622

Микроавтобусы с отрицательной стоимостью

О том, что будут снимать с маршрутов переоборудованные дляперевозки пассажиров грузовые микроавтобусы, было известноболее 1,5 лет. Срок достаточный, чтобы подготовиться ивывести на линии новый подвижной состав. Тем не менее, досих пор слышны разговоры о пассивных забастовках: такнекоторые владельцы маршруток лоббируют свои интересы. И ихдействия активизировались в связи с приближением 1 января2007 года, когда начнется очередной этап заменыпереоборудованных микроавтобусов.Новые Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильнымтранспортом (утверждены Правительством в июле с.г.)предусматривают поэтапный вывод из обращения микроавтобусов,переоборудованных из грузовых в пассажирские. Соседняя снами Румыния за пять лет сумела практически полностью изъятьпереоборудованные грузовые микроавтобусы из сферыпассажирских перевозок. Сейчас в Румынии по отношению кмикроавтобусам действует экологический стандарт Евро-2, а всвязи с вступлением в Евросоюз микроавтобусы должны будутсоответствовать стандарту не ниже Евро-3.По данным экологов, в Молдове 80-90% вредных выбросов ватмосферу приходится на транспортные средства. Поэтомувполне логично поставлен вопрос о замене транспортныхсредств на те, которые соответствуют экологическим нормам.Вот откуда берутся Евро-2 и Евро-3, вот почему надо сниматьс линий устаревшие и переоборудованные микроавтобусы.Не выдерживает критики и утверждение, что переоборудованныймикроавтобус по своим техническим параметрам якобы равенмикроавтобусу, изначально предназначенному для перевозокпассажиров. В Румынии специалисты провели такие испытания, врезультате чего было установлено - в случае авариипоследствия для пассажиров переоборудованного микроавтобусагораздо тяжелее. В Молдове подобных испытательных центровпросто не существует. Автомашины мы не производим. Но хорошоизвестно о том, как осуществлялось переоборудованиеогромного количества грузовых микроавтобусов: зачастую вличном гараже или сарае местные умельцы вырезали боковыестенки чтобы вставить стекла, сами прикручивали пассажирскиесидения, крепили кузов листами фанеры и т.д. Многие ихпереоборудованных кустарным способом микроавтобусов работаютдо сих пор.Аргументы защитников переоборудованных маршруток: в покупкумашин вложены деньги. В республике насчитывается 3800переоборудованных микроавтобусов, из них в Кишиневе - 1200.В результате их снятия с линий без работы якобы останутся7600 водителей. Как выясняется, на самом деле водителямничего не грозит! Законодательством ставится вопрос озамещении переоборудованных машин. Никакого "вакуума" нарынке перевозок не будет. На месте одного снятого с линиипереоборудованного микроавтобуса появится другой, которыйсоответствует установленным требованиям. И те же самыеводители сядут за руль.В Кишиневе в этом году с маршрутов сняты примерно 250-300переоборудованных микроавтобусов. В первом полугодии 2007года должны быть заменены около 400 микроавтобусов, вовтором полугодии - около 200. Никакие законодательные акты вМолдове не запрещаются перевозить грузы на этихмикроавтобусах. Запрет касается только перевозки пассажировна переоборудованных микроавтобусах.Каковы будут последствия для транспортных предприятий? Еслинорма амортизации транспортного средства составляет 7 лет,то с экономической точки зрения машины старше этого возрастадавно имеют отрицательную стоимость. Не говоря уже о 10-15лет эксплуатации. Изъятый с пассажирского маршрутапереоборудованный микроавтобус можно будет использовать поего первоначальному назначению - для перевозки грузов. Илиже для собственных нужд владельца. Юридические лица могутсписать старые микроавтобусы на металлолом. Продать старыйпереоборудованный микроавтобус за границу не удастся -соседи защищают свои рынки: Румыния идет в Евросоюз, а вУкраине автоимпорт ограничен возрастом 7 лет.В настоящее время в Молдову разрешено импортироватьтранспортные средства со сроками эксплуатации до 7 лет(ранее было 10 лет). За последние четыре года всеввезенные тогда машины давно отработали расходы на своюпокупку. И приносят своим владельцам неплохую прибыль.Естественно, что именно эти владельцы переоборудованныхмикроавтобусов не хотят уступать и упорно держатся за своеместо на рынке перевозок. А в транспортном отделеКишиневской примэрии сегодня очередь из желающих выйти налинии с микроавтобусами, которые изначально произведенызаводом-изготовителем как пассажирское транспортноесредство.Хороший микроавтобус купить нетрудно. В пригороде Кишиневедействует один из самых больших в СНГ автомобильных рынков.На одной площадке стоят легковые машины, другая "забита"микроавтобусами. Выбор огромен. Цена предлагаемых кпродаже пассажирских микроавтобусов: в возрасте до 7 лет -15-20 тысяч евро, новых - 35-40 тысяч евро.Примерно три года назад учет транспортных средств в Молдовеначало осуществлять госпредприятие "Регистру", действующеепри Министерстве информационного развития (раньше этимзанимались МРЭО - межрайонныерегистрационно-экзаменационные отделы ГАИ). "Регистру"сосредотачивает в своей базе данных всю необходимуюинформацию о транспортных средствах и их владельцах по всейреспублике. На основании этих данных формируетсяГосударственный регистр транспорта и Государственный регистрводителей.Микроавтобусы, осуществляющие пассажирские перевозки,проходят обязательное тестирование по всем установленнымпараметрам на станциях инструментального контроля.Периодичность тестирования - два раза в год. Все станцииинструментального контроля являются частными, в Кишиневерасположены 6 станций, в регионах республики - 12. С июля2000 года в Молдове проводится тестирование техническогосостояния автомототранспортных средств с использованиемкомпьютерной сети. В машине проверяется ходовая часть,уровень загазованности, внешний вид и т.д. По завершениюпроверки выдается рапорт о прохождении тестирования суказанием неисправностей, если таковые имеются. После тогокак неисправности устранены, можно выезжать на линию.Соответственно, не сможет пройти тестированиепереоборудованный микроавтобус, возраст которого на этотмомент превышает требования о поэтапном выводе изэксплуатации.Для того, чтобы заниматься перевозками пассажиров намаршрутном такси, надо получить лицензию. Ее выдаетЛицензионная палата, срок действия - 5 лет. Разрешение наосуществление деятельности на конкретном маршруте выдает вКишиневе примэрия, по республике - Министерство транспорта.Если владелец маршрутки старше 1992 года не снял ее с линиипосле 1 января 2007 года, то в его отношении могут бытьприняты меры. Дорожная полиция вправе составить протокол онарушении правил перевозок пассажиров, в результате чегоможет быть наложен штраф до 2 тыс.леев. При повторномнарушении владелец маршрутки потеряет разрешение на оказаниеданной услуги. С учетом этого есть все основания полагать,что владельцы переоборудованных микроавтобусов выполнят вустановленные сроки требования закона.
0