1128

Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского (статья)

Просмотр этих цветных изображений завораживает и потрясает своим качеством, т.к. известно, что по-настоящему цветной фотографии в то время еще не существовало, и тем более, как пример, можно сравнить эти цветные фотографии с другими, сделанными по общепринятой технологии того времени:О разнице в их качестве и восприятии даже не нужно говорить...Каким же образом фотографу удалось получить такие яркие цветные снимки? Об этом чуть позже, а сейчас самое время рассказать немного о самом Сергее Михайловиче Прокудине-Горском.Сергей Прокудин-Горский родился 31 августа 1863 года в городе Муром Владимирской губернии в дворянской семье. Он обучался в Технологическом институте в Санкт-Петербурге, затем продолжил образование в Германии. В самом конце XIX века Прокудин-Горский начинает серьезно заниматься фотографией и в 1901 году открывает в Петербурге свою "фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую".Более всего его интересует возможность получения фотографическим способом цветных изображений. И в конце 1902 года он делает первое сообщение о методе изготовления цветных фотодиапозитивов, основанном на трехкратном фотографировании одного и того же обьекта через три различных светофильтра. А в 1905-м демонстрирует свои фотографии собранию профессиональных фотографов. Его выступление было принято с восторгом и вызвало долго не смолкавшие аплодисменты.При разработке метода цветной фотосьемкм Прокудину-Горскому пришлось решить ряд проблем. Суть одной из них в том, что для качественной цветопередачи необходимо, чтобы фотопластинка имела равномерную чувствительность для всех цветов, воспринимаемых глазом человека. Поэтому фотограф-экспериментатор усовершенствовал метод сенсибилизации фотослоя, разработав собственные рецепты.Другая трудность примененной им методики была обусловлена тем, что один и тот же обьект надо было сфотографировать трижды через различные светофильтры, а фототехника того времени не позволяла делать снимки через небольшой интервал времени. Насколько известно, экземляра или иллюстрации фотоаппарата, которым пользовался Прокудин-Горский, не сохранилось. Фотоаппарат фотографа был сконструирован им самим и, вероятно, был похож на модель (см. фото слева), созданную приблизительно в 1906 году доктором Адольфом Мите, с которым Прокудин-Горский ранее познакомился в Германии.Прокудин-Горский предназначал свои фотографии для просмотра в цветном изображении, но фиксировались эти изображения в черно-белом цвете на стеклянных негативах, используя красный, зеленый и синий фильтры. Затем, используя систему проекции света с теми же самыми тремя фильтрами, он показывал эти изображения в цветном варианте на диапозитивах на лекциях.Эксперименты Прокудина-Горского принесли ему заслуженную известность, и он был принят в члены Московского и Петербургского фотографических обществ. Почетным председателем последнего был великий князь Михаил, брат Николая II.В 1909 году Михаил пригласил Прокудина-Горского продемонстрировать свои работы императорской семье. После демонстрации, прошедшей с большим успехом, царь спросил фотографа о его дальнейших планах. Прокудин-Горский ответил, что хотел бы запечатлеть "истинную Россию и ее древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой родины".По распоряжению царя Прокудину-Горскому был предоставлен железнодорожный вагон с фотолабораторией и жилым купе, а также выдано разрешение фотографировать во всех районах империи с указанием местным властям оказывать фотографу всяческое содействие. Теперь Прокудин-Горский мог приступить к осуществлению своего замысла: "запечатлеть все достопримечательности нашего обширного Отечества в натуральных цветах". Он планировал в течение десяти лет сделагь десять тысяч фотографий достопримечательностей России от Финляндии до Тихого океана.1909 году состоялась первая фотоэкспедиция Прокудина-Горского по Мариинской водной системе. Осенью этого же года фотограф побывал на Урале. Затем он фотографировал Сибирь, Волгу от истока да Нижнего Новгорода, Кавказ. К 100-легию победы над Наполеоном, в 1911 году, Прокудин-Горский совершил поездку по местам боев 1812 года - Витебск, Смоленск, Можайск, Бородино. Позже он побывал в Туркестане, где ему торжественно позировал для своего фотопортрета бухарский эмир Алим Хан (1880–1944), фотографировал кочующих по Голодной степи киргизов.Фотооборудование и материалы Прокудин-Горский приобретал за свой счет. Довольно скоро ему стало ясно, что завершить проект на собственные средства не удастся. Он пытался получигь финансовую помощь от правительства, но безуспешно. От предложений о материальной поддержке своего проекта, исходивших от частных фирм, фотограф отказывался: он хотел, чтобы его труд стал достоянием государства. Прокудин-Горский мечтал об использовании своих снимков в народном образовании: проекторы в школах дали бы возможность российской молодежи увидеть в красках все многообразие Отечества.