495

КАЧЕСТВО ДОЛЖНО СТАТЬ ГЛАВНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ

Водка "Spicul de aur" (PRODUSE CEREALIERE, Бэлць) являетсяодной из самых качественных на рынке крепких алкогольныхнапитков РМ. Об этом свидетельствуют результатыфизико-химической экспертизы НИВВ, профессиональной илюбительской дегустации. В ходе этих мероприятий"сравнительному анализу" подверглись 13 образцов водкинаиболее распространенных в розничных сетях Молдовы торговыхмарок. Исследование было проведено в рамках акции"Отечественный производитель доказывает, что молдавскаяводка не уступает импортной", организованной компанией"ENTEH", генеральным дистрибьютором товаров ТМ "Spicul deAur" при поддержке Ассоциации производителей крепкихспиртных напитков РМ. Успех отечественного товара вызваллестный отклик со стороны руководителей государственныхструктур, координирующих алкогольный рынок РМ. Директорагентства "Молдова-вин" Валериу Миронеску пожелал бэлцкомукомбинату хлебопродуктов "экономического процветания,залогом которого служит высочайшее качество продуктов"Spicul de aur". Однако, ситуация на алкогольном рынке РМ наданный момент складывается таким образом, что качество, увы,является не самым главным конкурентным преимуществом...Согласно статистическим данным, в первом полугодии 2006объем производства водки в РМ составил приблизительно 680тыс. декалитров. В том числе на предприятиях Ассоциациипроизводителей крепких алкогольных напитков - около 561 тыс.декалитров (82%). По сравнению с показателями за тот жепериод 2005 объем производства в целом снизился на 41%. Завесь 2005 год было произведено 2297 тыс. декалитров водки.Снижение производства крепких алкогольных напитков внынешнем году специалисты отраслевой ассоциации напрямуюувязывают с повышением налогов. Так, если в 2005 годуналоговые выплаты с каждого декалитра водок и ликеровсоставляли в среднем около 66 леев (акциз - 40 леев, НДС -26 леев), то в 2006 году они выросли до 130 леев (100 и 30леев, соответственно). Более чем двукратное повышениеналогов стало одним из основных факторов роста цен накрепкие алкогольные напитки, в наибольшей степени этотпроцесс затронул сегмент недорогой продукции, котораяподорожала в среднем на 60%. Как следствие, объемы продажлегальных производителей водок, бальзамов, ликеров и т.п. всреднем сократились почти вдвое.За тот же период 2006 года объем экспорта крепкихалкогольных напитков составил чуть более 8 тыс. декалитров,что примерно в 2,6 раз меньше, чем за первое полугодие 2005.Правда, оперативные данные агентства "Молдова-вин" за 9месяцев текущего года показывают, что физический объемпоставок водок и других крепких напитков ощутимо возрос, темне менее, сохраняется значительное отставание динамикиэкспорта в нынешнем году по сравнению с прошлогоднимипоказателями. Снижение экспорта обусловлено сокращениемобъема отгрузки молдавских водок и пр. в РоссийскуюФедерацию.При этом импорт водки и ликеров за первые семь месяцевтекущего года в сравнении с данными за аналогичный период2005 вырос на 22,1% и составил более 35 тыс. декалитров. Запоследующие два месяца темп экспансии импортных водок и пр.на молдавский рынок увеличился. Так, с января по сентябрьвключительно в РМ было ввезено 62,5 тыс. декалитров крепкихалкогольных напитков на сумму почти $1,6 млн(соответственно, 133% и 143% от величины показателей за тотже период прошлого года). Крупнейшими странами-экспортерамикрепких алкогольных напитков на рынок Молдовы являются РФ,Украина, Румыния и Испания.Специалисты Ассоциации производителей крепких алкогольныхнапитков РМ считают, что в создавшейся ситуацииотечественные производители находятся в заведомопроигрышной позиции по сравнению с импортерами. Поскольку вРМ таможенный тариф на импорт водок, ликеров и др. крепкихалкогольных напитков составляет 0,5 евро/литр абсолютногоалкоголя (для продукции из стран СНГ эти тарифы вообще неприменяются), тогда как в Украине - 7,5 евро/литр, в Румынии- 60% от цены товара. Стоимость лицензии на право продажикрепких алкогольных напитков для отечественныхпроизводителей и импортеров практически одинакова - 40 тыс.леев; между тем, лицензии на импорт алкогольной продукции вРоссии или Украине обходятся в десятки тысяч евро. Крометого, по ряду объективных и субъективных причинсебестоимость спирта, а стало быть, и водки, в РФ и Украинениже, чем в Молдове.