РАЗМЫШЛЕНИЯ ЮНОШИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
К. МарксРАЗМЫШЛЕНИЯ ЮНОШИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИЖивотному сама природа определила круг действий, в котором оно должно двигаться,и оно спокойно его завершает, не стремясь выйти за его пределы, не подозреваядаже о существовании какого-либо другого круга. Также и человеку божествоуказало общую цель - облагородить человечество и самого себя, но онопредоставило ему самому изыскание тех средств, которыми он может достигнуть этойцели; оно предоставило человеку занять в обществе то положение, которое емунаиболее соответствует и которое даст ему наилучшую возможность возвысить себя иобщество.Возможность такого выбора является огромным преимуществом человека перед другимисуществами мира, но вместе с тем выбор этот является таким действием, котороеможет уничтожить всю жизнь человека, расстроить все его планы и сделать егонесчастным. серьезно взвесить этот выбор - такова, следовательно, перваяобязанность юноши, начинающего свой жизненный путь и не желающего предоставитьслучаю самые важные свои дела.У каждого есть перед глазами определенная цель, - такая цель, которая, покрайней море ему самому, кажется великой и которая в действительности такова,если ее признаёт великой самое глубокое убеждение, проникновеннейший голоссердца, ибо божество никогда но оставляет смертного совершенно без руководителя;голос этот говорит тихо, но уверенно.Но это — легко заглушаемый голос, и то, что мы считали воодушевлением,порождено, быть может, мгновением, - и точно так же возможно, что мгновениевновь уничтожит его. Наше воображение, быть может, воспламеняемо, наши чувствавозбуждены, призраки носятся перед нашими глазами, и мы страстно увлечены тойцелью, которую, мнится нам, само божество нам указало; но то, что мы с жаромприжимали к сердцу, скоро отталкивает нас, - и вот всё наше существованиеразрушено.Мы должны поэтому серьезно взвесить, действительно ли нас воодушевляет избраннаяпрофессия, одобряет ли ее наш внутренний голос, не было ли наше воодушевлениезаблуждением, не было ли то, что мы считали призывом божества, самообманом. Носможем ли мы это узнать, не обнаружив самый источник воодушевления?Великое окружено блеском, блеск возбуждает тщеславие, а тщеславие легко можетвызвать воодушевление или то, что показалось нам воодушевлением; но того, кого увлек демон честолюбия, разум уже не в силах сдержать, и он бросается туда, куда его влечет непреодолимая сила: он уже больше не выбирает сам своего места в обществе, а это за него решают случай и иллюзияНашим призванием вовсе не является такое общественное положение, при котором мыимеем наибольшую возможность блистать: подобное положение не таково, чтобы,занимая его, быть может, в течение долгого ряда лет, мы ни разу не почувствовалибы усталости, наше рвение никогда бы не иссякло, наше воодушевление никогда быне остыло. Наоборот, вскоре мы почувствуем, что наши желания не удовлетворены,что паши идеи не осуществились, мы станем роптать на божество, проклинатьчеловечество.Но не одно только тщеславие может вызвать внезапное воодушевление той или инойпрофессией. Мы, быть может, разукрасили эту профессию в своей фантазии, -разукрасили ее так, что она превратилась в самое высшее благо, какое только всостоянии дать жизнь. Мы не подвергли эту профессию мысленному расчленению, невзвесили всей ее тяжести, той великой ответственности, которую она возлагает нанас; мы рассматривали ее только издалека, а даль обманчива.В этом случае наш собственный разум не может служить нам советником, ибо он неопирается ни на опыт, ни на глубокое наблюдение, будучи обманут чувствами,ослеплен фантазией. Но куда же нам обратить свои взоры, кто поддержит нас там,где наш разум покидает нас?Родители, которые уже прошли большой жизненный путь, которые испытали ужесуровость судьбы, - подсказывает нам наше сердце.И если наше воодушевление сохраняет еще свою силу, если мы продолжаем еще любитьизбранную профессию, чувствовать призвание к ной и после того. как хладнокровнообсудили ее, увидели всю ее тяжесть, все ее трудности, — тогда мы должны избратьее, тогда не обманет нас воодушевление, не увлечет поспешность.Но мы не всегда можем избрать ту профессию, к которой чувствуем призвание;наши отношения в обществе до известной степени уже начинают устанавливаться еще до того, как мы в состоянии оказать на них определяющее воздействие.Уже наша физическая природа часто противостоит нам угрожающим образом, а ееправами никто не смеет пренебрегать.В наших силах, правда, стать выше ее, но тем быстрее произойдет тогда нашепадение; мы решаемся в таком случае строить здание на рыхлой основе, и вся нашажизнь превращается в злосчастную борьбу между духовным и телесным принципом. Нокак может тот, кто но в состоянии победить в самом себе борющиеся элементы,противостоять неудержимому натиску жизни, как может он спокойно действовать? Аведь только из спокойствия могут возникнуть великие и прекрасные дела; оно - тапочва, на которой только и произрастают зрелые плоды.