Крещение Руси
Крещение Руси До сих пор периодически в церковной и светской среде не утихают разговоры по поводу реального факта крещения Руси. Мне кажется, что этот извечный вопрос никогда не будет иметь ответа, пока ученые всех мастей не договорятся, что считать Русью, и, что считать фактом крещения. Ситуация с этими понятиями гораздо серьезней, чем можно было бы предположить. Еще знаменитый В.И.Даль в своем словаре утверждал, что Русь – «весь мир, белсвет». Говоря современным языком – совокупность всех стран и народов. Самое удивительное в том, что его понятие о Руси имеет самый серьезный смысл. Мы находим на карте мира многие территории, имеющие в своем названии слово Русь или корень «Рус», что подтверждает слова В.И.Даля. Поэтому, говоря о крещении Руси, нужно иметь представление, в какой части ее могло произойти то или иное событие, соответствующее теме поиска, и ни в коей мере не ставить знак равенства между современной Россией или дореволюционной Российской империей и той небольшой землей, имевшей в своем названии слово «Русь». Во-вторых, нужно четко определиться, что есть понятие «Крещение Руси» или иного государства. За примером далеко ходить не нужно: принято считать, что крещение Армении произошло в 4 веке от Р.Х. Точнее в 301 году состоялось крещение группы людей в Армении св. Григорием Просветителем, за которым последовала казнь 38 дев – распространителей христианства в Армении по указанию царя Тиридата. Современные богослужители считают этот год – официальной датой приятия Арменией христианства, хотя видно, что небольшая эта группка людей (казненных) не может являться представителем всего народа. К тому же, официальная хронологии самой Армении начинается с 552 года от Р.Х., когда переселенцы из Арама, наконец, смогли получить автономию в Закавказье. Вот так и в истории нашего государства невольно возникает вопрос: кому верить? Начнем с того, что орден Андрея Первозванного был высшим орденом Российского государства, учрежденным Петром I в 1698 году, «во имя Св. Апостола Андрея Первозванного, святым крещением первоначально пределы наши просветившего». То есть своим указом российский царь закрепил факт присутствия апостола Андрея в русских землях. Многие идеологи христианства предлагают считать этот факт исходной датой крещения Руси. Стоит ли так торопиться с подобным утверждением? Мало ли в наших землях и сейчас пребывает туристов разных религиозных воззрений, чтоб после этого утверждать о принятии нашим государством той или иной старой или новой веры непонятно во что. Не исключено, что по прошествии нескольких лет (нескольких сот лет) в отдельных трудах отдельный теологов прозвучит с полной убежденностью, что посещение одним из братьев новой веры в начале 21 века привело к повальному принятию этой веры всем государством. И кто-то поверит в эти сказки. Следующим достаточно убедительным фактом «крещения Руси» служит приведенный известным писателем Александром Асовым (А.И.Барашковым) случай принятия новой религиозной формы и последовавшей за этим религиозной реформы Бусом из рода Белояров в 351 году. Кроме него подобный факт можно встретить и у других хронистов. Более всех здесь превзошел готский историк Иордан, написавший «Историю гетов». (Выделено мной специально: во всей справочной литературе печатается только искаженное «готский» вместо «гетский», приближая казаков-гетов, ведомых гетманами, к германцам-готам. Е.Г.) В одном не сходится версия нашего современника с описанием вышеуказанных событий с современником событий: у А.Асова славяне, принявшие смесь христианства со старой верой были казнены готами (Бус Белояр, ставший Бусом Кресенем и его 70 вельможей были распяты готами). По мнению Иордана анты казнили новокрещенцев-готов. Кто прав и стоит ли этот отдельный случай в истории одного из племен выдавать за крещение Руси? Думаю, что лучше всего на это ответили сами церковники, не приняв отсчет христианства с момента описываемых событий. Есть еще несколько важных дат в истории христианизации русских земель. Под 798 годом византийский историк Лев Диакон сообщает, что в Тавроскифии святительствует св. Иоанн по национальности тавро-скиф. «Император Никифор Фока послал Калокира к тавро-скифам, которых мы обыкновенно называем руссами». В 860 году состоялся первый морской поход славян под руководством Аскольда (Хаскулд, Осколдом) и Дира на Царьград (Константинополь). Из-за разыгравшейся у стен византийской столицы сильной бури славянам пришлось отступить. В процессе переговоров киевляне принимают крещение и заключают договор о мире с Византией на 30 лет. После этого происходит отмена Аскольдом и Диром дани Киева хазарам. В это же время идет война на религиозной почве хазар против мадьяр, к которым ушла непокоренная элита казаков (кабаров или хабаров), что привело к ослаблению иудо-Хазарии. Византийский патриарх Фотий, который родом из Казар (столицы Козарии), уговорил императора Михаила III отправить к хакану специальную миссию во главе Константином Философом (он же, один из братьев - христианских распространителей Кирилл), чтобы оказать поддержку казарским христианам. В Херсонесе Кириллу (в монашестве – Константин) предоставили Евангелие и Псалтырь, написанные «роуськими письменами», по которым учится русской грамоте с помощью местного руса (о сроках принятия христианства в этих русских землях ничего не известно). Он дополняет эту азбуку