коллекция BMW Art
Если жизнь проходит, а слава к вам еще не пришла, не отчаивайтесь. Найдите перспективного художника, отдайте ему автомобиль, оплатите чеки за краску, сфотографируйтесь на фоне своего произведения искусства. Продайте идею капиталистам и войдите в историю. Это еще никогда не было так легко сделать. До создания коллекции BMW Art Car автомобиль воспринимался в мире высокого искусства как кусок железа, из которого можно сделать нечто сто€ящее. В сороковых годах американец Джон Чэмберлен резал кузова выброшенных автомобилей на части и сваривал из них картину. Вскоре к творчеству янки стали относиться с любопытством, что вдохновило и европейцев на подобные изощрения. Сезар, французский художник, например, создавал шедевры, превращая машины в единый цветной комок металла с помощью мощнейшего пресса! Смотрелось неплохо. Но мир искусства получил еще больше эмоций, когда в ряды участников 24-х часов Ле Мана влился BMW 3.0 CSL с французским гонщиком Херве Пуленом за рулем. Спортсмен мечтал превратить свое купе в настоящее произведение искусства перед тем, как оно займет место на старте. Воплотить мечту помог друг – художник Александр Калдер. Американец с детства рассматривал цвет в качестве возбудителя эмоций, а форму – как выражение динамики. Именно поэтому его фигуры назывались mobiles – подвижные. С каждым годом они становились все объемнее и абстрактнее, пока, наконец, не расплескались по всему телу спорткара огромными разноцветными пятнами. К сожалению, BMW 3.0 CSL оказался единственным вкладом Калдера в дело сближения автоиндустрии с искусством – в 1975 году художник умер, но – кто бы мог так подумать о скучных баварцах – шедевр Калдера был с энтузиазмом воспринят BMW! Второй машиной в коллекции Art Car оказалась внешне похожая на предыдущий BMW 3.0 CSL модель мощностью 750 л. с. Американец Фрэнк Стелла покрыл ее рисунком в виде квадратной сетки и прокомментировал свое творение как эскиз, перенесенный на кузов автомобиля. Считая, что изображение на теле BMW должно расцениваться как подходящее художественное оформление, он превратил сверхскоростной CSL в тетрадный листок, испещренный замысловатыми фигурами! Премьера работы янки снова состоялась на 24-часовых гонках в Ле Мане, снискав огромную популярность. Третий экземпляр собрания походил на странника дорог, провидца будущего и хранителя прошлого – Рой Лихтенштейн "положил" ему на крышу крест, отдавая созданию имиджа "странствующего рыцаря" все свое время и силы. Третий в коллекции 300-сильный BMW 320i занял первое место в Le Mans, продолжив тем самым традицию выступления "арт-каров" BMW в гонках на выносливость.Все предыдущие художники рисовали лишь эскизы своих работ в уменьшенных масштабах, предпочитая переносить изображение на стальное полотно с помощью ассистентов. И только в 1979 году Энди Уорхол впервые собственноручно расписал BMW M1! Его машина стоила того: 470 лошадиных сил, закованных в шесть цилиндров, разгоняли автомобиль до 307 км/ч. И не выразить такую мощь в красках Энди просто не смог. Как и Калдер, Уорхол видел самым ярким средством выражения неистового характера машины линии с размытыми очертаниями. Глядя на этот M1, кажется, что зеленые и синие пятна приняли свою форму под действием мощнейшего напора встречного ветра – воздушный поток будто бы стер острые края и отшлифовал всю поверхность кузова. Пятый BMW, появившийся в коллекции в 1982 году благодаря австрийскому художнику Эрнсту Фуксу, оказался совершенно непохожим на предыдущие экземпляры. Да и куда им было тягаться с целой философией, развернутой европейцем на шикарном теле BMW 635 Csi! Нарисовав в воображении зайца, бегущего через гоночный трек, перепрыгивая горящий болид, Фукс увидел примитивный страх животного и возвеличил его смелую мечту – покинуть свое измерение. Фантазия обрисовала черты косого, его цвет, фон, гонящуюся за ним лису. Сюжет определил превалирующие цвета – оранжевый и синий. После всего увиденного осталось только нанести краски на тело автомобиля, который, будучи первой стандартной моделью в коллекции, по иронии судьбы никогда не выйдет на трассу. Австриец назвал свое творение "лисиная охота на зайца". Спустя четыре года в рядах Art Car прописался еще один "баварец". Сказать, что расписавший его американец Роберт Раушенберг был новатором в своем деле, значит не сказать ничего. Творец добавил в диалог технологии с искусством реальную жизнь. Его BMW 635 Csi неспроста напоминает черно-белый снимок с ясным предметным, а не абстрактным изображением. Раушенберг фотографировал деревья, траву, растущую на болоте, а затем из негатива с помощью фототехнологий "печатал" карточки на теле автомобиля. Так, на двери BMW нашлось место для полотна шестнадцатого века под названием "Светский человек", написанного французским художником Бронзино. Свой стиль Раушенберг называл "комбинирующаяся живопись". Его необычный подход к оформлению модели создал новый контекст для прочтения рисунка. И после окончания работы над BMW он с восхищением произнес: "Для меня эта машина – сбывшаяся мечта!"