551

Саммит СНГ: триумф противоречий

Состоявшийся 28 ноября в столице Белоруссии саммит СНГ,безусловно, войдет в историю на постсоветском пространствемеждународной организации. К своему пятнадцатилетнему юбилеюСНГ подошло на излете многолетних попыток превращенияСодружества по "разводу и разделу" советского наследства вадминистративный орган по сохранению, с одной стороны,общего визового, транспортно-транзитного, воздушного,миграционного пространства, а с другой стороны, винтеграционный экономический проект, способный противостоятьвлиянию ЕС в западной части постсоветского пространства иКитаю с Индией в восточной.Однако за прошедшие полтора десятилетия политический классстран СНГ прошел несколько этапов своего развития, еговнешнеполитические приоритеты уже давно не замыкаютсяграницами бывшего СССР и одной из причин невыполнения большечасти принятых на форумах СНГ 1600 документов и соглашенийявляется нежелание постсоветских правящих группировокограничивать свои суверенные и независимые политическиеамбиции новым наднациональным органом. Победившийэкономический национализм, развитие собственных национальныхэкономических моделей привел не только к обособлениюнациональных рынков, но и похоронил экономическую интеграциюв рамках СНГ.Постепенно Содружество превратилось в международнуюорганизацию, аппарат которой годами был занят поискамиаргументов для доказательства необходимости своегосуществования. С годами многолетний летаргический сонбольшей части структур СНГ, выходящих из оцепенения толькоперед очередным саммитом, из административной проблемыпостепенно перерос в политическую. Дело в том, не спеша напостсоветском пространстве завершился процесс определенияэкономических приоритетов. Одна часть стран СНГ (Украина,Молдова, Грузия, Белоруссия, Армения) оказались в фатальнойзависимости от ТЭК, прежде всего, российского, инеобходимости сохранить доступ на рынки СНГ для сбыта своейаграрной и металлургической продукции. Другая - Казахстан,Россия, Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан,заинтересованы в транзитных коммуникациях для своегоэнергоэкспорта.Частично определились и политические приоритеты - частьстран, попав в европейское "приграничье", связали своебудущее с ЕС и НАТО, другие, на фоне образовавшегося ядраСНГ - Белоруссии, России и Казахстана (83% экономическогопотенциала постсоветского пространства), пока занятыопределением своей внешнеполитической ориентацией. Внастоящее время внутри СНГ функционирует целых триболее-менее "тесных" блока - ЕврАзЭС, ГУАМ, ОДКБ.В определенный момент показалось, что дни СНГ уже сочтены инедалек "последний" саммит, когда Содружество безвозвратноуйдет в анналы истории. Тем не менее, в разгар общейполемики о судьбе объединения и в момент, когда кризисы вСНГ словно бусинки в ожерелье стали опоясывать границуРоссии, вдруг оказалось, что чем дальше расходились страны всвоих внешнеполитических приоритетах, тем чаще ониобращались к СНГ, как единственному универсальному механизмупо поиску компромиссов. СНГ оказался вновь востребованисторией.До только что завершившегося саммита ни одна из странСодружества, включая Грузию, так и не рискнула отказаться от"наследства" распада СССР, пытаясь найти применения если несамому Содружеству в своих вншенеполитических стратегиях, тохотя бы использовать в своих целях его реформирование. Витоге, назревшая реформа СНГ оказалась не столько яблокомраздора между членами - учредителями Содружества, сколькоодним из инструментов для решения на "площадке" СНГдвусторонних проблем между Москвой и Тбилиси, Ереваном иБаку, Минском и Москвой и т.д.Между тем, реформирование СНГ выявило различные подходы кроли Содружества. Западная часть постсоветского пространства(Украина, Белоруссия), выступают за скорейшее преобразованиеСНГ в зону свободной торговли, что позволит Минску и Киевуполучить доступ к российским энергоносителям повнутрироссийским ценам и обеспечит конкурентныепреимущества агропродукции Молдовы, Украины, Белоруссии иГрузии на российском рынке.