543

Рекламный рынок будет работать по правилам

На этой неделе в Кишиневе проходит выставка "Reclama. Design- 2006", в ходе которой было объявлено о создании новойпрофессиональной организации - Ассоциации рекламныхагентств. Идея объединиться в подобную структуру урекламщиков возникла еще лет десять назад.Ассоциация рекламных агентств была зарегистрирована еще виюле в составе двух членов - "Target Advertising" во главе сСергеем Дьякону и "Smart Media" - с Алиной Фортунатовой.Несколько дней назад был утвержден новый устав и принятыновые члены в Ассоциацию. Сегодня в нее входит уже девятьрекламных агентств, среди которых "Galartmedia", "StarComunication Group", "Standart", "Varo-Inform", "Aquarelle","Zingan". Юридически председателем Ассоциации числится г-нДьякону, однако, фактически, данная должность вакантна.Подобную структуру должен возглавлятьрекламщик-профессионал, который не задействован в рекламномбизнесе. Человека, который пожертвует предпринимательскойпрактикой ради общего дела, пока не нашли. Также еще нерешен вопрос о вступительных, членских и целевых взносах вАссоциацию. В кулуарах выставки ходили слухи, что ежегодныйвзнос может составить порядка $3 тыс. Структура хоть инекоммерческого типа, однако реализация ее целей и задачпотребует серьезной финансовой подпитки.Планы, между тем, строятся большие. Во-первых, этосотрудничество с властями в области цивилизованного развитиярекламного рынка и защита интересов членов Ассоциации. В томчисле и защита на международном уровне. В этом случае новаяструктура должна вступить в Ассоциацию рекламных агентствЕвропы. Во-вторых, рекламщики намерены бороться сдемпингом. Рекламный хаос, который наблюдается во многихсегментах, также может быть остановлен путем разработкиспециальных нормативов. К примеру, в "наружке" эту проблемунамерены решить с помощью новой концепции по размещениюнаружных рекламоносителей, которая будет предложена нарассмотрение Кишиневскому муниципальному совету.Ассоциация возьмет на себя подготовку профессиональныхкадров через проведение тренингов и семинаров. Сколько вМолдове копирайтеров и где их кузница кадров? Кто можетназваться неймером? Как агентство получает хорошегомедиа-плейнера или креативщика?Подобными вопросами некоторые члены Ассоциации задавались напрошедшей пресс-конференции. Однако за кадром осталсяглавный вопрос, ответ на который хотелось бы услышать изпервых рук: если Ассоциация представляет рекламный рынок, токаково его лицо? Сколько в Молдове рекламных агентств?Сколько денег сегодня вращается на рынке? По какомупринципу он развивается и развивается ли вообще? Ответ наэти вопросы "ЛП" удалось получить у некоторых представителейотрасли в личной беседе, после завершения мероприятия.Сегодня в Кишиневе рекламные услуги предоставляют более 200компаний. Конкуренция жесткая, однако, о перенасыщении рынкаговорить рано. Рекламщики считают, что объем рекламногорынка в этом году составляет $14 млн - сумма более чемскромная. На Украине и в Румынии этот показательприближается к $1 млрд, но и рекламные потоки там иные. То,что в Молдове принято считать солидным рекламным бюджетом, вРумынии - это деньги "на карманные расходы". Соседние рынкирастут примерно на 40% в год (на Украине были случаи роста ив 60%). За прошедшие девять месяцев молдавский рынок рекламыувеличился не более чем на треть.Основные финансовые потоки распределяются в т. н. сегментемедиа - телеканалы, наружная реклама, радио и пресса.Порядка 70% из общих рекламных средств "съедает" ТВ.Молдавский рынок телерекламы оценивается в $10 млн, из нихбольше половины приходится на "Первый канал в Молдове".Рекламщики утверждают, что такова стратегия российской"Video International", работающей в Молдове, - компании-продавца рекламного времени. Она контролирует более 70%российского рынка, примерно такая же ситуация и на Украине.С приходом "Video International" в Молдову многие отмечают,что правила игры стали цивилизованнее. Теперь продавецудерживает единую планку цен для всех заказчиков (до этогоцены зачастую негласно варьировали, в зависимости отличности самого заказчика).