С 1989 года коллекция BMW Art Car начала стремительно расширяться. В течение следующих трех лет к уже существующим шести экземплярам, созданным за четырнадцать лет, прибавилось аж шесть красавцев.В 1989 году руководство BMW попросило директора сиднейского музея подыскать человека, способного оформить спортивное купе M3. Таковым оказался местный абориген из племени Варплири, представитель художественной школы Papunia, Джагамара Нельсон. В это же время BMW предлагает еще один M3, но уже другому австралийцу – Кену Дану. До этого заказа последний разрисовывал открытки, футболки. Получилось так, что обе совершенно одинаковые по природе модели вышли из-под кисти художников абсолютно разными. Нельсон работал семь дней в неделю, создавая "карту мира". "Эта машина – земной ландшафт как он выглядит с самолета", – такова основная идея его работы. Дан больше симпатизировал животным, разделяющим с автомобилем динамизм и экзотику. Именно поэтому второй BMW принял вид, чарующий красотой изображенного на его теле мира флоры и фауны. Однако, несмотря на все новаторства художников, до 1990 года мир Art Car collection не знал теней. Они вошли в автомобильную живопись вместе с японским художником Матазо Каяма и его BMW 535i. По иронии судьбы Матазо оказался первым художником, которому достался серебряный "немец". Каяма распылил по корпусу голубые краски, и это дало потрясающий теневой эффект! До сих пор его "арт-кар" излучает неподвластное времени обаяние. В этом же году для BMW Art Car collection испанец Сезар Манрике оформил модель 730i. Пытаясь совместить аэродинамику и скорость автомобиля с понятием эстетического совершенства, он создал нечто похожее на работу Александра Калдера 1975 года. В творении Манрике те же пылающие цвета и широкие штрихи, смешивающиеся с контурами машины и создающие при движении эффект "лунной походки". Он считал машины всего лишь неотъемлемой частью повседневной жизни. Возможно, поэтому создать что-то из ряда вон выходящее испанец не смог. А может, "семерка" попросту не вдохновила художника, как это сумела сделать BMW Z1, очаровав своим телом и характером немецкого живописца А.Р. Пенка. Он считал Z1 дорогим бриллиантом, требующим шикарной оправы и отличного ювелира. Пенку было интересно, как же искусство взаимодействует с искусством и технологиями. Удовлетворяя свое любопытство, он превратил спортивный BMW в "кусок скалы", испещренной рисунками пещерных людей. Возможно, глядя на изображение, а потом уже на автомобиль, у зрителя должен промелькнуть перед глазами весь путь, пройденный человечеством за всю его историю. Но… каждый понимает увиденное по-своему – нужно лишь иметь воображение. Идея совместить первобытное искусство с современными технологиями посетила в этом же году и жительницу южно-африканского племени Ndebele Эстер Малангу. Художница оказалась первой женщиной, влившейся в коллектив создателей BMW Art Car. Она оформила двенадцатую в коллекции модель 525i в стиле под названием Ndebele, необычайно контрастирующим с техникой Запада. Мастерство Итер сформировалась под влиянием искусства местных аборигенов оформлять свои хижины, и в течение недели она обратила внешность BMW в нечто, напоминающее жилище ее племени. Спустя год коллекция пополнилась очередным загадочным творением. Итальянец Сандро Чия хотел, чтобы люди видели свое отражение, глядя на автомобиль. И эффект был достигнут с помощью изображения несметного количества лиц на фоне моря. Модель не оставляла равнодушным никого. Ее успех был потрясающим. Этим творением венчалась интенсивная трехлетка, за время которой коллекция увеличилась в два раза! Следующий art car появится аж в 1995 году – Дэвид Хокни вывернул содержимое своего BMW 850 Csi наизнанку. Все, что внутри, стало доступно взгляду каждого. Дэвид решил предоставить возможность "зрителям" заглянуть в салон, нарисовав силуэт водителя на двери. Художник хотел подобным образом изобразить мир, в котором существует человек. Подобный подход напрочь отверг последний на сегодняшний день представитель творцов коллекции BMW Art Car. В 1999 году он расписал свой гоночный BMW V12 LMR в заурядном стиле спортивных моделей. И ничего в оформлении особенного не было, кроме… оставленных сообщений. Хромированные буквы, выполненные из тонкого слоя металла, выделялись фосфоресцирующим цветом, придающим надписям волшебный световой оттенок. Сообщение "Убереги меня от того, что я хочу", оставленное, скажем, на стене дома, ввело бы читателя в недоумение. Но сверхскоростная машина создает контекст для правильного восприятия текста, и надпись становится ясна. Последняя работа интересна еще тем, что art cars в ее "лице" вернулись к своим истокам – 24-часовым гонкам в Ле Мане. На сегодняшний день коллекция BMW Art Car составляет 15 автомобилей. Девять стран со всех континентов представлены в ней лучшими художниками. Такие государства, как Италия, Франция, Англия, США, Австралия, почитают за честь организовать выставку в главных своих музеях. И это лишь подчеркивает значимость вклада BMW в объединение двух миров – мира искусства и передовых автомобильных технологий.