739

"Сомнительные" списки

Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупциейутвердил списки стран, финансовые операции с которыми могутсчитаться сомнительными. Таково требование Закона опредупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированиемтерроризма. Да и международные организации настаивают.Списков опубликовано четыре. В них вошли страны, в которыхможет иметь место нелегальное производство наркотическихвеществ (45); которые не применяют либо применяютнедостаточные меры по предупреждению и борьбе с отмываниемденег и финансированием терроризма (1); которые могут иметьвысокий уровень преступности и коррупции (20); оффшорныезоны (55). Помимо этого утвержден список лиц, групп иорганизаций, которые установлены в причастности ктеррористической деятельности (104).По словам главного инспектора службы по предупреждению иборьбе с отмыванием денег ЦБЭПК Вячеслава Врабий, подобныесписки существовали и ранее. Они опубликованы на официальныхсайтах таких международных структур, как ООН, Совет Европы,Международная комиссия по борьбе с отмыванием денег (FATF) идр. Именно их использовали при определении сомнительностиоперации.В Центре утверждают, что FATF рекомендует структурам,борющимся с отмыванием денег, составлять соответствующиесписки, но не может настоять на включении в них того илииного государства. В нашем случае, по словам сотрудниковЦБЭПК, разработали и утвердили списки, основывающиеся насобственном опыте и с учетом геополитического положенияМолдовы. Кстати, "сомнительный" перечень значительносократили - со 141 до 121 страны. Исключили некоторыеевропейские страны, находившиеся здесь до последнего времени"по старинке". Это, по оценкам специалистов, снизит долюопераций, подпадающих под определение "сомнительные". Еслираньше этот показатель достигал 5%, то сейчас он не будетпревышать 2-3% от поступающей в Центр информации.В то же время, Центр вправе, если возникнет такаянеобходимость, дополнить тот или иной список новыми"членами".В утвержденный перечень стран, которые могут иметь высокийуровень преступности и коррупции, включены партнеры Молдовыпо СНГ. В частности, речь идет о Туркменистане,Таджикистане, Узбекистане. Некоторые эксперты считают, чтозанятая Молдовой позиция может сказаться на двустороннихотношениях. Кому понравиться, если твой партнер открытозаявляет о твоей же сомнительной надежности? В этойситуации лучше было бы исключить из списков страны, скоторыми исторически наладились связи. Тем более чтосигналов о попытках легализации "грязных" денег резидентамиэтих стран не было зарегистрировано.Вячеслав Врабий считает, что обижаться никому из тех, ктовключен в утвержденные Центром списки, совершенно не стоит.Дело в том, что отношения - отношениями, а рейтинги обуровне коррупции, преступности указывают на не совсемблагоприятную обстановку. Помимо этого, списки отражают неотношение к стране в целом, а к отдельным процессам иявлениям. Несмотря на внешние обязательства Молдовы, слеповыполнять те или иные "советы" в этом направлении, говорят вцентре, мы не будем... Но, в то же время, при составлениинациональных списков сложно было не учесть целый рядпринятых на международном уровне критериев.В связи с этим возникает вопрос: а не может ли Молдоватакже, по признанным нормам, попасть в аналогичные спискидругих государств. Ведь, в рейтингах о коррупции мы занимаемдовольно почетные места, с преступностью у нас тоже не все впорядке, да и информация о производстве наркотиков нет-нетда и всплывет: По словам Вячеслава Врабий, Молдова, по егоданным, не значится в перечне таких стран. Общее положениедел у нас не вызывает опасения (масштабы не те), да ипопыток осуществить крупные незаконные финансовые сделкизарегистрировано не было. Так что, наша республика непредставляет угрозы ни для соседних, ни для болееотдаленных государств.По словам сотрудников Центра, все четыре спискасогласовывались с Ассоциацией коммерческих банков РМ.Обоснованные замечания, как заверяет Вячеслав Врабий, былиучтены. Таким образом, никаких неудобств финансовыеучреждения испытывать не будут. По их настоянию из списковбыли исключены некоторые страны. Например, Швейцария. Попалаона в перечень, как государство с упрощенной налоговойполитикой. Выбыла и Ирландия, где трудится немало молдаван,осуществляющих денежные переводы на родину. Но, этосовершенно не означает, что если операции из этих стран, даи любых других, вызовут сомнение, центр не отреагируетдолжным образом.