Другой подход реформирования Содружества предлагаетКазахстан - путем концентрации усилий организации на техвопросах, в решении которых заинтересованы всестраны-участницы.В варианте Астаны просматривается вариант придания СНГ вбольшей степени координационных и консультационных функций.Попутно, в предложении Казахстана получили отражениеинтересы стран СНГ, обладающих развитым ТЭК - "формированиеединого транспортного пространства с общей транзитнойполитикой".К октябрьскому саммиту СНГ обстановка основательнонакалилась. Газпром, "пробиваясь" к потребителям в ЕС черезпостсоветское пространство, косвенно спровоцировал созданиенекоего взаимопонимания между транзитными для РоссииУкраиной и Белоруссией, а Азербайджан, Казахстан и страныЦентральной Азия оказались недовольны политикой России вкачестве транзитной страны для их углеводородов. Безусловно,столь сложные противоречия сказались на борьбе двухвариантов реформирования СНГ и в итоге привели кмеждународному скандалу - отмене октябрьского саммита СНГ ипереносе его на ноябрь.28 ноября столкновение двух векторов реформирования СНГказалось неминуемым, но жаркой дискуссии помешала вторичная,а может сейчас и первичная функция Содружества -предоставлять практически единственный "круглый стол" напостсоветском пространстве для решения двустороннихпроблем. В одном зале оказались Путин, Саакашвили,Лукашенко, Ющенко, Воронин. Незримо присутствовали главынепризнанных государств - Приднестровья, Абхазии, ЮжнойОсетии.Президенты, словно торопясь освободить время длядвусторонних контактов, отправили всю реформу СНГ надоработку к июльскому саммиту 2007 года, решив по ходу ряднезначительных или символических проблем, к числу которыхможно отнести предложение сохранить на просторах СНГпразднование 9 мая, как Дня Победы.Однако на начавшийся после пленарного заседания марафондвусторонних встреч оказал несомненное влияние вспыхнувшийпо вине белорусских хозяев саммита журналистский скандал.Белорусское руководство вдруг решило организовать намеждународном мероприятии показательные экзекуции допекающихих иностранных журналистов, что немыслимо для практикитакого рода форумов. Скандал, промежуточным этапом которогооказался срочный и солидарный отъезд российских журналистовиз Минска, и, завершившийся адекватной депортациейбелорусских корреспондентов с заключительного брифингапрезидента России, в итоге поставил под вопросдоброжелательность минской "площадки" для столь судьбоносныхмеждународных форумов, как саммит СНГ.Без сомнений, периодически оживляющаяся дискуссия о переносештаб - квартиры Содружества из Минска в Москву послескандала с журналистами "кремлевского пула" получитдальнейшее развитие. Словно демонстрируя несговорчивым М.Саакашвили и А. Лукашенко, не способным принять решение одопуске "Газпрома" к транзитным газопроводам, В. Путин,похвалив президента Молдовы за понимание проблем с транзитомроссийских энергоносителей, снял запрет на поставку в РФмолдавского вина.Двусторонняя встреча В. Путина и А. Лукашенко, завершившаясаммит СНГ, прошла на благоприятной для президента Россииноте. Глава российского государства, впервые послезнаменитой пресс-конференции в июне 2002 года ("мухиотдельно, котлеты отдельно) провел по ее итогамодносторонний брифинг и сделал во многом сенсационноезаявление, посвященное решению взаимосвязанной проблемыпоставки российского природного газа в РБ в 2007 году исоздания российско-белорусского газотранспортного СП на базе"Белтрансгаз". Фактически, В. Путин провозгласил завершениемногомесячного переговорного марафона о передаче Газпрому50% акций единственного белорусского газового оператора.В итоге, ноябрьский саммит СНГ, предстал перед наблюдателямивнешне неспособным к быстрому и полномасштабномуреформированию. Но при этом оказался вполне эффективным всфере решения двусторонних проблем между членами СНГ,оставаясь вполне благоприятной "площадкой" для взаимныхконсультаций и согласований. Это позволяет сделать прогноз,что в ближайшие годы СНГ постепенно преобразуется вконсультативный орган, одновременно сохранив координацию всфере миграции, транспорта, борьбе с трансграничнойпреступностью и терроризмом.
0