650

Страстная неделя для импортеров продуктов питания

В среду, 15 ноября, должно было вступить в силупостановление Службы стандартизации и метрологии РМ "О мерахпо защите прав потребителей", призванное ужесточить правиламаркировки импортных продуктов питания.Напомним, что этот революционный документ запрещаетиспользование "стикеров" и обязывает импортеров ввозить встрану лишь те товары, информация о которых нанесенанепосредственно на упаковку на молдавском, либо намолдавском и русском языках. Опубликованный два месяцаназад, он вызвал панику среди импортеров. Общие интересырешили защитить крупные операторы, которые отправились с"челобитной" в Правительство. Еще три дня назад вопросоставался открытым, но накануне "черной среды" импортерыуспокоились: им сообщили, что постановление отменено истикер остается в силе. В этой истории можно было быпоставить точку, закончив чем-то вроде того, что "верхинаступили на горло собственной песне". Однако импортеры, помнению самих верхов, чего-то недопоняли: у каждого свояпесня, и каждый должен спеть ее до конца.Но обо всем по порядку. Постановление "О мерах по защитеправ потребителей" тихо и незаметно родилось еще в декабрепрошлого года. Изначально оно должно было касаться толькопроцедуры сертификации продукции в таможенных пунктах,поскольку "сертифицируют одно, а потом завозят все, чтоугодно". В течение 2005 года свои предложения по изменениюданной процедуры высказывали различные министерства иведомства. Обсуждался вопрос, по каким схемамсертифицировать товар, чтобы и импортера приструнить, ибюджет не пострадал. О маркировке речь вообще не шла. Но тутв процесс включилось управление по защите правпотребителей Службы стандартизации и метрологии, которое ипредложило включить в проект постановления пункт, касающийсязапрета стикеров. Мотивация была понятна: импортер, допускаясамодеятельность при маркировке товара, ущемляет правапотребителя и не соблюдает закон. С этим в рабочей группеникто спорить не стал.В прессе не раз говорилось об отравленных детишках иобманутых потребителях, которые пострадали от неверного илинеточного перевода информации на стикерах. Но не только этопослужило причиной для изменения требований к маркировке. Всвое время в управление по защите прав потребителейобратилось руководство Национальной ассоциациитоваропроизводителей с предложением обязать импортеровуказывать на этикетках названия и адреса фирм-поставщиков. Вособенности тех товаров, аналоги которых производятся вМолдове. Говорят, что в проекте постановления речь должнабыла идти только о маркировке такой продукции. Однако "вовремя пути" все это переросло в полный запрет наиспользование стикеров, тем самым как бы обеспечивалсяпротекционизм местным производителям и защита интересовпотребителей.В сентябре постановление было опубликовано, до еговступление в силу оставались два месяца. На таком срокенастаивало минэкономики, которое также принимало участие вразработке документа. Импортеры тут же запаниковали, но наудивление быстро успокоились. В конфиденциальных беседах ониговорили, что "ситуация под контролем; в Службестандартизации и метрологии наши источники сообщают, чтовскоре это постановление будет изменено в нашу пользу. Ждемокончательного варианта".Настал октябрь, и ждать у моря погоды стало бессмысленно.Поставщики заволновались пуще прежнего: порядка 70%импортеров так и не смогли договориться с производителями овыпуске упаковки малыми партиями специально для молдавскогорынка. Но засверкала еще одна сторона медали. Неожиданноновые правила маркировки поддержали некоторые импортеры,которые выступили в прессе с тем, что "данное решениеправильное, есть вероятность, что хотя бы таким способомрешится проблема контрабанды". Однако эта позицияобъясняется отнюдь не гуманными, а чисто прагматическимисоображениями. Такие "правильные" импортеры поставляютограниченный ассортимент товаров, но большими партиями. Т.е.по большому счету специализируются на чем-то одном. Объем ихзаказов столь привлекателен, что производители согласилисьна изменения в маркировке продукции. А это значит, что после15 ноября у "правильных" поставщиков практически неостанется конкурентов.Действовать решили крупные импортеры, владеющие розничнымисетями: "Фидеско", "Грин Хиллс", "Магазин № 1" и "Метро",которые направили письмо в Экономический совет припремьер-министре (его подписали еще 15 поставщиков, чьитовары локализованы на румынском рынке). Лишь на прошлойнеделе инициативную группу импортеров пригласили назаседание Экономического совета, где их послание обсудили вдеталях.