На днях импортеры в очередной раз победили не толькоотечественных производителей, но и наших потребителей вчасти этикетирования ввозимой продукции. Нашипроизводители, отправляя продукцию за рубеж, вынужденыизготавливать этикетки согласно законодательствустраны-импортера, что, как следствие, повышает цену дляконечного потребителя. К нам же импортная продукцияпродолжает ввозиться иногда даже с ложной информацией наэтикетке. На маленький "стикер" потребитель практическиникогда не обращает внимания, а если и обратит, то зачастуюпросто не может прочесть нанесенную на него информацию. Врезультате есть факты, когда на этикетке крупно указано"Люкс", а на "стикере" - спирт высшей очистки. Покупатель иплатит деньги как за "Люкс", так что посылы некоторых рьяныхзащитников "стикеров", о том, что они защищают потребителяот удорожания продукции - малоубедительны. Аналогичныхпримеров можно привести немало.Учитывая нынешнее состояние дел в отрасли, специалистыАссоциации производителей крепких алкогольных напитковсчитают, что ответственные властные структуры должныпредпринять ряд мер, направленных на восстановление лояльнойконкуренции между импортерами и отечественными операторамиводочного рынка. В частности: увеличить стоимость лицензиина импорт водки; изъять определенные товарные позиции изрежима свободной торговли с рядом стран; усилить контролькачества импортируемой продукции; ввести нетарифныеограничения на импорт крепких алкогольных напитков, в т.ч.ужесточить правила этикетирования и маркировки; повыситьтаможенные тарифы на продукцию, произведенную в странах - нечленах ВТО."Наши предложения продиктованы не эгоистическим желаниемполностью вытеснить высококачественные спиртные напиткииностранного происхождения с рынка Молдовы и тем самымущемить интересы отечественного потребителя, - утверждаетпредседатель Ассоциации производителей крепких алкогольныхнапитков РМ Сергей Сырги. - Мы не оспариваем право нашихсограждан приобретать в магазине по соседству с их домомбутылку любимого шотландского виски или российской водки, ине требуем - по примеру наших российских коллег - введенияадминистративного запрета на импорт алкогольной продукции изкакой бы то ни было страны. Однако мы считаем, что спиртныенапитки зарубежного производства не должны быть дешевле илидаже стоить столько же, сколько однотипная молдавскаяпродукция. Хотя бы потому, что практически все страны-импортеры водки и других крепких напитков в РМ своисобственные алкогольные рынки ревностно защищают высокимитаможенными пошлинами, другими налогами и нетарифнымимерами. А также внимательно, с пристрастием, отслеживаюткачество импортной продукции.К примеру, недавно один влиятельный российский чиновникзаявил, что качественная водка на рынке РФ не может стоить врознице дешевле 60 рублей за пол-литровую бутылку. Но,обратите внимание, в Молдове российская водка отдельныхторговых марок продается в супермаркетах по цене около 30леев за пол-литровую бутылку. То есть, она позиционируется втом же ценовом сегменте, что и, например, водка "Spicul deAur". Однако если качество водок бэлцкого комбинатаподтверждено неоднократными экспертизами, то качествонедорогих водок из РФ, если ориентироваться напроцитированное выше заявление российского чиновника,вызывает сомнения. Если она стоит чуть больше $2 за бутылку,то, вероятно, мы имеем дело либо с продуктом из дешевогосырья, либо с продуктом теневого производства, либо спродуктом субсидируемого экспорта.На днях промоутеры фирмы-дистрибьютора водки одной изроссийских торговых марок на рынке РМ с гордостью сообщилиСМИ о том, что в нынешнем году, благодаря эффективнойстратегии продвижения и удачной рекламе, объем продаж этойводки в Молдове возрос в несколько раз. Дополню сказанноеими лишь двумя фактами. Водка, о которой идет речь, стоиткак раз чуть больше 30 леев. И, как определила экспертизалаборатории Национального института виноградарства ивиноделия, на этикетке исследованного образца именно этойводки указана недостоверная информация о качествевходящего в ее состав спирта.Поэтому Ассоциация производителей крепких алкогольныхнапитков РМ и выступает за то, чтобы контролирующие органыРМ уделяли большее внимание проблемам соблюдениязаконодательства по защите прав потребителей ипротиводействия бутлегерству. Поэтому производители крепкихнапитков, работающие легально, предлагают профильнымминистерствам и ведомствам определить - с учетомсебестоимости, налоговых обязательств, норм рентабельности ит.д. - минимальные индикативные цены на производимую иреализованную крепкую алкогольную продукцию на внутреннемрынке. Безусловно, подобные меры обернутся подорожаниемводки и других крепких напитков с одной стороны, но и"премиумизацией" алкогольного рынка в отношении качества - сдругой. И если при таком сценарии развития ситуации кто-тоиз производителей/дистрибьюторов спиртных напитков -неважно, отечественных или импортных - заявит о многократномросте продаж благодаря эффективной рекламе и продвижению, тоон и в самом деле заслужит наши аплодисменты".
0