
"Как здорово, что обычаи и традиции не меняются!" - восклицаю каждый раз, когда (пусть и два раза в год - по новому и старому стилю) приходят колядники и возвещают о том, что "Дева Мария родила Мессию". И когда - тоже два раза в год - будь то под окнами родительского дома, съемной хибарки в городе Глодень, в подъезде, тесной прихожей григориопольской "хрущевки" или более импозантной кишиневской девятиэтажки - слышала и слышу: "Aho, aho, copii si frati, stati putin si nu minati..."Обычай славить, или новогодние колядки, в нашей небольшой стране именуют по-разному. В приднестровской Токмазее - "umbla de-a haitul", в Кишиневе, Лимбений Векь Глоденского и Сэрэтень Хынчештского районов - "cu uratul"...>Для взрослых дядь и юных мальчиков села Парково, что в Единецком районе, Новый год и Рождество очень напряженное время . В эти зимние дни их ждут в каждом сельском доме с праздничными колядками и традиционным Плугушором. - Можно хэйкать? - звонко спрашивает выстроившаяся под окнами снимаемой моей семьей времянки ватага ребятишек. Мы с мужем недоуменно переглядываемся - чего им надо? Я быстро в уме перевожу с приднестровского на хохляцко-глоденский (в той магале, где мы снимали домик, жили украинцы) и понимаю, что "хэйкать" - это, должно быть, славить, колядовать, и говорю: "Валяйте!"Начало колядки - традиционное "Aho, aho,...", а потом "Miine anul se 'nnoeste, plugusorul se porneste..." Выключаю свет, чтобы лучше рассмотреть колядников, но они почему-то замолкают. И тут я замечаю, что колядующие пялятся в какие-то листки, пытаясь что-то прочесть. Мне стало смешно. Я периодически включала и выключала свет, "музыка" под окном то возобновлялась, то замолкала. Когда вынесла колядникам награду за труды, попросила одного из них показать бумажку. Это был листок, вырванный из книжки по молдавскому языку, где под рисунком с елкой и Дедом Морозом был напечатан текст "Плугушора" - традиционной новогодней колядки.- Что ж вы, ребятки, книги изуродовали? - спрашиваю.- Так ведь материал-то уже пройден, а нам эти листки и на будущий год пригодятся, - сказали пацаны и с гиканьем побежали в соседний двор - "хэйкать" и возвещать о том, что наступает год 1970-й.Григориополь, 31 декабря 1982 года, звонок в дверь. Я на кухне "дорисовываю" последние штрихи новогоднего стола, младшая дочь с котами уже кружат хоровод вокруг нарядной елки. В открытую старшей дочерью дверь слышу: "Можно колядовать?" И под аккомпанемент гитары полилось... "Aho, aho, copii si frati". Дочь вынесла ребятам угощение - фрукты, конфеты с печеньями. Потом зашла на кухню и сконфуженно сказала: "Однако деньги давай. Там здоровые лбы, говорят, на сигареты не хватает".Но, пожалуй, больше всех запомнилась следующая история с колядками. Где-то в полдень 31 декабря 1989 года спешу из магазина домой и вижу, как к нашей двухэтажке направляется целая свита - Дед Мороз со Снегурочкой, ряженые, Медведь, Коза с огромными... козлиными (а не козьими) рогами. В общем, человек двадцать пели и выплясывали под аккомпанемент аккордеона, трубы, кларнета, ная. "К кому, интересно, они идут? - подумала я. В нашем доме жили зампрокурора, следователь прокуратуры, майор из военкомата, какой-то строительный начальник. Но в другом подъезде, а "свита" из пары дюжин самодеятельных артистов ДК села Делакэу направлялась в мой подъезд. Иду за ними и вижу: на пороге стоит мой растерянный супруг и что-то пытается объяснить поющей и гогочущей братии. Потом слышу: "Да вот и она идет..." И тут как грянуло: "Sa va uram?" Получив добро и войдя в нашу тесную квартирку, они начали: "Aho, aho, copii si frati...". Была колядка вроде бы обычной, но и не совсем - в ней говорилось и про бэдицу Траяна, и про Василе, и про коней вороных... Играл оркестр, ему вторил "бугай", вокруг елочки выплясывали Дед Мороз, Снегурочка, Коза в обнимку с Медведем. И как приятно было слышать, что в том, что культура в районе развивается, есть и заслуга конкретного журналиста, и за это ему - многая лета! Пожалуй, это была самая высокая награда, которую довелось когда-то получать, - народное признание....На дворе XXI век, наступает 2007-й год от Рождества Христова. И Новый год и Рождество у нас отмечают по новому и старому стилю. Уже отколядовали первые, "рождественники". Колядки такие красивые, а детки такие аккуратненькие, ну прямо ангелочки. А в воскресенье вечером пойдут ватаги с "плугушором", текст которого обязательно начнется с традиционного "Aho, aho!" Как хорошо, что старинные обычаи не меняются и не забываются. Это ли не свидетельство связи времен и поколений? И все-таки, почему-то грустно становится, когда не вижу увенчанную сухим базиликом палку, на которую ребята из моего детства нанизывали полученные от хозяев калачи да бублики, холщовые котомки, в которые складывалась сладкая снедь - фрукты, карамели с пряниками. Да и "бугаи" преобразились - тоже какие-то аккуратные, будто сошедшие с заводского конвейера. То ли дело "бугай", изготовленный моими друзьями детства Алексеем Мокрянским и Мишей Кирошкой, - из консервной банки и сапожной дратвы. К его "конструкции" они приступали задолго до Нового года. И пусть он был прокопченным и неказистым, зато как мычал!"Бугаи" нынешних мальчишек блестят, как золотые, а сладости с мандаринами они небрежно бросают в красивые полиэтиленовые пакеты. Глаза их загораются, когда даешь пятерку, а то и десятку (каждому), а при виде лея тухнут. Иные времена, иные аппетиты и взгляды. Хорошо хоть колядка начинается, как и прежде. Это лишний раз убеждает - связь времен нельзя остановить.Aho, aho, copii si frati, stati putin si nu minati, ci cuvintu-mi ascultati. La multi ani!