597

Небо под контролем

Основной задачей государственного предприятия "MoldATSA"(Moldavian Air Traffic Services Authority) являетсяобеспечение безопасности полетов и обслуживание воздушногодвижения в воздушном пространстве Молдовы. Сегодня этоединственное в своем роде предприятие, и в республике нетдругой организации, которая бы дублировала данный вид услуг.Во всем мире авиационная инфраструктура построена из трехосновных составляющих: аэронавигационное обслуживание,аэропортовое обслуживание и сами воздушные полеты. Такзаписано в документах Международной организациигражданской авиации ICAO. Авиакомпаний в стране может бытьбольше или меньше, или вообще не быть, аэропорты могутзакрываться или открываться, однако, не смотря ни на что,надо обслуживать движение самолетов других стран,пролетающих над Молдовой.Как сообщил генеральный директор Валериан Вартик, "MoldATSA"работает на самофинансировании, за свой счет производитпереоснащение и модернизацию оборудования. Если в 1996 годустоимость основных средств составляла 27,7 млн леев (иостаточная - 8,6 млн леев), то на начало 2006 года стоимостьосновных средств достигла 99,8 млн леев (остаточная - 55,7млн леев). За десять лет основные средства увеличились болеечем на 72 млн леев!Покупка нового оборудования - не самоцель, это выполнениетребований международных организаций в области авиации,таких как ICAO и "Евроконтроль". Они обязывают всегосударства использовать аппаратуру и современныетехнологии для воздушной навигации. Технический директор"MoldATSA" Валерий Чера сообщил, что с 1996 года напредприятии заменено более 70% всего оборудования насоответствующее международным требованиям. На основеприобретенного итальянского оборудования фирмы Аlenia былсоздан современный Центр управления воздушным движением.Приобретена новая система записи и воспроизведения голосовойинформации производства немецкой компании Comsoft.Современная система голосовой связи была закуплена уавстрийской компании Frequentis.После того, как в состав предприятия включили метеослужбу,пришлось закупить метеорологическое оборудование. Былиустановлены две системы посадки франко- немецкой компанииThales ATM. Приобретено новое навигационное оборудованиеDVOR/DME, предназначенное для навигации на маршруте и заходана посадку в аэропорту Кишинева. Благодаря его большомурадиусу действия оборудование может быть использовано дажевоздушными суднами, находящимися за пределами Молдовы.Сегодня на предприятии занято 59 диспетчеров. Поскольку вМолдове отсутствуют учебные заведения авиационного профиля,то подготовка новых специалистов осуществляется на основедоговора с Высшей авиационной школой (Бухарест). В этом годуна учебу в Румынию отправились еще 10 человек. Ранее там ужеполучили специальность 8 молодых диспетчеров.В воздушном пространстве Молдовы пролетают без посадкисамолеты 136 авиакомпаний мира, в зависимости от временигода - от 30 до 60 самолетов ежедневно. Летчики получают от"MoldATSA" навигационные услуги, информационноесопровождение, метеообеспечение. Это целый комплексобслуживания, соответствующий международным нормам. Всреднем каждое воздушное судно, пролетая над Молдовой,платит порядка 130 евро за оказанные аэронавигационныеуслуги. Начальник группы по использованию воздушногопространства "MoldATSA" Олег Новиков сообщил, что летомосновные направления транзитных полетов пролегают с северана юг, в сторону Турции, Болгарии, Греции. Зимой - междуЕвропой и Юго-Восточной Азией.Среди них самолеты авиакомпаний Emirates International(ОАЭ), Air France (Франция), Finnair (Финляндия), SingaporeAirlines (Сингапур), Quantas (Австралия), Olimpic (Греция),British Airways (Великобритания), а также Аэрофлота, БелАвиа(Белоруссия). Конечные точки следования самолетов: Лондон,Амстердам, Париж, Сингапур, Бангкок, Бомбей и др. В"MoldATSA" заинтересованы в том, чтобы привлечь в нашевоздушное пространство больше иностранных самолетов. В этомгоду были открыты две новые воздушные трассы. Одна из нихначинается в Магдебурге (Германия) и завершается в Иране,проходя над территорией 8 государств, участвующих в даннойпрограмме. Вторая новая трасса идет из России, над Молдовой,Румынией и Венгрией в сторону государств Юго-ЗападнойЕвропы.