2042

Терминология

Для тех, кто не в теме.== Гребные и парусно-гребные корабли ==ГалеасПарусно-гребной военный корабль в европейских флотах в XVI—XVII вв., промежуточный тип судна между галерой и парусным кораблем. Длина ок. 80 м, ширина до 9 м, один ряд вёсел, 3 мачты с косыми парусами, экипаж — св. 800 человек, вооружение: до 70 пушек, надводный таран. Впервые применены венецианцами в сражении при Лепанто в 1571.ГалераГребной военный корабль с одним рядом вёсел и двумя-тремя мачтами с треугольными или четырехугольными парусами в качестве вспомогательного движителя. Впервые появились в VII в. в Венеции и в дальнейшем входили в состав военных флотов европейских стран до середины XIX в. Длина до 60 м, ширина 7,5 м, 32 весла (длиной до 15 м) на борт (5—7 гребцов на весло); экипаж, включая воинов, ок. 450 чел. В бою передвигались только на веслах со скоростью до 7 узлов (13 км/ч). Основным оружием галеры до середины XIV в. были надводный таран, метательные машины, арбалеты, позднее пушки. В России галеры появились при Петре I, имели до 50 вёсел и до 20 пушек. Число галер в отдельные годы достигало 200 и более единиц. Успешно применялись в Северной войне со шведами в шхерных районах Финского и Ботнического заливов.ДракарПарусно-гребное военное судно викингов VIII—X вв. Имел мачту с четырехугольным парусом, рулевое весло в корме, по бокам часто укреплялись металлические шиты для зашиты гребцов. Форштевень для устрашения неприятеля украшался скульптурным изображением головы какого-либо зверя, чаще всего дракона. Дракары обладали высокой мореходностью; в начале XI в. исландский викинг Лейф Эйриксон на дракаре достиг п-ова Лабрадор.Канонерская лодкаПарусно-гребное артиллерийское судно второй половины XVIII — первой половины XIX вв., предназначенное для действий в прибрежных морских районах (шхерах) и на реках. Имели 4—6 пушек крупного калибра или 2 мортиры, до 15 пар вёсел.ЛадьяМорское и речное судно древних славян. Сперва ладьи строились из выдолбленных крупных стволов дуба или липы с наращиванием их досками для увеличения надводного борта («набойная ладья»). В дальнейшем корпуса полностью делались из досок («дощатая ладья»). Длина до 20 м. ширина до 5 м. Имела вёсла, парус. Принимала на борт до 60 воинов. Широко применялась в Киевской Руси.СкампавеяВоенное быстроходное судно русского галерного флота XVIII в. Предназначалось для перевозки войск, высадки и огневой поддержки десантов, разведки и охранения при действиях в шхерах. Скампавеи имели длину до 30 м, 12—18 пар вёсел и одну-две мачты с треугольными парусами для использования попутного ветра. Вооружение скампавеи состояло из 1—2 пушек малого калибра, установленных в носовой части. Могла принимать до 150 матросов и солдат для абордажного боя. Первые скампавеи были построены при Петре I по русским проектам и применялись до конца XVIII в.ТриераБоевой гребной корабль в Древней Греции, главным оружием которого был таран — выдававшаяся вперед часть форштевня. Триеры имели водоизмещение до 230 т, длину 40—45 м, ширину 4—6 м, до 170 вёсел длиной 4—4,5 м и прямой парус. Весла располагались по высоте в 3 яруса с каждого борта (отсюда название корабля). Максимальная скорость под вёслами до 6 узлов (11.1 км/ч). Экипаж включал невооруженных гребцов (до 170 чел.), воинов для абордажного боя (18—50 чел.), матросов для управления парусом и обслуживания корабля (12—16 чел.).ТриремаГребной боевой корабль в Древнем Риме (III—II вв. до н.э.), аналогичный по размерам и количеству рядов вёсел триере. Водоизмещение до 300 т, экипаж до 350 чел., оружие — метательные машины (баллисты и катапульты). Кроме того, трирема имела гарпаж (тяжелый груз с тросом), с помощью которого подтягивался корабль противника, абордажный ворон (перекидной мостик с крюком на конце, который вонзался в палубу или борт корабля противника) и мостки для ведения абордажного боя. Таран использовался как вспомогательное средство.УниремаБоевой гребной беспалубный корабль с одним рядом вёсел во флотах античных рабовладельческих государств (Греция. Финикия, Карфаген, Рим). Имел обычно 12 пар вёсел. На весло назначалось по 2 гребца. Дополнительно оснащался четырехугольным парусом. Водоизмещение до 50 т.Фрегат гребной1. Гребно-парусное посыльное судно при галерах в XIII— XVI вв. Имело 4—5 пар вёсел, косой парус; в дальних походах обычно буксировалось флагманской галерой. 2. Наиболее крупный парусно-гребной корабль шхерного флота. Кроме обычного фрегатского парусного вооружения имел 12—18 пар вёсел. Артиллерийское вооружение до 38 пушек. В русском флоте парусно-гребные фрегаты были на вооружении с конца XVIII в.Шебека1. Парусно-гребное трёхмачтовое судно с косыми парусами, применявшееся в средние века на Средиземном море для военных и транспортных целей. Узкий длинный корпус с развалом бортов в носовой оконечности обеспечивал шебеке хорошую мореходность. Шебека по конструкции корпуса близка к каравеллам и галерам, но превосходила их в скорости, мореходности и вооружении. 