Но несмотря на то, что при таком физическом состоянии, которое не соответствуетнашей профессии, мы не в состоянии работать долго и редко работаем с радостью,всё же мысль, что мы свое благополучие принесли в жертву долгу, толкает нас нато, чтобы действовать энергично, хотя и со слабыми силами. Если же мы избралипрофессию, для которой у нас пет необходимых способностей, то мы никогда неисполним ее достойным образом и вскоре с чувством стыда должны будем убедиться всвоей собственной неспособности и сказать себе, что мы — бесполезные существа насвете, что мы являемся такими членами общества, которые не могут осуществитьсвое призвание. Самым естественным результатом будет тогда презрение к самомусебе; а есть ли чувство более мучительное есть ли чувство, которое еще меньше,чем это, может быть возмещено дарами внешнего мира? Презрение к самому себе -это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывает его животворящуюкровь, влипает в нее яд человеконенавистничества и отчаяния.Заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии, которую мыподвергли подобному рассмотрению, — это ошибка, которая мстит за себя, и еслидаже он, не встречает порицания со стороны внешнего мира, то причиняет нам болеестрашные муки, чем те, какие в состоянии вызвать внешний мир.Если мы всё это взвесили и если условия нашей жизни позволяют нам избрать любуюпрофессию, тогда мы можем выбрать ту, которая придает нам наибольшеедостоинство, выбрать профессию, основанную на идеях, в истинности которых мысовершенно уверены. Мы можем выбрать профессию, открывающую наиболее широкоепоприще для деятельности во имя человечества и для нашего приближения к тойобщей цели, по отношению к которой всякая профессия является только средством, -для приближения к совершенству.Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает егодеятельности, всем его стремлениям высшее благородство, что позволяет емунесокрушимо возвышаться над толпой, вызывая ее изумление.Но достоинство может придать лишь та профессия, в которой мы не являемсярабскими орудиями, а самостоятельно творим в своем кругу; та профессия, котораяне требует предосудительных действий — предосудительных хотя бы только повнешнему виду — и за которую даже самый лучший может приняться с благороднойгордостью. Профессия, обладающая всем этим в наибольшей степени, не всегдаявляется самой высокой, но всегда самой предпочтительной.Но подобно тому как нас унижает профессия, не соответствующая нашемудостоинству, точно так же изнемогаем мы под тяжестью профессии, основанной наидеях, которые впоследствии будут нами признаны ложными.Тут мы не видим другого спасения, кроме самообмана, а спасение, которое строитсяна самообмане, — это спасение, полное отчаяния.Те профессии, которые не столько вторгаются в самую жизнь, сколько занимаютсяабстрактными истинами, наиболее опасны для юноши, у которого еще нет твердыхпринципов, прочных и непоколебимых убеждений. Вместе с тем эти профессии кажутсянам самыми возвышенными, если они пустили в нашем сердце глубокие корни, еслиидеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все нашистремления.Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают нагибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту.Наоборот, высокое мнение об идеях, на которых основана наша профессия, придаетнам более высокое положение в обществе, повышает наше собственное достоинство,делает наши действия непоколебимыми.Тот, кто избрал профессию, которую он высоко ценит, содрогнется при мысли, чтоможет стать недостойным ее, — он будет поступать благородно уже потому, чтоблагородным является положение, занимаемое им в обществе.Но главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование. Не следуетдумать, что оба эти интереса могут стать враждебными, вступить в борьбу друг сдругом, что один из них должен уничтожить другой; человеческая природа устроенатак, что человек может достичь своего усовершенствования только работая дляусовершенствования своих современников, во имя их блага.Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитымученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет статьистинно совершенным и великим человеком.История признаёт тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее; опыт превозносит, как самого счастливого того, кто принёс счастье наибольшему количеству людей; сама религия учит нас тому, что тотидеал, к которому все стремятся, принес себя в жертву ради человечества, — а ктоосмелится отрицать подобные поучения?Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться длячеловечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что это — жертва во имявсех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам, наши дела будут жить тогда тихой, но вечнодейственной жизнью, а НАД НАШИМ ПРАХОМ ПРОЛЬЮТСЯ ГОРЯЧИЕ СЛЕЗЫ БЛАГОРОДНЫХЛЮДЕЙ. © Карл МАРКС. 1835 г.--------------------------------------------------На мой взгляд, весьма интересная статья Маркса, тема для тех кто еще не определился с выбором своей будущей профессии актуальна и по сей день.Источник: http://souz.info/library/marx/pensieri.html