Все, кроме самих оптовиков, удивлялись: какой резонансполучило рядовое постановление! И представители Службыстандартизации и метрологии, и члены Экономического советаоткровенно недоумевали: о каком запрете импорта идет речь.Ничего нового в постановлении не придумано: говориться лишьо наведении порядка путем соблюдения принятых ранеезаконодательных актов. И вообще этот документ разработан дляорганов по сертификации. Заверенения были столь искренними,что кто-то предложил высказаться представителю Таможеннойслужбы и подтвердить, что никакой революции 15 ноября небудет. Последний был краток. По его словам, с 15 ноябряимпорт этикетированных стикерами продуктов питания будетзапрещен. "У вас есть постановление, а у нас - разъяснение,как оно должно работать". Немая сцена длилась минут пять.В конечном счете, члены совета согласились с доводамиимпортеров, однако решения принимать они не уполномочены.Три дня назад никакого ответа импортеры еще не получили. Навопросы "ЛП" практически все отвечали следующее: "Мы все сужасом ждем, что случиться во вторник после полуночи. Хотелизаранее завезти основные грузы, но по техническим причинамне смогли". Звонок в Таможенную службу опасения подтвердил:как пробьет двенадцать раз, все исчезнет в тот же час.Стикеры не пройдут, за исключением грузов, следующихтранзитом.К вечеру 14 ноября накал страстей поутих. В этот день судьбастикера решалась в минэкономики, откуда импортеры и получилидолгожданное сообщение: правила игры меняются, постановлениеаннулируется, вместо него появится постановлениеПравительства, которое будет пригодно для практическогоприменения. Т.е. этикетка останется, но требования к нейстанут жестче.Не из недоверия к импортерам, а из чувства выполненногопрофессионального долга, в тот же вечер звоню руководствуСлужбы метрологии и стандартизации. Ответ примерноследующий: "Никто наше постановление не аннулировал. Егодействие откладывается на два месяца, таким образом,постановление "О мерах по защите прав потребителей"вступит в силу с 1 января 2007 года. В том виде, в которомпринято! Мы учли претензии импортеров о том, что многие изних не успели изменить маркировку, кому-то необходимо ещевремя. Три года закон выполнялся кое-как, поэтому еще двамесяца мы можем подождать. Кто захочет, успеетдоговориться с производителем. Не волнуйтесь, после Новогогода никакого товарного дефицита не будет. Никаких революцийи прочего. Мы хотим навести порядок в стране, и пытаемся этосделать правильно".Импортеры получили передышку. В ряде случаев - только насловах. Импорт некоторых грузов с "неправильной маркировкой"все же был приостановлен. В четверг на таможенном пунктеТудор скопилось несколько машин с продуктами питания.Владельцам грузов сообщили, что у них нет никаких сведенийоб аннулировании документа, опубликованного 15 сентября. Ирешения Службы стандартизации и метрологии о переносе датызапрета на импорт товаров со стикерами они также неполучали. Звонки в Экономический совет и минэкономикирезультата не дали - никто ничего не знает, но обещаливыяснить...Вот такой резонанс получило постановление, в котором впервыеговорится о стикере. Этого понятия нет ни в одномсуществующем законе, нет его ни в одном словаре молдавскогоили русского языков. Юристы отмечают, что нормы поэтикетированию пищевых продуктов, дают понятие термина"этикетка". Это - "любой написанный, напечатанный,литографированный и проч. материал, который содержитэлементы идентификации продукта и сопровождает его илиприкреплен к его упаковке". В молдавском стандарте"Пищевые продукты. Информация для потребителей. Общиетребования" сказано, что "информацию располагаютнепосредственно на единице упаковки в удобном для прочтенияместе, на этикетке, контрэтикетке". Таким образом, стикер ипредставляет собой самоклеющуюся этикетку и, как бы то нибыло, соответствует всем требованиям законодательных актов.Другое дело, насколько точна информация на нем и какимшрифтом она нанесена. Вот это и надо регламентировать....Знал бы Сильвер Спенсер, придумавший в конце 1960-х несохнущий клей для изготовления липких бумажек, какой ажиотажвызовет его изобретение через пол века в республике по имениМолдова! За создание стикера он, в свое время, получилкопейки. За его использование молдавские импортеры рискуютпотерять миллионы.
0