2. Русский гребной корабль 2-й половины XVIII в., введенный для замены галер при действиях в прибрежных районах. Имел до 40 вёсел, три мачты, на которых при попутном ветре поднимались паруса. Длина до 35 м, вооружение 32—50 пушек малого калибра.ШнекаПарусно-гребное судно скандинавских народов в XII—XIV вв., служившее преимущественно для набегов. Имело 1—2 мачты с прямыми парусами и 15—20 пар вёсел , вмешало до 100 чел.== Парусные корабли ==Бомбардирский корабльПарусный 2—3-мачтовый корабль конца XVII — начала XIX вв. с повышенной прочностью корпуса, вооруженный гладкоствольными орудиями. Впервые появились во Франции в 1681, в России — в ходе строительства Азовского флота. Бомбардирские корабли вооружались 2—18 пушками крупного калибра (мортиры или единороги) для борьбы против береговых укреплений и 8—12 орудиями малого калибра. Входили в состав военных флотов многих стран. В русском флоте существовали до 1828.БригВоенный двухмачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для крейсерской, разведывательной и посыльной службы. Водоизмещение 200—400 т, вооружение 10—24 пушки, экипаж до 120 чел. Обладал хорошими мореходными и маневренными качествами. В XVIII— XIX вв. бриги входили в состав всех флотов мира.БригантинаДвухмачтовое парусное судно XVII—XIX вв. с прямым парусом на передней мачте (фок) и косым на задней (грот). Использовалось в военных флотах Европы для разведывательной и посыльной службы. На верхней палубе устанавливалось 6—8 пушек малого калибра.ГалионПарусное судно XV—XVII вв.. предшественник парусного линейного корабля. Имело фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань с косыми. Водоизмещение ок. 1550 т. Военные галионы имели до 100 орудий и до 500 солдат на борту.КаравеллаВысокобортное однопалубное трех-четырехмачтовое судно с высокими надстройками в носу и на корме, водоизмещением 20—400 т. Обладало хорошей мореходностью и широко использовалось итальянскими, испанскими и португальскими мореплавателями в XIII—XVII вв. На каравеллах совершили свои знаменитые плавания Христофор Колумб и Васко да Гама.КараккаПарусное трехмачтовое судно XIV—XVII вв. водоизмещением до 2 тыс. т. Вооружение 30—40 пушек. Могло вместить до 1200 человек. На каракке впервые применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях.КлиперТрехмачтовый парусный (или парусно-паровой с гребным винтом) корабль XIX в., применявшийся для разведывательной, дозорной и посыльной служб. Водоизмещение до 1500 т, скорость до 15 узлов (28 км/ч), вооружение до 24 орудий, экипаж до 200 человек.КорветКорабль парусного флота XVIII — середины XIX вв., предназначавшийся для разведки, посыльной службы, а иногда и для крейсерских действий. В 1-й половине XVIII в. двухмачтовое, а затем трехмачтовое судно с прямым парусным вооружением, водоизмещением 400—600 т, с открытыми (20— 32 орудий) или закрытыми (14—24 орудий) батареями.Линейный корабльКрупный, обычно трехдечный (3 артиллерийских палубы), трехмачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для артиллерийского боя с такими же кораблями в строю кильватера (линии баталии). Водоизмещение до 5 тыс. т. Вооружение: 80—130 гладкоствольных пушек, расположенных вдоль бортов. Линейные корабли широко применялись в войнах 2-й половины XVII — 1-й половины XIX вв. Внедрение паровых двигателей и гребных винтов, нарезной артиллерии и бронирования привело в 60-х гг. XIX в. к полной замене парусных линейных кораблей броненосцами.ФлейтПарусное трехмачтовое судно Нидерландов XVI—XVIII вв., применявшееся в военном флоте в качестве транспорта. Вооружалось 4—6 пушками. Имело борта, которые выше ватерлинии были завалены внутрь. На флейте впервые был применен штурвал. В России флейты входили в состав Балтийского флота с XVII в.Фрегат парусныйТрехмачтовый корабль, второй по мощи вооружения (до 60 пушек) и водоизмещению после линейного корабля, но превосходящий его по скорости. Предназначался главным образом для действий на морских коммуникациях.ШлюпТрехмачтовый корабль 2-й половины XVIII — начала XIX вв. с прямыми парусами на передних мачтах и косым парусом на кормовой мачте. Водоизмещение 300—900 т, артиллерийское вооружение 16—32 орудия. Использовался для разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также как транспортное и экспедиционное судно. В России шлюп часто использовали для кругосветных плаваний (О.Е.Коцебу, Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев и др.).ШняваНебольшое парусное судно, распространенное в XVII— XVIII вв. в Скандинавских странах и в России. Шнявы имели 2 мачты с прямыми парусами и бушприт. Вооружались 12—18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы в составе шхерного флота Петра I. Длина шнявы 25—30 м, ширина 6—8 м, водоизмещение ок. 150 т, экипаж до 80 чел.ШхунаМорское парусное судно, имеющее 2 и более мачты, вооружено в основном косыми парусами. Шхуны использовались в парусных флотах как посыльные суда. Шхуны русского флота имели на вооружении до 16 пушек, водоизмещение 100-800 т.
0