Представители банковских кругов утверждают, что они большевсего ожидали списка оффшорных зон. А в итоге, им придетсяпользоваться четырьмя документами. Вячеслав Врабий говорит,что и тут Молдова не могла отойти от международныхтребований. Поэтому и разделила государства повышеупомянутым характеристикам. Но это совсем не означает,что возникнут какие-то неудобства. К примеру, в списокстран, в которых может иметь место нелегальное производствонаркотических веществ, вошли Албания, Афганистан, Боливия,Танзания и др. На самом же деле, с этими государствамисделок очень мало или вообще не зарегистрировано. Мы должнысовершенствовать законодательство в области борьбы сотмыванием денег и финансированием терроризма. Даже если этидействия, кажутся, на первый взгляд, бесполезными.Кстати, в этом же списке значатся Аргентина, Бразилия. Изэтих стран мы в солидных объемах импортируем мясо. Так чтомогли бы проявить характер и отказаться от включения этихстран в перечень. Аналогичная ситуация и в отношении Китая,Кипра, Израиля.Международные специализированные организации чуть ли неежемесячно вносят поправки в соответствующие списки. Кто-тоиз них исключается, кто- то дополняет их. Возникает вопрос,как будет построена работа у нас? Что, каждый раз, послевнесения изменений их будут заново публиковать? А почему быи нет, говорят в Центре. В конце-концов все делается дляудобства и ясности в работе. По словам г-на Врабий, скореевсего, утвержденные списки не будут существенно расширяться.Коррективы могут внести после применения списков напрактике. Все будет зависеть от экономическихвзаимоотношений с той или иной страной, и, естественно, отданных международных организаций.Специалисты Центра говорят, что, по большому счету,финансовым учреждениям не придется перестраивать своюработу. Прежде всего, потому, что действующее в даннойобласти законодательство меняться не будет. Во всякомслучае, в ближайшее время. В том числе относительнокритериев определения сомнительности операций. В законепредусмотрено, что банки обязаны информировать Центр покаждой сделке, совершаемой физическим лицом, на сумму,превышающую 300 тыс. леев; юридическим лицом - свыше 500тыс. леев. Специальный формуляр заполняется и в случае,когда сумма нескольких операций, совершенных в течение 30дней физическим или юридическим лицом, в том числе по ихпоручению, достигает указанных выше лимитов.В Центре не видят ничего страшного в том, что банкипредоставляют ему информацию о финансовых операцияхнерезидентов (при превышении установленногозаконодательством уровня). До сих пор, как утверждаетВячеслав Врабий, никаких проблем для добросовестныхиностранных инвесторов не было. Так что и нет основанийменять что-либо. Просто так, без особого повода, никтоникому не будет чинить препятствий. Но, если предположить,что на чьи-то счета поступят деньги непонятногопроисхождения, из оффшорных зон, стран, входящих вутвержденные списки, у государства должны быть инструментыдля проверки их законности.До настоящего времени в центр не поступала информация обоперациях, напрямую связанных с отмыванием денег илифинансированием терроризма. Действия, которые каким-тообразом попали под определение "сомнительные сделки",рассматриваются, но пока не закончится анализ, проверка и,возможно, расследование, назвать их незаконными нетоснований, говорит г-н Врабий.Независимые эксперты считают, что для отмывания денегМолдову вряд ли кто будет использовать. Поток средств,идущий через нее, настолько незначителен, что любая попытка"провести" более или менее солидную операцию, сразу жевсплывет. Так что в наших условиях такой риск совершенно неоправдан.Есть вопросы и к последнему списку, в который включены лица,группы и организации, причастные к террористическойдеятельности. И, прежде всего, потому что в списках незначатся Усама бен Ладен и возглавляемая им Аль-Каеда. ВЦБЭПК этот феномен объясняют тем, что предупреждение остепени опасности этого террориста содержится в директивахООН. Зато в утвержденный список включен ХАМАС, пришедший квласти в Палестине в результате всеобщих выборов. А еще ИРА,объявившая недавно о своем разоружении и приступившая кпереговорам с правительством Великобритании. В Центреговорят, что пока определенной ясности в отношении этихформирований нет, они останутся в списке террористов. Каки Коммунистическая партия Филиппин.
0