Эмиль Лотяну знал о своей скорой смерти
Вчера великому кинорежиссеру и поэту исполнилось бы 70 лет«Лотяну плакал тихо, но навзрыд»Василий Брескану, кинорежиссер: - Я снимался у Лотяну в двух картинах: «Жил-был мальчик» и «Ждите нас на рассвете». У нас были приятельские отношения. Года четыре назад Эмиль предложил мне участвовать в его проекте в качестве сорежиссера. Он собирался снимать фильм о Хаджи-Мурате. Я мог снимать что угодно, но монтировать будет Лотяну. Мы сидели у него дома и часа два разговаривали за жизнь. В конце разговора Эмиль стал грустным, замолчал, а потом неожиданно сказал мне: - Я знаю, что ты хочешь сказать. Ты хочешь сказать, что я не могу перепрыгнуть через себя, через свои фильмы! Пойти вперед, выйти на новый уровень!Я промолчал. Это было именно то, что я хотел ему сказать. Лотяну отвернулся. Только его спина судорожно вздрагивала. Тишина. Эмиль плакал. Плакал тихо, но навзрыд. Затем он повернулся ко мне и произнес:- Хочешь, скажу, что будет дальше?И, не дожидаясь моего ответа, сказал:- А дальнейшее - молчание…Это последние слова Гамлета… Эмиль предчувствовал, что дальше двигаться ему невозможно. Он был коммуникабелен, но одинок. Он был великим режиссером, но его окружала армия посредственностей. У него было большое сердце. А большое сердце - большая мишень…«Эмиль всегда нравился женщинам»Евгений Дога, композитор: - Я помню, как увидел Эмиля первый раз на улицах Кишинева. Он шел в длинном развевающемся расстегнутом плаще, красный шарф вокруг шеи, огромнейшая красивая шевелюра. Плащ был расстегнут всегда! Как будто в груди у него было столько энергии, что ей мало было места. Она выпирала, била из него, как вулкан! Ей было тесно в замкнутом пространстве! Он очень нравился девушкам. С ними у него никогда не было проблем! Но он любил красоту в общем смысле! Не только женскую красоту. Он воспевал ее! Это был очень талантливый, выдающийся человек. Не молдаванин, не русский, не еврей… Гражданин мира. Не вписывался ни в какие рамки. Был уникален в своем роде. А у нас таких не очень-то любят… Жалко… У него потрясающие стихи! Когда он двадцать лет не снимал, то и стихов не писал. Я журил его за это. Говорил: «Эмиль, почему ты не пишешь стихи?» Он два дня не вставал из-за стола и написал такие стихи! Он воспевал золотую нить, придуманную Эминеску, по которой Лучафэрул спустился на нашу землю…«Дома его можно было найти только ночью»Ион Друцэ, писатель: - В последний раз, когда мы встречались незадолго до его смерти, он произвел на меня впечатление очень энергичного человека, полного сил. Он тогда нашел часть денег для новой картины «Яр», где действие разворачивалось в ресторане «Яр», в котором Станиславский с единомышленниками создавал концепцию нового театра. И, конечно, цыгане там должны были быть, поющие цыгане. Они ведь проходили красной нитью через все его творчество. А когда начались съемки, мы даже созваниваться стали реже, потому что найти его можно было только глубокой ночью. Работал много. Вот, не успел…Лотяну назвал Сулака салагойКонстантин Мунтяну, писатель: - Вспоминаю одну байку об Эмиле Лотяну. Идет творческий вечер Николая Сулака. На сцене Национального дворца - своего рода «Огонек». Приглашенные - за столиками. За одним из них - юбиляр Николай Сулак, рядом с ним Лотяну. Телевидение, цветы. Ведущий объявляет: «Слово предоставляется народному артисту Российской Федерации кинорежиссеру Эмилю Лотяну!» Лотяну встает из-за столика: «Дамы и господа! Что значит для нашей Молдовы имя Николай Сулак? Представляете, дамы и господа, это свежий лепесток на ржавчине застоя. Сулак, если хотите, это наша национальная гордость! Это даже наш национальный герой!» Сулаку стало неловко от этих высокопарных фраз, он дергает Лотяну за пиджак: «Эмиль, ну неудобно…» На что Лотяну поворачивается: «Да заткнись ты, салага, дай договорить!»Подготовил Леонид РЯБКОВ. leonidas@kp.md