679

Мстислав Ростропович: гений и честь

Умер Мстислав Ростропович, один из величайших музыкантов 20 века и «человек на все времена», несший в себе непреходящую, ни от чего не зависящую внутреннюю свободу – и постоянную ответственность за Россию. Совсем недавно, ровно месяц назад, он отмечал 80-летие. В музыке он был «целой эпохой виолончельного искусства» - так назвал его Дмитрий Шостакович, его учитель. Свои произведения писали специально для Ростроповича Прокофьев, Бриттен (Britten), Бернстайн (Bernstein), Шнитке, Хачатурян, Пьяццолла (Piazzolla). Исполнитель всего мирового виолончельного репертуара, Ростропович 117 сочинений сыграл впервые. Однако величие его было не только в музыкальном гении, непревзойденном исполнительстве и дирижировании (здесь его регалий – российских и международных – не счесть). Он был великим в своей человечности, совестливости, независимости и нетерпимости ко лжи. Таким он навсегда запечатлен в русской душе, в русском сознании. Ростропович был неотделим от России, где бы ни жил. В 1974 году он вместе с женой Галиной Вишневской (бывшей солисткой Большого театра) покинул СССР – физически, но не душевно. Защитник свободы – творческой и политической, он уехал за рубеж, но мысленно всегда оставался на родине. «Ни одну страну мира я не люблю так, как Россию», - неизменно говорил маэстро. Не случайно, как только Россия начала сбрасывать с себя идеологические путы, Ростропович поспешил на родину. Сначала это были гастроли – в 1990 году, когда Национальный симфонический оркестр в Вашингтоне (National Symphony Orchestra, Washington) под руководством Ростроповича приехал с концертами в Москву и Петербург (Ленинград). В тот год «виолончелисту номер один» вернули гражданство и правительственные награды, которых лишили в пору эмиграции. А в 1991 году, в дни августовского путча, когда Россия отвоевывала свою свободу, «неистовый Слава» прилетел в Москву поддержать демократию, Белый дом. Ростроповичем всегда руководили только талант и совесть. «Солженицын выстрадал право писать правду…», - заявил в 1970 году музыкант в своем открытом письме в прессу. Поддержав писателя-диссидента, он выразил и свое собственное изначальное и незыблемое кредо: правда во всем – в искусстве и в жизни. Этому кредо он следовал с юности. В феврале 1952-го вместе с пианистом Святославом Рихтером, который встал за дирижерский пульт, Ростропович исполнил в Большом зале консерватории прокофьевскую Симфонию-концерт для виолончели с оркестром. Это был дерзкий гражданский акт – еще не ушла в историю политическая кампания конца 1940-х против композиторов-«формалистов» (в их числе – Шостаковича и Прокофьева), которые якобы жертвовали содержанием произведений во имя формы. Тогда его «простили», как и десятилетие спустя, в начале 1960-х, когда Ростропович аккомпанировал Вишневской, исполнявшей «Сатиры» - вокальный цикл Шостаковича на «крамольные стихи» поэта Саши Черного. Эти едкие насмешки над общественной жизнью сочли вольнодумством, но не преступлением, - и не лишили чету гастролей, почета, возможности воплощать творческие замыслы. В 1968 году Ростропович даже поставив в Большом театре «Евгения Онегина» Чайковского с Галиной Вишневской (партия Татьяны Лариной), претворил в жизнь давнюю мечту. А в 1970-е, после истории с Солженицыным, власть попыталась перекрыть Ростроповичу воздух. Напрасно. Его свобода была личной и - тотальной. Никакая идеология не смогла бы «подмять» ее. И никакая болезнь не могла лишить его творчества. Он оказался в больнице незадолго до своего юбилея. В декабре 2006 года, во время поездки в Воронеж, Ростропович почувствовал себя плохо. Но и на больничной койке, старался все успеть – подготовиться к грядущему июньскому ХШ Международному музыкальному конкурсу имени Чайковского. «Я должен торопиться», - твердил он. Маэстро выписался из московского Онкологического центра в начале марта. А несколько дней назад снова был госпитализирован. Состояние его здоровья волновало всех – газеты в России и за рубежом постоянно писали о нем. Мстислава Ростроповича навещал в больнице президент Владимир Путин. «Национальное достояние» - так уже давно называли великого музыканта (орден «За заслуги перед Отечеством» он получил накануне 80-летия). Великий музыкант и человек ушел. Открыв миру новые сочинения и имена, и снова показав, что такое русская совесть и честь.
0