современником и соучастникоммифа-первоосновы.Вживание в мифологическое время является древним религиозным ритуалом,достаточно освещенным в исследованиях, что избавляет нас от лишнихдоказательств. Таким образом, различные религиозные формы мистическогосоединения Волка и воина можно расценивать как проявление единогофундаментального опыта. Великая охота, инициация, война, захват и завоеваниетерритории суть виды деятельности, построенные по мифологическим моделям: вовремя оно сверхъестественный хищник впервые совершил то же самое. И теперьможно стать знаменитым охотником, храбрым воином, завоевателем лишь в тоймере, в какой удастся реактуализировать миф, то есть усвоить поведениехищника и повторить его действия. Несмотря на различия в историческом икультурном отношении, очевидна структурная аналогия между совместнымпреследованием добычи, войной, захватом чужой территории - с одной стороны,и поведением беглецов, находящихся вне закона, - с другой. Все ониуподобляются в своем поведении волку, поскольку в том или ином виде и в силуразличных причин воспроизводят единый миф-первооснову. Иными словами,подражая мифологической модели, они стремятся к обретению парадигматическогобытия, пытаясь преодолеть слабость, бессилие и жалкость человеческогосуществования.На юго-востоке Европы и в Средиземноморье подобные архаическиерелигиозные системы претерпели глубокие изменения и в конце концов уступилиместо восточным и эгейским культурным формам. В Греции, Италии и наБалканском полуострове сохранились лишь разрозненные мифологическиефрагменты и отголоски ритуалов инициации. Именно к этим отголоскам следуетотнести оригинальное самоназвание даков наряду с более известной легендой оРомулосе и Ремусе. Конечно, часть этого наследия сохранилась в форменародных обычаев и фольклорных произведений, особенно в таких исключительнозамкнутых регионах, как Балканы и Карпаты. Мы имеем в виду не тольковерования в вурдалаков, но и народные предания о волках. Святой Сава иСвятой Теодор в Югославии, Святой Петр в Румынии считаются покровителямиволков. Очевидно, что назрела необходимость в исследовании всей совокупностиэтих архаических обычаев и верований, сохранившихся в балкано-карпатскойзоне.В заключение наших наблюдений скажем несколько слов о том, что можнобыло бы обозначить как мифологическое измерение истории даков.Знаменательно, что единственным народом, сумевшим одержать победу наддаками, завоевать и колонизировать их страну, утвердив в ней свой язык,оказались римляне - народ, чей генеалогический миф возник на основе историиРомулуса и Ремуса, детей бога-волка Марса, вскормленных молокомКапитолийской волчицы. В результате этого завоевания и ассимиляции появилсярумынский народ. В плане мифологической перспективы истории можно сказать,что этот народ родился под знаком волка, то есть был предопределен к войнам,завоеваниям и миграциям. Однако волк возник па мифологическом горизонтеистории дако-римлян и их потомков и в третий раз. В самом деле, румынскиекняжества возникли в результате великих завоеваний Чингиз-Хана и егопоследователей. А генеалогический миф чингизханов говорит, что ихпрародителем был пепельный волк, спустившийся с неба и соединившийся сланью... 1959
0