Мировая война прервала работу Прокудина-Горского. Вместо этого фотографу пришлось заниматься цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент и обучением сьемке с аэропланов.В 1918 году Прокудин-Горский покинул Россию. С собой он взял значительную часть отснятых им фотопластинок и альбомы-каталоги, куда он вклеивал черно-белые отпечатки своих снимков и вносил пояснения. Некоторое время он жил в Норвегии, затем в Англии. Впоследствии Сергей Михайлович переехал в Париж, где и умер 27 сентября 1944 года. Через четыре года его наследники, находившиеся в тяжелом материальном положении, продали фотопластинки и альбомы Прокудина-Горского за 5 тысяч долларов Библиотеке Конгресса США. Там, не привлекая особого внимания, коллекция хранилась в течение полувека.Теперь настало самое время рассказать о технике съемке, используемой фотографом и современном способе восстановления цветного изображения с фотопластин Прокудина-Горского.В конце XIX-го - начале XX-го веков фотографы ряда стран использовали для получения цветных изображений технику тройной фотографии. Фотокамера фиксировала на одной стеклянной пластинке три изображения, сделанные через синий, зеленый и красный фильтры. Прокудин-Горский вставлял в фотоаппарат одну узкую вертикальную пластинку приблизительно 7,5 см шириной и 22,8 см длиной. Затем он трижды снимал один и тот же предмет в довольно быстрой последовательности, используя три цветных светофильтра. В фотоаппарате Прокудина-Горского снимаемый предмет оказывался перевернутым вверх ногами и реверсированным.Для цифровой обработки подлинный стеклянный негатив, состоящий из трех частей, сканируется сверху в шкале оттенков серого цвета. Компьютерная программа для редактирования изображений преобразует скан всей пластинки из негатива в позитив. Отсканированное изображение переворачивается, чтобы получить первоначальную физическую ориентацию.Затем цифровое изображение пластинки сокращается до 8-ми битовой глубины пикселей в шкале оттенков серого цвета. При увеличении качество каждого изображения проверяется на контраст, степень разделения цвета, степень повреждения эмульсии и любые другие показатели, которые могут повлиять на конечное цветное комбинированное изображение. Скан всей пластинки выравнивается и внешние края подрезаются.Для каждого из трех изображений отсканированной пластинки с подрезанными краями создается электронный файл. Таким образом образуются три отдельных слоя, из которых будет получено конечное цветное комбинированное изображение. Эти слои маркируются по цвету.Двухэтапный процесс совмещения – самый сложный шаг. Пока изображение все еще находится в шкале оттенков серого цвета, "анкеры" (контрольные точки) совмещаются в красном (R), синем (B) и зеленом (G) слоях. Затем шкала оттенков серого преобразуется в 24-битовый цвет "RGB", и анкеры в каждом слое совмещаются еще более четко. В результате получается "совмещенное" цветное комбинированное изображение.Цветное комбинированное изображение “RGB” (Красный, Зеленый, Синий) кадрируется и убирается все, кроме площади снимка, общей для всех трех слоев.Кадрированное цветное комбинированное изображение корректируется для того, чтобы достичь необходимого контраста, светового эффекта и теневых деталей, и оптимального цветового баланса.Конечное комбинированное цветное изображение ретушируется для того, чтобы сократить до минимума дефекты, связанные со старением и случайными повреждениями.Как уже было сказано выше, создание точного совмещения изображений в цветовых каналах по всей площади изображения - наиболее сложная стадия обработки этих фотографий.Три черно-белых кадра, содержащиеся на каждом негативе, делались через три цветных светофильтра с некоторым временным интервалом, во время которого происходило механическое перемещение пластинки в трех измерениях, вследствие чего от кадра к кадру возникали песпективные искажения различной степени. Простое наложение трех кадров высокого разрешения (порядка 3700 на 3500 пикселов) с совмещением по одной точке приводит к расхожденям в других частях изображения.В 2003 году эта проблема была успешно решена в Лаборатории цифровых технологий и реставрации Научного совета по кибернетике Российской Академии Наук и реставрационном центре "Реставратор-М" под руководством Виктора Васильевича Минахина. Для зтого там было создано специальное программное обеспечение, которое в значительной степени автоматизирует процесс сведения и позволяет за несколько минут работы оператора получать изображение, в котором цветовые каналы совмещаются с точностью до пикселя.Статья взята от сюда http://www.samarkand-foto.ru/articles/2007-03-26.html
0