Представители рынка считают, что принятие в августе новогоКодекса телевидения и радио РМ напрямую связано с появлениемна рынке "Video International". Все ограничения, связанные стелерекламой, стали соблюдаться. К примеру, одно из крупныхрекламных агентств не смогло пропустить на ТВ рекламулекарств. Всего за пару месяцев заказчики вдруг поняли, чтоанархия в телерекламе на ведущих каналах подходит к концу исегодня они отмечают, что "ведется честная политика ижесткие правила россиян подвигнут рекламодателя искатьальтернативные медиа-носители, тем самым развивая рекламныесегменты-аутсайдеры". (Как потребитель рекламы, честноотмечу, что нарушения в телерекламе по-прежнемупродолжаются, несмотря на все уверения рекламщиков).Если "Первый канал в Молдове" признанный лидер рынка,рейтинги остальных ТВ-каналов до сих пор считаютсяноминальными. Из разговора с управляющим одного изпопулярных телеканалов выяснилось, что его не устраиваеткачество мониторинга, проводимого в республике. "Иностранныекомпании измеряют телеаудиторию с помощью всего 350молдавских семей, в домах которых установлены пиплметры. Изних 150 кишиневцы. Столь мизерное количество участниковникак не влияет на объективность показателей. Я понимаю,было бы их хотя бы 3 тыс.! Поэтому рейтингам я не верю, хотьи подписан на пакет этих исследований".Среди рекламных агентств ярко выраженных лидеров порядкадесяти: "Galartmedia", "Target Adversiding", "InitiativeMedia", "Grey Worldwide", "McCann Erickson", "StarComunication Group", "Smart Media", "Indigo Advertising".Последние два - из категории молодых, но развиваются оченьдинамично. До недавнего времени лишь "Grey" и "McCannErickson" были агентствами со 100%-ным иностраннымкапиталом. Сейчас практически весь сегмент работаетсамостоятельно, по франчайзингу, отчисляя роялтизарубежному сетевику.Операторы утверждают, что в Молдову пришли многие серьезныезаказчики, но такие компании как "Coca-Cola", "Voxtel","Efes-Vitanta" не ограничиваются услугами одного агентства.Большие рекламные заказы распределяются среди несколькихучастников рынка, поскольку обслуживание такого клиентапредполагает наличие большой профессиональной команды.С кадрами у нас туго. В агентствах трудятся порядка 500человек и почти все известные рекламщики - самоучки. Вотрасль приходят из разных профессий, но особенно многоврачей. В Кишиневе известен креативщик Виталий Антон, он жепрактикующий хирург. В "Smart Media" и "Starcom Moldova"также работают бывшие врачи. Многие из них стояли у истоковзарождения рекламного бизнеса, где начинали свою трудовуюдеятельность за 500 леев в месяц. Сегодня зарплата урекламщиков эквивалентна той, что в Бухаресте и Киеве.Многие выпускники школ, устраиваясь в подмастерья крекламисту, с порога требуют зарплату в $300. Многиерумынские рекламщики выразили готовность работать вКишиневе, однако местные агентства пока от предложенийотказываются. Ищут толковых ребят, самостоятельно ихобучают, но в этом деле большую ставку делают намастер-классы, которые намерена проводить Ассоциациярекламных агентств.Доходы рекламных агентств складываются, главным образом, изкомиссиона в процентах от суммы заказа. Рекламщики говорят,что за последние пару лет был всего лишь один случай, гдекомиссион составил 15%. В основном сейчас рекламноеагентство зарабатывает в пределах 8-10% от суммы заказа.Однако все идет к тому, что агентства начнут работать пофиксированной ставке. На Западе комисион в 1% - это бешенаясумма, в Кишиневе же с рекламной кампании, стоимостью в $1тыс., агентство получает свою сотню, которая покроет расходына два телефонных переговора. Есть идеи, которые стоятдешево. Например, можно постричь газон в форме логотипачайного бренда, или обклеить канализационные люки чашками скофе новой марки. Однако заказчик, в силу своегоменталитета, к таким экспериментам не готов. Он выбираеттелеканалы и "наружку", так ему кажется проще иэффективнее. Ситуация изменится лишь когда эти нишизаполнятся и клиенту та же телереклама станет не по карману.Тогда он вынужден будет искать альтернативы и рынок,наконец, начнет развиваться пропорционально. Так как этопроисходит в соседних странах. Но пока по уровню развития мыотстаем на десяток лет. Это расстояние и должна сократитьновая организация рекламных агентств.
0