Однако, небо не всегда бывает безоблачным. Есть свои облака- проблемы и у "MoldATSA". С 2002 одна проверка идет задругой, все существующие в республике проверяющие органы непокидают предприятие, последняя завершилась всегонесколько дней назад. В большинстве случаев проверки иревизии спровоцированы письмами (в том числе и анонимными)бывших работников. Бывший главный бухгалтер г-жа НинаПисаренко, уволившись в 2002 году, до сих пор вымещает напредприятии свою профессиональную непригодность, злость инепорядочность. Так и не поняв основного предназначения испецифики предоставляемых аэронавигационных услуг, онапродолжает атаковать органы всех ветвей власти своимиизмышлениями - как пополнить бюджет страны. С ее подачипредприятие было вынуждено в течение трех лет доказывать вовсех инстанциях, включая и судебные органы, то, что четкозафиксировано в Налоговом кодексе - приоритетмеждународных договоров, которые приняла и подписалареспублика в части налогообложения услуг. Что заставитьиностранные авиакомпании платить за аэронавигационные услугина 20% больше, чем заплатили авиакомпании-резиденты - этоесть дискриминация и несоблюдение страной положенийКонвенции о международной гражданской авиации.Ее неграмотность привела к тому, что Республика Молдоваиспортила свой имидж на международном авиационном рынке,вызывая недоверие иностранных авиакомпаний, после того какгосударство ввело официально НДС по 20% ставке, и отменилоего буквально через месяц. Действия бывшего главногобухгалтера могли бы стоить предприятию огромных денег, чтосоздало бы крайне затруднительную финансовую ситуацию, темсамым ставя под серьезную угрозу обеспечение безопасностиполетов.Другая проблема с бывшими работниками - это уволенные 1,5лет назад за денежные приписки в период командировок четыредиспетчера. Теперь они потребовали их восстановления вдолжности. Дела рассматриваются судебными инстанциями,которые, парадоксально, выносят противоположные решения поряду дел одного и того же характера, касающихся одного итого же нарушения. В конечном итоге три из четырех дел започти полтора года подошли к своему благополучномузавершению. "MoldATSA"отстояла в суде свою позицию. Нопредприятию успели нанести ущерб в сумме около 130 тысячлеев путем налагания судебными исполнителями на счет"MoldATSA" инкассо для выплаты денежных компенсацийвыигравшим в первой инстанции диспетчерам. Будут ливозвращены государственному предприятию деньги с той жеоперативностью, с которой они были отобраны?Несмотря на попытки дестабилизировать деятельностьпредприятия, оно прилагает все усилия для выполнения своихзадач и смело берется за новые проекты. Один из последнихпроектов выполняется по указанию Президента республики ирешению Совета безопасности Молдовы. Это установкакомбинированного первично- вторичного радиолокационногокомплекса для обеспечения двойного радарного покрытиявоздушного пространства нашей страны, а также обеспечения ввоздушном пространстве Молдовы первичной радиолокации,которая отображает на экране диспетчера все пролетающиевоздушные суда - имеющие и не имеющие на борту автоответчик."MoldATSA" уже заключила контракт с французской компаниейThales на поставку этого дорогостоящего оборудование."MoldATSA" обратилась через Госадминистрацию гражданскойавиации РМ с просьбой об освобождении при импортеоборудования от оплаты таможенных пошлин и НДС. Однакольготу не дали, хотя это оборудование закупается по решениюВысшего совета безопасности. Как показывает практика, льготыв сфере авиации все же возможны. В свое время такая помощьбыла оказана Международному аэропорту Кишинэу в связи среконструкцией здания аэропорта. Также, в различных формах,оказывается поддержка и другим предприятиям гражданскойавиации.В "MoldATSA" надеются, что настанет время, когда всепредприятия авиации республики, выполняя единую задачу пообеспечению безопасных полетов, урегулируют свои финансовыепритязания друг к другу. И предприятие "MoldATSA" сможет,наконец, повысить зарплату работникам, установив I-ыйтарифно-квалификационный разряд в сумме 700 леев, как тоготребует постановление Правительства. Поскольку недовольствоколлектива возрастает, все труднее объяснять, почему другиеавиационные предприятия платят повышенные зарплаты, хотя ониработают в убытке, а "MoldATSA" считается прибыльнымпредприятиям, но не может найти средств для повышениязарплат.
0