840

Россия - Латинская Америка: о научно-техническом и инновационном сотрудничестве

МОСКВА, 25 января / РИА Новости /. Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ В числе важнейших приоритетов внешней политики Российской Федерации - интенсификация политического диалога и экономического сотрудничества с государствами Латинской Америки. Это объясняется высокой емкостью латино-американского рынка, потенциальной возможностью поставок в страны региона российских высокотехнологичных товаров и услуг, а также лидирующими позициями латиноамериканских стран на мировых рынках сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров. Если говорить о перспективах экономического сотрудничества России со странами Латинской Америки, то в целом они неплохие. Из общего объема российской внешней торговли на долю Латинской Америки сегодня приходится порядка 4% и эту цифру вполне можно удвоить и утроить. Например, с Бразилией объем взаимной торговли уже подходит к трем миллиардам долларов. В советские времена рекорд составлял 835 миллионов, но продержался он только один 1983 год. Однако тогда 60% экспорта составляли машины и оборудование. Сегодня три четверти российских поставок в Бразилию, Аргентину и Мексику - это минеральные удобрения. Только с Кубой объем оборудования в торговом балансе достаточно высок, но это в основном комплектующие к технике, проданной еще во времена СССР. Явно недостаточно развито инновационное сотрудничество: со многими странами оно просто отсутствует. Например, Чили и Перу называют примерно 25 стран - наиболее крупных инвесторов в свою экономику. России среди них нет. Точно так же и в Мексике российские инвестиции есть, но очень незначительные. Наиболее перспективными направлениями сотрудничества России с латино-американскими странами считаются топливо - сырьевой комплекс, энергетика, металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, транспортный и агропромышленный комплексы. В области высоких технологий особо следует отметить сотрудничество в космической деятельности. Мексиканские, чилийские и аргентинские спутники запускаются с помощью российских ракет-носителей. Бразильский космонавт летал в космос на российском корабле "Союз", а сейчас реализуется программа создания по российскому проекту современного стартового комплекса на космодроме Алкантара в штате Мараньян. Российские специалисты оказывают помощь Бразилии и в разработке эффективных средств выведения полезных нагрузок в космос. В топливо-энергетическом комплексе взаимодействие и передача технологий могут быть ориентированы на внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов минерального и органического сырья (в том числе с помощью космических средств), повышения уровня его извлекаемости и разработки, а также создание высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки. Например, российский РУСАЛ приватизировал в Гайане одну из крупнейших бокситодобывающих компаний и уже сделал несколько миллионов инвестиций. За счет этих вложений в Россию будет ежегодно поставляться два миллиона тонн бокситов. Цифра достаточно высокая и по российским масштабам, тем более по гайанским. Активно стремится закрепиться на латиноамериканском топливо-сырьевом рынке и российский нефтяной гигант ЛУКОЙЛ. В энергетике инновационная политика может сконцентрироваться на создании и использовании парогазовых установок для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых блоков с применением новейших технологий сжигания твердого топлива. Российская электроэнергетическая компания "Силовые машины" (бывший "Энергомашэкспорт") выиграла торги на поставку оборудования для электростанций в Мексику, Бразилию и Чили. Особую актуальность для латиноамериканских стран с достаточно развитой металлургической промышленностью представляет реализация сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энерго-сбережение на всех его стадиях. Аналогичная задача внедрения материало- и энергосберегающих технологий имеет место и в химической, и нефтехимической промышленности. В машиностроении может быть востребован российский опыт автоматизации процессов проектирования и производства, применения прогрессивных методов высокоточной обработки материалов, контроля и диагностики деталей и узлов в процессе их изготовления и эксплуатации. Технологическое сотрудничество в транспортном комплексе может развиваться в области обновлении и совершенствовании транспортных средств, дорожных машин и оборудования. Российские грузовые автомобили "Урал" закупаются для уругвайской армии. В Эквадоре действует сборочный завод "Автоваза". Авиатехника, в основном вертолеты, продается в Мексику, Венесуэлу, Колумбию и Перу. По мнению российских экспертов, основной формой взаимодействия, обеспечивающей разработку и коммерциализацию инновационных проектов, должно стать создание с латиноамериканскими компаниями совместных предприятий в сферах высоких технологий как для отработки пилотных моделей сотрудничества и совместных наукоемких производств, так и для доводки новейших российских разработок до стадии коммерческого использования в странах Латинской Америки. При этом необходимо иметь в виду, что инновационные проекты будут эффективными только в том случае, если они основаны на прорывных фундаментальных и прикладных исследованиях и с самого начала ориентированы на коммерциализацию их результатов. Важным, если не решающим, условием достижения успеха в научно-техническом и инновационном сотрудничестве России и стран Латинской Америки является активное участие государства в его стимулировании. В частности, в поддержке отечественных демонстрационных проектов на международных выставках, расширении патентования за рубежом отечественных технологий, обеспечении прозрачности технологического экспорта и импорта. Латинская Америка - чрезвычайно интересный и перспективный торгово-экономический партнер для России. Например, Бразилия - четвертый в мире производитель самолетов и лидер на рынке региональных и среднемагистральных машин. Она владеет 45% этого рынка. Между тем, существует явный парадокс. Россия покупает такие самолеты в США, в то время как Соединенные Штаты сами покупают их в Бразилии.

0