несколькими буквами и «создает» церковно-славянскую азбуку (сценарий проведения церковной службы на русском языке, но не саму азбуку русского письма), которую берет с собой в Моравию, где на тот момент только собирались принимать христианство. По одной из легенд из ПВЛ в 882 году Олег убивает Аскольда и Дира, которых похоронили в соответствие с именами их святых покровителей: Аскольда-Николая – в церкви св. Николая, а вот Дира – в церкви св. Ирины, что наводит мысль на то, что Дир был Дирой и приняла она имя Ирина при крещении. Под 867 годом мы узнаем из ПВЛ и других летописей, что состоялся второй поход Аскольда и Дира на Царьград. Недалеко от Константинополя войска русов встречены послами византийского императора, с которыми Аскольд и Дир заключили письменный торговый договор. Принятие христианства (разница во времени могла быть вызвана просто различным подходом к летоисчислению) Аскольдом и Диром. Константинопольский патриарх Фотий учредил первую киевскую епархию для славян и варягов, принявших христианство под влиянием контактов с Византией. Император Василий Македонянин посылает новокрещенным киевлянам богослужебные книги: Евангелие, Псалтырь и др. русские письмена, по которым учился св. Кирилл в Корсуне. Князь Аскольд строит церковь Пророка Божии Илии на Подоле. После этого русские не воевали с Византией более 40 лет (что еще раз подтверждает исключительно религиозный характер войн). После низложения патриарха Фотия папа римский направил в Киев митрополита Игнатия. Обычно этого митрополита не показывают в русских летописях, потому что он был ставленником папы римского, а время написания летописей относится к «греческому периоду». В 945 году окончательно оформлен военный и торговый договор князя Игоря с Византией. В предыдущем году он ходил с большой ратью на Царьград и сумел силой заставить принятие выгодных ему условий. После клятв и заверений в византийской земле на следующий год послы императора прибыли в Киев. Здесь повторилась процедура выдачи заверений в любви и дружбе. Языческая часть дружины Игоря приносила заверения у статуи Перуна и клялась именем Перуна и Велеса, а христиане клялись в церкви св. Илии на Подоле. В 947 году Ольга родила своего второго сына Улеба. Обычно нигде не указывается, кто был его отец, зато сообщается, что он был крещен с именем Владислав. В 955 году происходит официальное крещение (перекрещивание?) княгини Ольги и получение ею нового имени – Елена. Таким образом, мы подошли к дате последнего (в ряду первых) крещения в Киеве. Церковно-исторический справочник под редакцией протоиерея Л.Петрова сообщает, что в этот год и день состоялось крещение домочадцев Владимира, которые спустились от княжеского терема вниз по улице к ручью (сейчас уже высохшему) и приняли крещение. Ныне эта улица является лицом Киева и называется Крещатик. В других источниках приводится много всяких версий по этому поводу. Зачастую эти версии не похожи друг на друга, что является отличительным признаком христианства – многовариантность на любой вкус. Приведу одну из них. Начало дружеских взаимоотношений с Византией князем Владимиром в 988 году – с подавления восстания в Византии с помощью киевских войск. Ими одержаны победы при Хрисополе и Авидосе, предотвратив падение византийского императора. С помощью Анастаса Корсунского Владимир берет русско-готский Корсунь-Херсон, здесь же и крестится, после чего добивается права жениться на дочери Романа II, сестре византийских императоров Василия и Константина - принцессе Анне (Умерла в 1011 г. и погребена в киевской Десятинной церкви). По возвращению домой Владимир проводит первую попытку христианизации Киева 1 августа (в некоторых источниках христианизация Киева указана 1 августа 990 года). Позднее Анастасий Корсунский служил в Новгороде. Новгородское служение главы церкви Анастасия подтверждает еще один факт: Новгород в то время был столицей государства! Киев имел особые заслуги перед христианством со времен Аскольда и Дира, потому и приврали церковные историки. Вопрос еще в том, что новгородцы не пустили в свою столицу князей-предателей веры. Соответственно попасть в стольный град можно было после «зачистки» нежелателей чуждой веры. Поэтому в 989 или 990 году было начало насильственного крещения Новгорода: «Путята крестил Новгород мечом, а Добран огнем». После усмирения по-христиански Новгорода сюда перебрался митрополит и княжеский двор. Вскоре в Новгороде был построен деревянный храм Софии, с 1045 г. на этом месте князем Владимиром Ярославичем построен каменный. В том же 989 году состоялся второй поход на Корсунь и окончательное подавление восстания Варда Фоки.Затем вновь «наведение порядка» и приведение к чуждой вере: крещение суздальцев и покорение Тьмутаракани. В последующие годы еще не один раз будет меняться главенство Византийского и Римского патриархов. Вслед за этими событиями будут происходить смены ориентиров на «лидеров» и соответственно – изменения курса и политики. Кстати, в большинстве случаев за 450-летнюю историю греческого митрополичьего засилья в русских землях, митрополитов присылали из Константинополя, но бывали случаи, когда такими ставленниками становились люди Иерусалимского патриарха. Этот небольшой анализ не дает полной картины сложнейшей борьбы за митрополичьи, а потом и патриаршие престолы, но дает перечень основных событий в истории раннего христианства в русских землях.